Большая Советская энциклопедия

    (Thales)

    (около 625–547 до н. э.), древнегреческий философ, родоначальник антич. и вообще европ. философии и науки, основатель милетской школы (См. Милетская школа). Происходил из Милета (Малая Азия). По преданию, путешествовал по странам Востока, учился у егип. жрецов и вавилонских халдеев. Возводил всё многообразие явлений и вещей к единой основе (первостихии или первоначалу), которой считал «влажную природу», воду: всё возникает из воды и в неё превращается. Для Ф. характерен Гилозоизм: «мир одушевлён и полон богов»: вслед за Гомером мыслил душу в виде тонкого (эфирного) вещества. Предсказал солнечное затмение 585 до н. э.

    Фрагменты в рус. пер., в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 1, Каз., 1914, с. 9–24.

    Лит.: ТомсонД ж., Первые философы, пер. с англ., т. 2, М., 1959, с. 145–58; Лосев А. Ф., История античной эстетики, М., 1963, с. 339–43; Михайлова Э. Н., Чанышев А. Н., Ионийская философия, М., 1966, с. 25–50.

    А. Ф. Лосев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ФАЛЕС (ок. 625 - ок. 547 до н. э.) - древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы. Возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии - воде.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    ФАЛЕС (640 - около 562 или 550 до нашей эры, древнегреческий мыслитель, один из родоначальников античной философии и науки, основатель милетской школы. Фалес - первый из "семи мудрецов". В своем учении полагал, что все произошло из воды; "все полно богов", или "душа-псюхе размешана во Вселенной". Письменных сочинений Фалес не оставил.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Русско-английский словарь математических терминов

    p.n.Thales

  7. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  8. История Философии: Энциклопедия

    ФАЛЕС

    (около 640/625 — около 547/545 до н.э.) — древнегреческий философ и политический деятель (из Милета), один из ‘семи мудрецов’. В 585 до н.э. предсказал солнечное затмение, измерил высоту египетских пирамид по их тени. Согласно Аристотелю, Ф. — первый ионийский и древнегреческий философ. В фокусе внимания Ф. были проблемы природы. Предположительно, возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии — воде. Делает первый шаг на пути формирования в античной философии идеи arche как субстрата мира, заложив основы перехода от свойственного для мифологии генетизма к субстратному мышлению: согласно Ф., не только: 1) все сущее возникло из воды, 2) все постоянно возникает из воды, 3) все станет и 4) все становится водой, но также и: 5) все есть вода. (Согласно Ф., все из воды: во-первых, начало всех животных — сперма, она влажная; во-вторых, все растения питаются влагой и от влаги плодоносят, а лишенные ее засыхают; в-третьих, и сам огонь Солнца и звезд питается влажными испарениями, равно как и сам Космос. Земля плавает в воде подобно дереву.) Магнит и янтарь, по Ф., имеют душу. Бог, по Ф., — это ум Космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств. Панпсихизм, приписываемый Ф., дополняет его гидрокосмогоническое видение мира в традиции древнеегипетских представлений о творении земного диска из первобытного океана вкупе с ‘жизненным дыханием’. Жизнь у Ф. необходимо предполагает питание и дыхание: в этих функциях выступают вода и божественное начало (‘псюхе’). Ф. (и Филону) приписывается изречение: ‘Познай самого себя’. Сочинения Ф. ‘О солнцевороте’ и ‘О равноденствии’ и другие не сохранились.

  9. Источник: История Философии: Энциклопедия



  10. Энциклопедия Кольера

    (ок. 640-546 до н.э.), древнегреческий философ, основатель милетской школы. Уроженец Милета в Малой Азии. Фалеса считают отцом греческой философии и причисляют к Семи мудрецам. Сообщается, что Фалес предсказал затмение Солнца (произошедшее, согласно современным вычислениям, 28 мая 585 до н.э.). Он был также умелым политиком и пытался сплотить города Ионии в оборонительный союз против Персии. Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Креза, Фалес, как сообщают, пустил реку Галис по новому руслу, а свои деловые качества доказал, захватив монополию на торговлю оливковым маслом. Традиция утверждает, что Фалес познакомил греков с геометрией, которую изучил в Египте. Сочинения Фалеса не сохранились (возможно, он ничего не писал), и то, что мы знаем о его учении, происходит из вторичных источников, в первую очередь из трудов Аристотеля (Метафизика I 3). Фалес считал воду первопринципом, из которого возникают все вещи и в который они распадаются. Согласно Аристотелю, это утверждение основывалось на том наблюдении, что многие предметы, необходимые для жизни (пища, тепло, семена и т.д.), так или иначе содержат влагу. Аристотель приписывает Фалесу изречения: "все полно богов" и "камень (т.е. магнит) имеет душу и потому двигает железо". Присущий философии Фалеса анимизм (иногда его называют гилозоизмом), т.е. вера в то, что материя пронизана жизнью и наделена душой, характерен для представителей ранней ионийской школы.

    ЛИТЕРАТУРА

    Фрагменты ранних греческих философов, ч. 1. М., 1989

  11. Источник: Энциклопедия Кольера



  12. Философская энциклопедия

    ФАЛЕС

    (около 625 — около 547 до н.э.) — первый др.-греч. философ и ученый, основатель милетской школы, родоначальник европейской философии. Учился в Египте, усваивая ближневосточные науки; предсказал солнечное затмение (25 мая 585 до н.э.). Стремился построить картину мироздания на естественных и разумных основаниях. Первоначало и первооснова всего сущего, по Ф., — вода. Она разумна. Если что и божественно, то только она. Души — всего лишь активные силы, источники движения. Магнит имеет душу, ибо он притягивает железо. Будучи первым среди «семи греч. мудрецов», Ф. сказал, что «больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит», «быстрее всего ум, потому что он все обегает», «сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть», «мудрее всего время, потому что оно все открывает». Ф. выдвинул требование: «Познай самого себя». Мысля о мироздании, надо стремиться к единству: «Много слов отнюдь не выражают мудрую мысль. Ищи одну мудрость. Выбирай одно благо. Так ты заткнешь бесконечноречивые языки болтунов».

  13. Источник: Философская энциклопедия



  14. Новейший философский словарь

    ФАЛЕС (ок. 640/625 - ок. 547/545 до н.э.) - древнегреческий философ и политический деятель (из Милета), один из «семи мудрецов». В 585 до н.э. предсказал солнечное затмение, измерил высоту египетских пирамид по их тени. Согласно Аристотелю, Ф. - первый ионийский и древнегреческий философ. В фокусе внимания Ф. были проблемы природы. Предположительно, возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии - воде. Делает первый шаг на пути формирования в античной философии идеи arche как субстрата мира, заложив основы перехода от свойственного для мифологии генетизма к субстратному мышлению: согласно Ф., не только 1) все сущее возникло из воды, 2) все постоянно возникает из воды, 3) все станет и 4) все становится водой, но также и 5) все есть вода. (Согласно Ф., все из воды: во-первых, начало всех животных - сперма, она влажная; во-вторых, все растения питаются влагой и от влаги плодоносят, а лишенные ее засыхают; в-третьих, и сам огонь Солнца и звезд питается влажными испарениями, равно как и сам космос. Земля плавает в воде подобно дереву). Магнит и янтарь, по Ф., имеют душу. Бог, по Ф., - это ум космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств. Панпсихизм, приписываемый Ф., дополняет его гидрокосмогоническое видение мира в традиции древнеегипетских представлений о творении земного диска из первобытного океана вкупе с «жизненным дыханием». Жизнь у Ф. необходимо предполагает питание и дыхание: в этих функциях выступают вода и божественное начало (»псюхе»). Ф. (и Филону) приписывается изречение: «Познай самого себя». Сочинения Ф. «О солнцевороте» и «О равноденствии» и др. не сохранились.

  15. Источник: Новейший философский словарь



  16. Энциклопедический словарь

    Фале́с

    (около 625 — около 547 до н. э.), древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы. Возводил всё многообразие явлений и вещей к единой первостихии — воде.

    * * *

    ФАЛЕС

    ФАЛЕ́С (Thales) (ок. 640 — ок. 546), древнегреческий философ и ученый, основатель так называемой ионийской(см. ИОНИЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ) (милетской) школы, родоначальник античной философии и науки; в древности почитался как один из «Семи мудрецов». Аристотель(см. АРИСТОТЕЛЬ) начинает с Фалеса историю метафизики, Евдем(см. ЕВДЕМ из Родоса) — историю астрономии и геометрии.

    Происходил из города Милета в Малой Азии, принадлежа к аристократическому роду. Был близок милетскому тирану Фрасибулу(см. ФРАСИБУЛ) и связан с храмом Аполлона Дидимского, покровителя морской колонизации. По свидетельству Диогена Лаэртского(см. ДИОГЕН Лаэртий), бывал в Египте и жил у жрецов, изучая астрономию и геометрию. Видимо, Фалес использовал достижения древневосточной науки египтян, вавилонян и финикийцев. Диоген Лаэртский сообщает, что Фалес установил продолжительность года и разделил его на 365 дней. По словам Геродота, в 585 до н. э. мудрец предсказал полное солнечное затмение.

    Имя Фалеса уже в 5 в. до н. э. стало нарицательным для мудреца. Мудрость его истолковывалась по-разному: то как практическая смекалка и изобретательность, то как созерцательная отрешенность (Платон(см. ПЛАТОН (философ))). Предание рисует Фалеса купцом и предпринимателем, гидроинженером, тонким дипломатом и мудрым политиком, провидцем, предсказывающим погоду и затмения.

    Из приписываемых Фалесу сочинений ни одно до нас не дошло. Содержание их известно только в передаче более поздних авторов. Аристотель приводит 4 тезиса, которые могут восходить к устному учению Фалеса: 1) все произошло из воды; 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) все полно богов или душа размешана во вселенной; 4) магнит имеет душу, так как движет железо. Таким образом, Фалес впервые сформулировал две основные проблемы греческой натурфилософии(см. НАТУРФИЛОСОФИЯ): проблемы начала и всеобщего. Все многообразие явлений и вещей он сводил к единой основе-первоначалу, которым Фалес считал воду. Отличая душу от тела, душевную жизнь от процессов природы, Фалес, вслед за Гомером(см. ГОМЕР), представлял душу в виде тонкого эфирного вещества. Он считал, что душа, как активная сила и вместе с тем носитель разумности и справедливости, причастна к божественному (разумному и прекрасному) строю вещей.

    По свидетельству Прокла(см. ПРОКЛ (философ)), Фалес первый стал доказывать геометрические теоремы; ему принадлежат доказательства следующих положений: 1) круг делится диаметром пополам; 2) в равнобедренном треугольнике углы при основании равны; 3) при пересечении двух прямых образуемые ими вертикальные углы равны; 4) два треугольника равны, если два угла и сторона одного из них равны двум углам и соответствующей стороне другого.

  17. Источник: Энциклопедический словарь



  18. Сводная энциклопедия афоризмов

    Фалес

    (Thales)Фалес (Thales) Милетский (ок. 624 - ок. 546 до н.э.)

    Греческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской школы, с которой начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии, метеорологии, астрономии, биологии. Таким образом Фалес считается родоначальником античой и, как следствие, европейской философии и науки. Считался первым из Семи мудрецов Греции. По преданию, путешествовал по странам Востока, учился у египетских жрецов и вавилонских халдеев. В Египте занимался изучением причин наводнений, нашел способ измерения высоты пирамид. По словам Геродота, Фалес предсказал солнечное затмение, наблюдавшееся 28 мая 585 до н.э. Для Фалеса характерен гилозоизм ("мир одушевлен и полон богов"). Пытаясь определить основу материального мира, пришел к выводу о том, что ею является вода.Афоризмы, цитаты
    • Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума - в знании.
    • Что легко? - Давать советы другим.
    • Соблюдай меру. (начертано у входа в храм Аполлона в Дельфах)
    • Мудрее всего - время, ибо оно раскрывает все.
    • О друзьях должно помнить не только в их присутствии, но и в их отсутствии.

  19. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  20. Реальный словарь классических древностей


    • Thales,

    Θαλη̃ς,

    1. один из семи мудрецов (см. Семь мудрецов) Греции, сын Ексамия и Клеобулины, родился в Милете в 639 г. и умер в 546 г. до Р. X. До нас дошли только недостоверные и разноречивые заметки о нем. Геродот рассказывает (1, 57), что Ф. принимал деятельное участие в делах своего родного города, что под его руководством река Галий (Галис) была ограждена плотинами и что по его предложению заключен был союз между ионическими городами. Иногда его называют основателем геометрии и астрономии у греков, иногда первым философом. Имя его сделалось синонимом мудреца вообще. В своей естественной философии он признает воду первоначальной причиной всего видимого мира. Земная площадь плавает в первобытной воде, наполняющей одну половину небесного шара, как яйцо скорлупу, тогда как другая половина сводом поднимается над земной поверхностью. Т. к. он еще не знал вращения земли вокруг наклонной оси, то едва ли можно допустить, что известие, будто он предсказал солнечное затмение достоверно. ср.: H. W. Schaefer, astron. Geogr. d. Gr. (1873); Decker, de Thalete Milesio (1865);

    2. кроме этого Фалета известны еще другие лица того же имени, так, напр., ритор в Сицилии, живописец из Сикиона, один древний поэт, современник Гесиода.

  21. Источник: Реальный словарь классических древностей



  22. Античная философия

    ФАЛЕС (Θαλῆς) из Милета (Иония, Мал. Азия), др.-греч. философ и ученый, основатель Милетской школы, один из «Семи мудрецов». Согласно «Хронике» Аполлодора, род. в 640 до н. э. (распространенная в литературе дата 625 основана на неприемлемой конъектуре Г. Дильса) и прожил 78 лет (90 по Сосикрату); по современным вычислениям, дата «предсказанного» Ф. затмения - 28 мая 585 до н. э. Происходил из аристократического рода, был близок к милетскому тирану Фрасибулу и связан с храмом Аполлона Дидимского, патрона морской колонизации. Достоверна традиция о путешествии Ф. в Египет и знакомстве с древнеегипетской геометрией и космологией. Имя Ф. уже в 5 в. стало нарицательным для «мудреца» (Аристофан, «Облака» 177): мудрость Ф. истолковывается то как практическая смекалка и изобретательность, то (особ, в 4 в.) как созерцательная отрешенность (Платон, Гераклид Понтийский). Предание рисует Ф. купцом и предпринимателем, гидроинженером, тонким дипломатом и мудрым политиком, «первым» из 7 мудрецов, провидцем, предсказывающим погоду и затмения, наконец, своего рода культурным героем греческой науки и философии. Аристотель начинает с Ф. историю метафизики, Теофраст — «естественной истории», Евдем - астрономии и геометрии. Отделить историю от легенды, аутентичную традицию от позднейшей «реконструкции» не всегда возможно; письменных сочинений Ф. не оставил.

    Аристотель (предположительные источники которого - Гиппий и Ксенофан) приводит четыре тезиса, которые могут восходить к устному учению Ф.: 1) все произошло из воды (в перипатетической формулировке, вода - архе, или материальная причина сущего); 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) «все полно богов» (множественное число имеет собирательно-родовое значение, эквивалентное «божеству» вообще), или «ду-ша-псюхе размешана во Вселенной»; 4) магнит (по Гиппию, также янтарь) «имеет душу», т. к. «движет железо» (пример одушевленности неодушевленного). Отношение гидрокосмогонии (тезисы 1-2) к комплексу панпсихизма (тезисы З^Г) проясняется стоической доксографией (DK11 А 23), истолковывающей панпсихическое божество как демиургический принцип (нус), оформивший первоначальный водный хаос в упорядоченный мир и «пронизывающий» его в виде дыхания-пневмы. Реконструируемая т. обр. система находит близкие параллели в других ближневосточных космогони-ях и, вероятно, генетически связана с древнеегипетской фиванской теологией Амуна (творящего земной диск из первобытного океана Нун и пронизывающего весь мир как «жизненное дыхание»), переосмысленной в духе милетского натурализма и рационализма. В основе архаической биоморф-ной онтологии Ф. лежит отождествление понятий «бытия» и «жизни»: все, что есть, живет; жизнь необходимо предполагает дыхание и питание; первую функцию выполняет псюхе (божество), вторую (трофическую) - вода. Т. обр., «материя», в духе ранних врачей-натурфилософов, понимается как «пища» или «семя» космического организма (ср. Аристотель. «Метафизика» 983Ь22 сл.). Эта традиция биоморфного космотеизма идет от Ф. через Анаксимена, Гераклита, Диогена Аполлонийского к стоикам.

    Свидетельства: DK I, 67-81; Maddalena A. Ionici, testimonialize e frammenti. Fir., 1963, p. 1-75; Colli G. La sapienza greca. Vol. 1. Mil., 1977; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 100-115.

    Лит.: Classen С J. Thaies, - RE, Suppl. 10, 1965, col. 930-947; Mansfeld J. Aristotle and others on Thaies, or the beginnings of Natural-Philosophy, - Mnemosyne, ser. IV, 38, 1-2, 1985, p. 109-129; Лебедев А. В. Демиург у Фалеса? (К реконструкции космогонии Фалеса Милетского), - Текст: семантика и структура. М., 1983, с. 51-66.

    А. В. ЛЕБЕДЕВ

  23. Источник: Античная философия



  24. Большой Энциклопедический словарь

    ФАЛЕС
    ФАЛЕС (ок. 625 - ок. 547 до н. э.) - древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы. Возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии - воде.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  25. Источник: