Большая Советская энциклопедия

    («Вампу́ка»,)

    одноактная опера-пародия «Вампука, невеста африканская, образцовая во всех отношениях опера» [музыка В. Г. Эренберга, либретто его же по фельетону А. Манценилова (М. Н. Волконского)]. Высмеивает нелепые условности и штампы в оперных спектаклях — затянутость действия, расчленение слов и повторы отдельных слогов, теряющих всякий смысл. Впервые поставлена в 1909 в Петербурге театром «Кривое зеркало»; до 1927 исполнялась в Ленинграде, Москве, Риге и Тбилиси. Название «В.» стало нарицательным для обозначения всего условного, трафаретного, ходульного, далёкого от действительности в оперных постановках

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. вампу́ка;
    2. вампу́ки;
    3. вампу́ки;
    4. вампу́к;
    5. вампу́ке;
    6. вампу́кам;
    7. вампу́ку;
    8. вампу́ки;
    9. вампу́кой;
    10. вампу́кою;
    11. вампу́ками;
    12. вампу́ке;
    13. вампу́ках.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ушакова

    ВАМПУ́КА, вампуки, жен. (разг. ирон.). Нелепые сценические положения, характерные для традиционных оперных постановок. (По на званию оперы-пародии, поставленной в 1908 г. в театре "Кривое Зеркало".)

  5. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  6. Энциклопедический словарь

    ВАМПУКА

    «ВАМПУ́КА...», опера-пародия, высмеивающая условности и обветшалые традиции в оперных спектаклях. Музыка дирижера и композитора В. Г. Эренберга на текст пьесы «Вампука, принцесса Африканская» М. Н. Волконского(см. ВОЛКОНСКИЙ Михаил Николаевич). Поставлена в Санкт-Петербурге в 1909. Название «вампука» обычно используется как обозначение всего искусственного, ходульного в театральных постановках.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Музыкальная энциклопедия

    ("Вампука, невеста африканская, образцовая во всех отношениях опера") - одноактная опера-пародия В. Г. Эренберга (либр. его же по фельетону А. Манценилова (M. H. Волконского)). В пародии высмеиваются нелепые условности и штампы оперных спектаклей, затянутость оперного действия, свойственные итал. опере расчленение слов и бессмысленные повторы отдельных слогов. Впервые "В." была поставлена 19 января (1 февраля) 1909 в Петербурге т-ром "Кривое зеркало" (режиссёр С. А. Унгерн). Вплоть до 1927 она исполнялась в Ленинграде, Москве, Риге и Тбилиси. Назв. "В." стало нарицательным для обозначения всего трафаретного, ходульного, нелепого в оперных спектаклях.

    Литература: "Театр и искусство", 1909, No 5, с. 98-100; Homonоvus, Заметки, там же, 1917, No 43, с. 752-53; Гнедич П., Из моей записной книжки. О "Вампуке", там же, 1917, No 48, с. 802-804.

  9. Источник: Музыкальная энциклопедия



  10. Литературные герои

    ВАМПУКА - героиня «образцового либретто для оперы» под названием «Принцесса Африканская» (1900), подписанного Анчаром Манцениловым (псевдоним М.Н.Волконского, романиста и драматурга, автора литературных и театральных пародий). Травестируя сюжетные обстоятельства опер «Аида» Верди и «Африканка» Мейербера, Волконский в своей пародии представляет героиню жертвой роковых страстей. Коварные эфиопы, «противники Европы», преследуют прекрасную В., чтобы, захватив ее в плен, выдать замуж за царя Стро-фокамила. В. и ее возлюбленный Лодырэ, «молодой человек с перьями где нужно», спасаются от погони и исполняют длинный дуэт «Бежим, спешим!», оставаясь, согласно оперным условностям, на месте, что позволяет эфиопам настигнуть беглецов. Тогда на помощь приходит «завоеватель в европейском платье» Меринос (намек на события англо-бурской войны), который казнит Строфокамила и венчает В. и Лодырэ.

    Имя героини Волконскому подсказал реальный эпизод: во время посещения Смольного института принцем Ольденбургским воспитанницы исполняли кантату со словами «Вам пук, вам пук цветов подносим». В пении этот «вам пук» превратился в «вампуку». (Обычное в опере фонемическое сцепление: в «Евгении Онегине» Чайковского строка «слыхали ль вы» поется как «слыхали львы».) Рассматривая оперу с позиций правдоподобия и реалистической достоверности (влияние Л.Н.Толстого: статья «Что такое искусство?», театральная сцена в романе «Война и мир»), Волконский намеревался в образе В. «соединить все оперные нелепости воедино». К последним он отнес вокальные ансамбли, прерывающие ход действия, расчленения слов, повторения отдельных слогов. После премьеры пародии Волконского в петербургском театре «Кривое зеркало» (1909) имя В. сделалось нарицательным обозначением театральной напыщенности и фальши, ходульных приемов и штампов оперы, жеманства и «манежничанья» оперных певцов. В этом значении слово вошло во все энциклопедии, начиная с «Граната».

    Лит.: Homo novus (А.Р.Кугель). Заметки

    //Театр и искусство. 1909, №5; Гнедич П. О Вампуке

    //Там же. 1917, №48; Русская театральная пародия XIX - начала XX века. М., 1976.

    С.В.Стахорский

  11. Источник: Литературные герои