Большая Советская энциклопедия

    древнееврейский пророк 8 в. до н. э. В своих проповедях проклинал неправедных судей, чиновников, особенно ростовщиков, но предлагал угнетённым терпеливо ждать, пока бог Яхвеизбавит их от бед. Проповеди А. вошли в состав Библии (См. Библия) (книга А.).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    АМОС - древнееврейский пророк 8 в. до н. э., обличавший чиновников, ростовщиков, судей. Проповеди Амоса вошли в состав Библии.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    amos

  5. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  6. Большая биографическая энциклопедия

    — протопоп Новгородского Софийского собора, прославил себя геройскою смертью, защищая Новгород во время предательского захвата его шведскими войсками под начальством Делагарди, в июле 1611 г.

    П. С. Р. Л., т. III.

    {Половцов}

  7. Источник: Большая биографическая энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    Амо́с

    древнееврейский пророк VIII в. до н. э., обличавший чиновников, ростовщиков, судей. Проповеди Амоса вошли в состав Библии.

    * * *

    АМОС

    АМО́С, древнееврейский пророк 8 в. до н. э., обличавший чиновников, ростовщиков, судей. Проповеди Амоса вошли в состав Библии.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Библейская энциклопедия Брокгауза

    1) (евр. Амоц, кр. ф-ма от имени "Амасия" (евр. Амация)), отец пр. Исаии (4Цар 19:2; Ис 1:1 и др.);

    2) (евр. Амос,"Яхве понес").

    I. О ЛИЧНОСТИ ПРОРОКА

    А. был родом из Фекои (Ам 1:1), располож. в Иудее, в 16 км юж. Иерусалима, но главным местом его деятельности было Северное царство. Исаия, Осия и А. являются первыми пророками, авторами библейских книг. А. и Осия - единств. пророки, проповедовавшие в Северном царстве (Осия и происходил оттуда). До того как Бог призвал А. на пророч. служение, он был пастухом овец (Ам 1:1), а из Ам 7:14 можно заключить, что он, кроме того, собирал сикоморы. А. был человеком простым: по тем образам, к-рые он использует в своей проповеди, можно судить, что его жизнь была связана с природой и трудом на земле (см. Ам 3:4,8,12; 4:1; 5:8,19 и др.). Призванный Богом (ок. 760 г. до Р.Х.), он оставил свои стада (Ам 7:15) и отправился из Иудеи в царство десяти колен Израилевых, к-рое в это время, при царе Иеровоаме II (787-747 гг. до Р.Х.), переживало период своего политич. и экономич. расцвета. Как гром среди ясного неба прозвучала здесь пророч. проповедь А. о Божьей справедливости, указавшая на упадок в религ., нравств. и социальной областях, к-рого не мог скрыть блестящий фасад экономич. подъема. Поэтому суд был неотвратим. Хотя А. и происходил из Иудеи, он проповедовал преимущественно в Северном царстве, в частн. в Вефиле, у главного святилища Израиля. Вероятно, как раз в это время проходили осенние празднества. Перед толпой, пришедшей поклониться золотому изваянию тельца, установленному Иеровоамом II, А. рассказывает свое видение о свинцовом отвесе (Ам 7:7-9; возм., отвес был оловянным). Священник см. Амасия (4) (ср. Ам 7:10-15) пытается удалить А. из Вефиля, запрещая ему проповедовать и донося на него Иеровоаму. Знаменитый ответ А. гласил: "Я - не пророк... Но Господь взял меня от овец..." (Ам 7:14 и след.). Однако А. не был пророком, предсказывавшим только невзгоды, он также предрекал спасение, восстановление падшей скинии Давида (Ам 9:11-15).

    II. ПРОПОВЕДЬ АМОСА

    1) Ам 1-2 - суд над шестью соседствующими народами, а также над Иудейским и Израильским царствами;

    2) Ам 3-6 - суд над Израилем;

    3) Ам 7-9 (рассказ о видениях) - о саранче, пожирающем огне, свинцовом отвесе, корзине с плодами, Господе над жертвенником (7:1-9; 8:1-6; 9:1-10);

    4) Ам 7:10-17 - Амос в Вефиле (столкновение с Амасией);

    5) Ам 8:7-14 - предсказание о неутолимом голоде алчущих слова Божьего;

    6) Ам 9:11-15 - заключит. обетование: восстановление падшей скинии Давида.

    III. ЗНАЧЕНИЕ КНИГИ АМОСА

    Стиль и изложение Книги пр. А. всегда привлекали внимание читателей. Вызывают интерес не только суровость его пророчеств, но и мощная выразительность образов. Стиль А., одного из первых пророков, чьи собрания изречений сохранились, точен и ясен. Его речь иногда возвышается до поэтич. параллелизма (см. Поэтическое искусство). В изложении видений А. видна четкая композиция; эмоц. напряжение к концу нарастает. Речь и видения А. наполнены символами. Его книга имеет немало точек соприкосновения с пятикнижием Моисея (Ам 1:11 - Втор 23:7; Ам 2:3 - Чис 24:17; Ам 2:8 - Исх 22:26; Ам 2:9 - Чис 21:21-28; Ам 2:11 - Чис 6:2-13; Ам 3:2 - Втор 4:34; Ам 4:4 - Втор 14:28 и др.), а также с книгами его современников, пр. Осии (ср. Ос 1:1; 4:15; 8:14) и Исаии (Ис 1:11 - Ам 5:22; Ис 5:12 - Ам 6:5 и след.; Ис 13:10 - Ам 5:8; Ис 17:1 - Ам 1:3 и др.). Девиз Книги пр. А.: "Господь возгремит с Сиона..." (Ам 1:2) встречается и у пр. Иоиля (ср. Иоил 3:16). Кр. того, обнаруживается созвучность и с Книгой пр. Иова (Ам 5:8 - Иов 38:31 и др.). Время начала проповеди пророка указано в заглавии книги А.: "...во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года пред землетрясением". Более точная датировка проповеди А. невозможна, т.к. неизвестно, в каком году произошло упомянутое А. землетрясение (см. также Зах 14:5). Но прибл. время деятельности А. можно определить, исходя из времени правления обоих назв. царей. В соотв. с этим, пророк выступил со своей проповедью ок. 760 г. до Р.Х. Иуд. историк Иосиф Флавий стремился установить точное время землетрясения (Ant IX,10). Возм., в картине суда (Ам 8:9) отражается воспоминание о солнечном затмении, к-рое, согл. астрономич. расчетам, состоялось 15 июня 763 г. до Р.Х. (см. Летосчисление).

    IV. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

    Книга пр. А., как никакая другая пророч. книга, может служить "учебником" классич. прорицания. Основные черты истинного пророчества выступают в ней с непревзойденной яркостью. Господь лично призывает А. и является ему в видениях. Пророк, наделенный способностью по-новому видеть людей, возвещает откровение, данное ему Богом. С беспощадной суровостью указывает А. на социальное неблагополучие (Ам 5:4-17; 6:7,12) и бичует безответственность богатых. Он предсказывает разрушение Израильского царства и пленение народа (Ам 9:1 и след.). Творимый Богом суд подтверждает Его власть над всем, что не только внешне, но и своей сущностью восстает против Него. Нередко люди, уверовав в собств. избранность, успокаивают этим свою обвиняющую совесть. А. разрушает это обманчивое чувство безопасности. Избранность не дает абсолютной гарантии спасения, но налагает повыш. ответственность, к-рая своим следствием может иметь и суд (3:2; ср. 9:7). (см. Остаток). Но слова А. позволяют увидеть за Божьим судом Божью любовь. Возвещая наказание народам и призывая к покаянию, А. от имени Господа обещает спасение (Ам 5:14 и след.). Согл. Божьему обетованию, после суда настанет время, когда Бог Сам восстановит Свой народ и приведет его к окончат. спасению (Ам 9:11 и след.). В словах о суде над другими народами обращает внимание, что и враждебное отношение прочих народов друг к другу, а не только к Израилю и Иудее, рассматривается как основание для суда.

  11. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  12. Советская историческая энциклопедия

    др.-евр. пророк 8 в. до н. э. Род. в г. Текое (Фекое) в Иудейском царстве. Был пастухом, затем отправился в Израильское царство, где выступил в Бетеле с проповедью перед толпой народа. Он проклинал неправедных судей, чиновников, особенно ростовщиков, но предлагал угнетенным возлагать все надежды на божеств. справедливость и терпеливо ждать избавления от Яхве. Речи А. вошли в состав Библии (книга А.).

    Лит.: Wellausen J., Skizzen und Vorarbeiten, H. 5 - Die kleinen Propheten, В., 1892.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия



  14. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    (тяжесть):

    а) (Ам.1:1 ) - один из меньших пророков, живших в царствование Озии, царя Иудейского, почти за 800 лет до Р.Х. и современник Осии. Он был сын одного из пастухов г.Фекои, принадлежащего к колену Иудову и лежавшего на расстоянии 10 или 15 миль к ю. от Иерусалима, на границах великой Аравийской пустыни (1Пар.20:20 ). Здесь он пас стада и питался собиранием плодов сикоморы (Ам.7:14 ), что, по-видимому, указывает на его сравнительно бедное состояние, так как означенный плод служил пищею преимущественно бедных; в этом-то состоянии он и был призван Господом к пророческому служению. Время и обстоятельства его рождения и смерти неизвестны;

    б) (Ис.1:1, Ис.2:1 ) отец пр. Исаии. Думают, что одна из дочерей его была женою Манасии.

  15. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  16. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ам’ос (тяжело несущий) —

    а) (4Цар.19:2,20; 4Цар.20:1; 2Пар.26:22; 2Пар.32:20,32; Ис.1:1; Ис.2:1; Ис.13:1; Ис.20:2; Ис.37:2; Ис.38:1 ) — отец (предок) пророка Исаии;

    б) (Ам.7:10 -12,14; Ам.8:2 ) — один из малых пророков, родом из Фекои и из среды пастухов, современник пророка Осии и царей: Озии (иудейского) и Иеровоама II (израильского);

    в) (Лук.3:25 ) — аналог. Авиуд,г.

  17. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: