Большая Советская энциклопедия

    (Longínos)

    античный ритор и философ-неоплатоник 3 в., считавшийся до начала 19 в. автором эстетического и литературно-критического трактата «О возвышенном», который большинство новейших исследователей относит к 1 в. н. э.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    КАССИЙ (ок. 213-273 н.э.), греческий грамматик и философ-неоплатоник, уроженец Сирии. Изучал риторику и философию в Александрии, после чего на протяжении 30 лет преподавал в Афинах; одним из его учеников был неоплатоник Порфирий. Ок. 262 Лонгин покинул Афины, чтобы присоединиться к кружку знаменитого философа-неоплатоника Плотина в Риме. Лонгин расходился с Плотином в трактовке многих вопросов, но защищал его от критики его противников. В 267 или 268 он отправился на Восток, где наставлял царицу Пальмиры Зенобию в греческом языке и литературе. Сделавшись ее главным советником в государственных делах, он убедил ее провозгласить независимость от Рима. Римский император Аврелиан подавил восстание, Зенобия была доставлена в Рим в качестве пленницы, а Лонгин казнен. Лонгин, один из образованнейших людей своего времени, написал множество книг по литературе, риторике и философии. Большинство из них, в том числе Гомеровские изыскания, Гомеровские вопросы и ответы, О Гомере как философе и Филологические рассуждения (обширное сочинение в 21 книге), до нас не дошли, но сохранились значительные фрагменты его сочинений О главной цели и Искусство риторики. Знаменитый трактат О возвышенном был ошибочно приписан Лонгину и скорее всего относится к 1 в. н.э. В одной из рукописей автор трактата не назван, другие приписывают его Дионисию или Лонгину; его имя иногда фигурирует в форме "Дионисий Кассий Лонгин".

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Философская энциклопедия

    ЛОНГИН

    предполагаемый автор трактата "О возвышенном" (рус. пер. "О высоком", 1803, 2 изд., 1826), памятника антич. эстетич. и лит.-критич. мысли эпохи ранней Римской империи. До нач. 19 в. автором этого трактата считали Кассия Лонгина (лат. Longinus), знаменитого ритора 3 в. В 1809 итал. филолог Дж. Амати, проанализировав рукописи, отверг традиц. взгляд и предположил, что автором является Дионисий Галикарнасский. Затем авторство без достаточных оснований приписывалось Плутарху, риторам Элию Теону, Гермагору и др. Вопрос об авторстве остается открытым. Большинство новейших исследователей (Г. Кайбель, У. Роберте, М. Бойд и др.) относит трактат к 40-м гг. 1 в. н.э. Трактат полемически заострен против одноименного сочинения ритора Цецилия из Калакты. Имеющиеся в нем высказывания об упадке красноречия и его причинах свидетельствуют о том, что идейно Л. принадлежал к кругу республиканской оппозиции, связанной с рим. стоицизмом.

    Хотя трактат предназначался для изучающих ораторское иск-во, в нем ставится ряд важнейших вопросов эстетики и теории лит-ры. Впервые у псевдо-Л. термин "высокое", возвышенное интерпретируется и как эстетич. категория. Автор различает возвышенное в природе (его атрибуты – количественно огромное, грозное, страшное) и в человеч. обществе, иск-ве. Согласно псевдо-Л., возвышенное – это "...отголосок душевного величия..." (IX, 3). Критерием возвышенного Л. выдвигает общезначимость (см. тамже, VII, 4). Л. принадлежит учение о пяти источниках возвышенного, главный из к-рых – смелые мысли и сильная страсть. Три остальных источника (формальные средства) связаны с обучением, мастерством.

    Трактат оказал значит. влияние на эстетику нового времени, особенно классицизма. Под его влиянием находились Буало, Мильтон, Поп, Винкельман, Драйден. Идеи псевдо-Л. нашли отражение во взглядах на возвышенное Бёрка, Канта, Чернышевского.

    Соч.: Libellus de sublimate Dionysio Longino fere adscriptus..., Oxf., [1906 ]; De sublimate libellus, 4 ed., Lpz., [1911 ]; On the sublime, N. Y., 1930; On great writing, transl. by G. M. A. Grube, Ν. Υ., 1957.

    Лит.: Vaucher L., Études critiques sur le Traité du sublime et sur les écrits de L., P.–Gen., 1854; Кaibel G., C. L. und die Schrift περί ὕψους, "Hermes", 1899, Bd 34, Η. 1; Müller Η. F., Die Schrift "Über das Erhabene", Hdlb., 1911; Mutsсhmann Η., Tendenz, Aufbau und Quellen der Schrift "Vom Erhabenen", В., 1913; Cantarella R., Osservazioni critiche intorno al περί ὕψους, "Rev. études grecques", 1925, t. 38, No 175–76; Cataudella Q., Intorno al περί ὕψους, там же, 1930, t. 43, No 200–201; Roberts W. R., Longinus on the sublime, "Philological Quarterly", 1928, v. 7 (July), No 3; Munno G., Un libro di critica litteraria nell'antica Grecia, Roma, 1935; Воyd M. J., L., the "Philological discourses" and the essay "On the sublime", "Classical Quarterly", 1957, Jan. – Apr. (New ser., v. 7, No 1–2), p. 39–46; Moore W. G., Boileau and L., "French Studies", 1960, Jan., v. 14, No 1, p. 52–62.

    И. Нахов. Москва.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Реальный словарь классических древностей


    • Longinus,

    1. Λογγι̃νος, также Dionysius Cassius Longinus, родился в Афинах в 213 г. от Р. X., уже рано совершил далекие путешествия и познакомился с самыми выдающимися учителями философии; особенно привлекала его к себе философия Платона. Своею многосторонней ученостью и своей проницательностью в разрешении грамматических вопросов он вскоре достиг в Афинах большой известности. Во время одного из позднейших своих путешествий он познакомился с даровитой Зиновией, царицей Пальмиры, которая сделала его своим советником. Он побудил ее начать войну против римлян и после поражения ее в 273 г. был убит по приказанию императора Аврелиана. Из его исторических, философских, грамматических и критических сочинений известны нам только заглавия и некоторые отрывки. В сохранившемся под его именем сочинении περὶ 'ύψους говорится не о так называемом высоком слоге, а практически рассматриваются все преимущества вполне обработанного слога. На основании заглавия в рукописях Διονυσίου Λογγήνου приписывали это сочинение Дионисию Галикарнасскому или какому-нибудь другому Дионисию, даже Плутарху (как это делает Баухер); теперь, однако, все (за редкими исключениями) согласны в том, что Л. не мог быть сочинителем этой книги и что она относится к более раннему времени, приблизительно ко временам Тиберия. Ed. princeps Fr. Robortellii (1554); позднее изд. Толля (I. Toll, 1694), Пирса (Реаrсе, 1724), Мора (Morus, 1769), Тупа (F. Toup, 1770, с трактатом Рункена о жизни и сочинениях Лонгина), Вейске (Weiske, 1809); более исправное изд. Еггера (Egger, 1837); новейшее изд. О. Яна (О. Iahn, 1867);

    2. см. Cassii, Кассии, 2-12. 14.

  7. Источник: Реальный словарь классических древностей



  8. Античные писатели

    Лонгин (лат. Кассий Лонгин), Longinos (лат. Cassius Longinus), 210-273 гг. н. э., греческий ритор и философ. Работал в Афинах, по-видимому, был руководителем Академии (см. Платон) в 250-267 гг. В 267/268 г. уехал в Пальмиру по приглашению царицы Зенобии, которую поддерживал советами в ее стремлении к независимости. После победы императора Аврелиана над Зенобией Л. был приговорен к смерти и казнен. Единственным сохранившимся произведением Л. является Искусство красноречия (Rhetorike techne). Л. писал также многочисленные филологические труды (в основном касающиеся поэм Гомера). Большое значение имело его произведение Филологические чтения (Philologoi homoliai). Наиболее выдающимся учеником Л. был Порфирий, который покинул его в 262 г., перейдя к Плотину. В средневековых рукописях под именем Л. сохранилось незаслуженно приписываемое ему сочинение О возвышенности.

  9. Источник: Античные писатели



  10. Античная философия

    ЛОНГИН (Cassius Longinus, Λογγῖνος) (210-273 н. э.), глава платоновской кафедры в Афинах (Академии) ок. 250-267. Потомок ритора Фронтона. Много путешествовал; вероятно, в Александрии учился у Аммония (Саккаса) и Оригена (соответственно учителя и соученика Плотина), а также изучал философию в Афинах. Учившийся у Л. Порфирий обязан ему своей разносторонней ученостью. В 267/68 отправился по приглашению царицы Зенобии (Зейнаб) в Пальмиру, где был придворным преподавателем философии; после поражения Зенобии, которую Л. поддерживал в ее стремлении к политической автономии, был казнен имп. Аврелианом.

    Автор комментариев к Гомеру, а также сочинения «Был ли Гомер философом». Сохранились фрагменты его учебника риторики. Занятия Л. Платоном также, по-видимому, сводились к толкованию его языка и стиля. Плотин сказал о нем: «Филолог, но никак не философ» (Porph. V. Plot. 14, 19-20); Порфирий называл его самым серьезным современным критиком (Ibid. 20, 1-2); Прокл сохранил ряд толкований Л. к введению «Тимея» (Procl. In Tim. I 14, 7-12; 322, 24 Diehl). Очевидно, от Л. Порфирий усвоил учение о том, что идеи (парадигмы) находятся вне ума. Получив от Амелия список сочинений Плотина, Л. не понял их; написал сочинение «Против Плотина и Амелия Гентилиана, О цели» (Porph. V. Plot. 20, 14-15), в предисловии к которому (воспроизведенному Порфирием в V. Plot. 20, 17-104) дает интересный очерк современного состояния философии. Остается спорным вопрос о принадлежности Л. сочинения «О возвышенном».

    Фрагм.: Ῥητορικὴ τέχνη, - Spengel L. Rhetores Graeci. Bd. 1. Lpz., 18942, p. 179-207; Longin. Fragments. Art Rhétorique. Rufus. Art Rhétorique. Edd. M. Patillon, L. Brisson. P., 2001.

    Лит.: Brisson L. Λογγῖνος - Longin, - Porphyre, Vie de Plotin. Vol. 1. P., 1982; Brisson L, Patillon M Longinus Platonicus Philosophus et Philologus, I. Longinus Philosophus, - ANRW II 36, 7, 1994, S. 5214-5299; Id. II. Longinus Philologus, - Ibid. II 34, 4, 1998, S. 3023-3108; Heath M. Caecilius, Longinus and Photius, - GRBS 39, 1998, p. 271-292; Idem. Longinus On Sublimity, - PCPS 45, 1999, p. 43-74; Männlein-Robert I. Longin. Philologe und Philosoph. Eine Interpretation der erhaltenen Zeugnisse. Münch., 2001.

    Ю. А. ШИЧАЛИН

  11. Источник: Античная философия