Большая Советская энциклопедия

    (франц. comédie-ballet)

    театральный жанр, объединяющий диалог, танец и пантомиму, инструментальное, иногда вокальное, а также изобразительное (декорации, костюмы и др.) искусства. Характерен для французского театра середины 17 в.; его создатель — Мольер. Совместно с композиторами Ж. Б. Люлли и М. А. Шарпантье, балетмейстером П. Бошаном и декоратором Г. Вигарани Мольер осуществил постановку своих К.-б.: «Докучные» (1661), «Брак по принуждению» (1664), «Принцесса Элидская» (1664), «Жорж Данден» (1668), «Господин де Пурсоньяк» (1668), «Мещанин во дворянстве» (1670), «Блистательные любовники» (1670), «Мнимый больной» (1673) и др. К.-б. оказал значительное влияние на последующее развитие французского музыкального театра.

    Лит.: Гвоздев А. А., Оперно-балетные постановки во Франции XVI—XVII вв., в сборнике: Очерки по истории европейского театра, П., 1923; Ля Лоранси Л. де, Французская комическая опера 18 века, пер. с франц., М., 1937; Tiersot J., La musique dans la comédie de Moliere, P., 1922.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КОМЕДИЯ-БАЛЕТ (франц. comedie-ballet) - театральный Жанр (17-18 вв.), объединявший диалог, танец и пантомиму, инструментальную, иногда вокальную музыку. Создатели - Мольер и композитор Ж. Б. Люлли. Жанр оказал значительное влияние на последующее развитие французского музыкального театра.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    коме́дия-бале́т

    (франц. comédie-ballet), театральный жанр (XVII—XVIII вв.), объединявший диалог, танец и пантомиму, инструментальную, иногда вокальную музыку. Создатели — Мольер и композитор Ж. Б. Люлли. Жанр оказал значительное влияние на последующее развитие французского музыкального театра.

    * * *

    КОМЕДИЯ-БАЛЕТ

    КОМЕ́ДИЯ-БАЛЕ́Т (франц. comedie-ballet), театральный жанр (17—18 вв.), объединявший диалог, танец и пантомиму, инструментальную, иногда вокальную музыку. Создатели — Мольер(см. МОЛЬЕР) и композитор Ж. Б. Люлли(см. ЛЮЛЛИ Жан Батист). Жанр оказал значительное влияние на последующее развитие французского музыкального театра.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальная энциклопедия

    (франц. comedie-ballet) - театральный жанр, объединяющий диалог, танец и пантомиму, инструментальное, иногда вокальное, а также изобразительное (декорации, костюмы и др.) иск-ва. Характерен для франц. т-ра сер. 17 в.; его создателем был Мольер. Совм. с комп. Ж. Б. Люлли, М. А. Шарпантье, балетм. П. Бошаном и декоратором К. Вигарани Мольер осуществил постановку своих К.-б.: "Докучные" (1661), "Брак по принуждению" (1664), "Принцесса Элидская" (1664), "Любовь-целительница" (1665), "Комическая пастораль" (1666-67), "Сицилиец, или Амур-живописец" (1666-67), "Жорж Данден" (1668), "Господин де Пурсоньяк" (1669), "Мещанин во дворянстве" (1670), "Блистательные любовники" (1670), "Графиня д'Эскарбаньяс" (1671), "Психея" (1671), "Мнимый больной" (1673). В К.-б. танец, пришедший из "мело-драматич. балетов" и "балетов в выходах" (1-я пол. 17 в., см. ст. Балет), подвергался драматизации и зачастую принимал пантомимич. характер, приобретая бытовые черты. Вок. номера, существовавшие в старых балетах, также оживляются, приближаясь к форме, напоминающей комич. оперу.

    Жанр оказал значит. влияние на последующее развитие франц. муз. театра, явившись важным этапом на пути к "музыкальным трагедиям" (tragйdies lyrique) Люлли, комич. опере 18 в. и пантомимным балетам Ж. Ж. Новера.

    Литература: Гвоздев A. A., Оперно-балетные постановки во Франции 16-17 вв., в сб.: Очерки по истории европейского театра, П., 1923; Ля Лораинси Л. де, Французская комическая опера 18 века, пер. с франц., М., 1937; Pellisson M., Les comйdies-ballets de Moliиre..., P., 1914; Tiersоt J., La musique dans la comйdie de Moliиre, P., 1922; Rruniиres H., Nouvelle histoire de la musique, v. 2, P., 1936.B. M. Красовская.

  7. Источник: Музыкальная энциклопедия



  8. Орфографический словарь-справочник

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: