Большая Советская энциклопедия

    (Beccaria)

    Чезаре (15.3.1738, Милан, — 28.11.1794), маркиз ди, итальянский просветитель, юрист и публицист. Учился в иезуитской коллегии, степень доктора прав получил в университете Павии. Находился под влиянием идей французских просветителей, которые он проводил в области уголовного права. Автор известной работы «О преступлениях и наказаниях» (1764), в которой впервые дан критический разбор всей системы современного Б. уголовного законодательства и практики его применения. Для развития буржуазного уголовного права большое значение имели идеи Б. о необходимости соразмерности наказания тяжести совершенного преступления, борьба Б. за принцип равенства сословий в области уголовного права и др. Б. решительно выступал против пыток и других методов «доказывания», присущих феодальному судопроизводству. Говоря о путях предупреждения преступности, Б. полагал, что она будет смягчаться по мере смягчения нравов и повышения культуры. Труды Б. сыграли серьёзную роль в формировании буржуазно-демократических принципов уголовного права европейских государств 18—19 вв., а также оказали большое влияние на доктрину так называемой классической школы уголовного права.

    Лит.: Берков П. Н., Книга Чезаре Беккарии «О преступлениях и наказаниях» в России, в сборнике: Россия и Италия, М., 1968.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  3. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  4. Энциклопедия юриста

    (Beccaria)

    Чезаре (1738-1794) - выдающийся итальянский юрист, гуманист и просветитель;

    родился и жил в Милане. После окончания юридического факультета занялся литературной деятельностью. В возрасте всего 25 лет, не будучи ни профессиональным юристом, ни университетским ученым-правоведом, Б. за 4 месяца написал книгу-памфлет "О преступлениях и наказаниях" (1764), которая и определила его место в истории политических

    учении, уголовного права и законодательства.

    В своей книге Б. не только обличал, но и доказывал нерациональность жестокости, несправедливости и произвола феодального правосудия, убедительно раскрывал бессистемность и противоречивость законодательства современных ему государств Европы. Особое внимание он обращал на законы в области преступлений, наказаний и судебной процедуры. Книга Б. содержала страстный призыв к искоренению феодальных судебных порядков, при которых "царицей доказательств" объявлялось признание обвиняемого, полученное под пытками. При этом Б. доказывал, что жестокие и несправедливые формы феодального судопроизводства неэффективны, поскольку пытками легче вырвать "признание" у невиновного, чем у закоренелого преступника.

    В противовес этому Б. изложил принципы, на которых следовало бы основывать гуманное, справедливое и в то же время рациональное и эффективное уголовное законодательство. Б. призывал к установлению равенства всех граждан перед законом, прежде всего путем отмены привилегий дворянства и духовенства (сам Б. принадлежал к аристократическому обществу, носил титул маркиза). Б. настаивал на том, что толь-ко закон может определять круг преступных деяний и что виновный может быть приговорен только к тому наказанию, которое ранее было установлено законом. При этом закон должен соразмерять тяжесть преступления и наказания, а число деяний, влекущих за собой уголовную репрессию, должно быть сокращено до "разумного минимума" прежде всего путем отмены наказаний за ересь, колдовство и т.п. Наказанию следует подвергать только действия, а не слова или мысли людей: тяжесть наказания определяется тем вредом,который причинен "общественному благу".

    Б. призывал к постепенному смягчению наказаний, но с тем, чтобы оно неотвратимо следовало за преступлением. В своей книге Б.привел ряд аргументов в пользу отмены смертной казни, которые используются и поныне: как показывает "опыт веков", она не останавливает преступников, уступает как средство устрашения зрелищу пожизненного рабства, ожесточает нравы, подавая людям пример жестокости, и т.п. (В конце своей жизни, будучи членом комиссии по реформе Уголовного кодекса в Ломбар-дии, Б. в одном из документов привел еще один аргумент против смертной казни - невозможность исправить судеб-

    ную ошибку.) Хотя в своей книге Б. не потребовал немедленной и полной отмены смертной казни и даже допускал возможность ее применения при чрезвычайных обстоятельствах, в сознании и его современников, и последующих поколений его книга по справедливости расценена как первое исторически значимое выступление против смертной казни, положившее начало движению аболиционистов - сторонников ее отмены.

    В книге Б. вопросы уголовного права и процесса рассматриваются в тесной связи: он делал последовательные выводы из презумпции невиновности, высказывал интереснейшие мысли о правах обвиняемого, о достоверности показаний свидетелей и т.п. При этом он доказывал, что соблюдение законов при расследовании и судебном разбирательстве содействует установлению истины и наказанию виновного.
    •.

    Особое внимание Б. уделял проблеме предупреждения преступлений, исходя из сформулированного им принципа:

    "Лучше предупреждать преступления. чем наказывать за них". В этих целях он считал сугубо важным просветительство и воспитание уважения к закону.

    Помимо содержательной стороны книги Б. необходимо отметить и ее форму. Небольшая по размеру книга написана стилем, не уступающим лучшим образцам европейской прозы XVIII в., - лаконичным и образным, рассчитанным на то, чтобы оказать максимальное воздействие и на разум, и на чувства читателя. Под ее непосредственным влиянием (в XIX в. она была переведена более чем на 25 языков) в ряде государств тогдашней Европы были отменены либо ограничены в применении пытки подозреваемых и смертная казнь, в особенности в ее наиболее жестоких формах. Книга Б. наряду с трудами Монтескье, Вольтера, энциклопедистов вошла важной составной частью в основной идеологический фонд Просвещения XVIII в., подготовившего общественное сознание к необходимости ликвидации феодальных порядков, к эпохе революций конца XVIII в. Влияние книги Б., прямое или опосредованное, остается неизменным на протяжении уже более двух веков:

    история уголовного права и правосудия, да, пожалуй, и других правовых наук, не знает труда, по силе и длительности своего воздействия равного книге "О преступлениях и наказаниях".

    В истории уголовного права Б. нередко рассматривается как один из первых представителей или основоположников "классической" школы в уголовном праве. В действительности наряду с Мон242

    тескье и другими просветителями и гуманистами XVIII в. он был лишь предшественником "классической" школы: его место в истории уголовного права радикально отличалось от его последовате-лей-"классиков". Б. придавал решающее значение проблеме причин преступности, а не абстрагировался от нее; он выступал с критикой существующего законодательства и системы правосудия,а не с апологией их; он не видел необходимости в доктринальном изучении и комментировании отдельных правовых норм и институтов, чем десятилетиями занимались "классики". Вместе с тем многие принципы уголовного права, сформулированные Б., были восприняты "классической" школой уголовного права, хотя и в излишне юридизированной форме.

    Книга Б. оказала значительное влияние на развитие науки уголовного права и судопроизводства в России. В "Наказе комиссии о составлении проекта нового уложения" русской императрицы Екатерины II (составлен в 1766-1767 гг., т.е. спустя 2-3 года после первой публикации книги Б.) содержалось 114 статей, переписанных из книги Б. Правда, ни переписанные мысли Б., ни содержание "Наказа" в целом не оказали существенного влияния на развитие российского законодательства, если не считать постепенной отмены пыток подозреваемых. В то же время книга "О преступлениях и наказаниях" послужила полезнейшим наставлением при подготовке Судебной реформы 1864 г. О неизменном интересе русской юридической общественности к книге Б. свидетельствует то, что новые ее переводы, часто сопровождаемые подробными комментариями, выходили в свет 6 раз:

    впервые в 1803 г. и в последний раз - в 1939 г. Один из этих переводов принадлежал С.И. Зарудному - видному деятелю Судебной реформы 1864 г.

    Лит.: Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях /Пер. М.М. Исаева. М., 1939; Решетников Ф.М. Беккариа. Из истории политической и правовой мысли. М.,1987.

    Решетников Ф.М.

  5. Источник: Энциклопедия юриста



  6. Философская энциклопедия

    БЕККАРИА

    (Beccaria), Чезаре (15 марта 1738 – 28 нояб. 1794) – итал. бурж. просветитель, юрист. Учился в Пармской иезуитской коллегии, затем в ун-те в Павии; доктор прав (1758). Под влиянием идей франц. Просвещения организовал кружок, в 1764 – 66 издавал журнал ("Кофейный" – "Il Caffè"). По поручению кружка Б. написал работу "О преступлениях и наказаниях" ("Dei delitti е delle pene", 1764, напечатана без указания автора и места издания, рус. пер. 1803, 1939), к-рая произвела огромное впечатление и была издана на мн. европ. языках.

    Осн. идеи Б. отражали стремление буржуазии к освобождению от феод. правопорядка. Б. доказывал, что многие преступления порождаются экономич. строем общества, требовал равенства граждан перед законом. Он протестовал против жестоких наказаний и пыток, считая, что они ожесточают народ и портят нравы, требовал отмены смертной казни. Наказание, по Б., оправдывается лишь в том случае, если оно является мерой предотвращения преступлений. Б. считал, что для уменьшения преступлений необходимо просвещение народа, улучшение его благосостояния и уравнение граждан в материальном и моральном отношениях.

    Идеи Б. оказали влияние на уголовное законодательство и политич. мысль мн. стран, в т. ч. и России ("Наказ" Екатерины II, 1767, гл. 10).

    Соч.: Le Opere, Firenze, 1854.

    Лит.: Гегель, Философия права, пер. [с нем.], Соч., т. 7, М.–Л., 1934; Городисский Α., Влияние Беккарии на русское право. "Ж. М-ва юстиции", 1864, сентябрь; Левенсон П. Я., Беккариа и Бентам, их жизнь и общественная деятельность, СПБ, 1893; Сantù С., Beccaria е il diritto penale, Saggio, 1862; Marchi A. de, Cesare Beccaria ei l processo penale, Torino, 1929; Vianellо С. Α., La vita e l'opera di Cesare Beccaria, Milano, 1938.

    Г. Зельманова. Ленинград.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Советская историческая энциклопедия

    (Beccaria), Чезаре (15.III.1738 - 28.XI.1794), маркиз ди, - итал. просветитель, юрист, экономист. В 60-х гг. участвовал в деятельности кружка итал. просветителей в Милане. В работе "О преступлениях и наказаниях" ("Dei delitti e delle pene", 1764, рус. пер. 1803, 1939), получившей широкую известность (в 1766 была переиздана в Италии и издана во Франции; получила одобрение франц. энциклопедистов), Б. выступал против произвола в судопроизводстве, настаивал на формальном равенстве граждан перед законом. В экономич. трудах разделял идеи физиократов.

    Соч.: Le opere, Firenze, 1854.

    Лит.: Amati A., Vita ed ореге di Cesare Beccaria, в кн.: Cesare Beccaria е l'abolizione della pena di morte, Mil., 1872.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия