«Закавказская железная дорога»

Закавказская железная дорога в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Закавказская железная дорога»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    к 1 янв. 1894 г. состояла из главной линии Батум — Баку — 840 в. и ветвей: 1) Самтреди — Поти — 61 в.; 2) Рион — Кутаис — Тквибули — 48 в. 3) Михайлово — Сурам — 4 в.; 4) Шоропань — Чиатури — 36 в. и 5) Баку — Сураханы — 18 в. Линия Поти — Тифлис открыта в 1871-73 гг., линии Тифлис — Баку и Самтреди — Батум — в 1883 г. Ветвь, соединяющая Кутаис с главной линией, продолжена до каменноугольных копей в 1887 г., а линия Шоропань — Чиатури открыта в 1893 г. Главная линия З. жел. дор., начинаясь у Батума, следует на С.В., сначала по бер. Черного моря, а затем, постепенно удаляясь от него, на В. до ст. Самтреди, где соединяется с линией, идущей на Поти. От Самтреди жел. дор. идет по долине реки Сиона и ущельями его притоков (до 1890 г. — через Сурамский перевал, высшая точка которого — 3055 фт.), вступает в долину р. Куры, пересекает Военно-Грузинскую дорогу у ст. Мцхет, проходит мимо Тифлиса и, покинув р. Куру у ст. Евлах, направляется далее по степным равнинам Вост. Закавказья к Баку. Для увеличения провозоспособности З. жел. дороги, которая вследствие трудности движения через перевал была недостаточна, между ст. Малита и Михайлово в 1890 г. (16 сентября) открыт Сурамский тоннель (см.), самый значительный в России (дл. 3 в. 374 саж.). Наибольший подъем или склон на жел. дороге — 0,045, наименьший радиус кривизны — 60 саж. (на ветвях). Проведение З. жел. дороги имело огромное значение для эксплуатации естественных богатств Закавказья и, оказав существенное влияние на возникновение и увеличение сбыта продуктов страны на заграничные рынки (керосин, марганцовая руда, хлеб, солодковый корень и т. п.), вызвала более тесные сношения Закавказья с Европ. Россией. Движение на З. жел. дороге постоянно возрастает; в настоящее время она является одною из наиболее доходных русских жел. дорог. При дальнейших расчетах длина З. жел. дороги принята в 981 в. З. ж. д. можно назвать нефтяною; нефтяные продукты составляют 62% всех грузов малой скорости и притом проходят все пространство жел. дор. от Баку до Батума, между тем как хлебные и другие грузы проходят лишь часть пути. Большое количество нефтяных грузов, очень выгодных для жел. дороги, мешает успешной перевозке других грузов Вост. Закавказья вследствие высоких провозных тарифов и малой провозоспособности жел. дороги, особенно вблизи Сурамского перевала, где уклоны очень велики и поэтому товарные поезда могут провозить лишь малое число вагонов. Далее к зап. условия для движения грузов к Черному морю благоприятны, и поэтому вывоз кукурузы и марганцовой руды может успешно развиваться. Пассажирское движение от Тифлиса до Батума довольно велико, но средний пробег пассажира меньше, чем на большей части дорог России. Пассажирское движение между Тифлисом и Баку гораздо меньше. З. жел. дорога перешла в собственность казны в августе 1889 г.

    Состояние основных капиталов:

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------

    | Первоначальная величина              | металл.     | 84811978 руб.   |

    | капитала                                         |---------------------------------------------|

    |                                                       | кредитн.    | 13281626 руб.   |

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Валовой доход (1892 г.)

    ------------------------------------------------------------------

    | Сумма                          | 16275675 руб.   |

    |----------------------------------------------------------------|

    | На версту дороги         | 16591 руб.         |

    |----------------------------------------------------------------|

    | Чистый доход              | 9794061 руб.     |

    |----------------------------------------------------------------|

    | На версту дороги         | 9984 руб.          |

    |----------------------------------------------------------------|

    | % от валового дохода  | 60 руб.              |

    ------------------------------------------------------------------

    Расходы (1892):

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    |                                                       |                   | На верст.   | % от общ.   |

    |                                                       | Сумма        | дороги        | итога          |

    |                                                       |                   |                   | расходов    |

    |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Общая сумма расходов по             | 7103018      | 7240           | -                 |

    | эксплуатации                                  |                   |                   |                   |

    |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Расходы Центрального                   | 383189        | 390             | 5,40            |

    | управления                                     |                   |                   |                   |

    |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Управление дорогой, врачебн. и     | 415118        | 423             | 5,84            |

    | материальн. часть                          |                   |                   |                   |

    |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Надзор за пут. и зданиями,             | 1668803      | 1701           | 23,49          |

    | содержание и ремонт их                 |                   |                   |                   |

    |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Зимний ремонт пути — 8678 руб.    |                                                           |

    |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Движение, телеф. и телегр.            | 1593308      | 1624           | 22,43          |

    |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Тяга                                               | 2239359      | 2282           | 31,53          |

    |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Остальные расходы                       | 803236        | 817             | 11,31          |

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Движение и выручка (1892 г.):

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    | Число перевезенных платных пассажиров                                                    | 1222743           |

    |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Средний пробег одного платного пассажира                                                 | 82 в.                |

    |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Общая выручка с перевозки всех платных пассажиров                                | 1323163 р.       |

    |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | " " со всех грузов большой скорости                                                            | 1489781 р.       |

    |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Общее количество пудов грузов, перевезенных по тарифам малой              | 99089311         |

    | скорости, попудно и повагонно                                                                     |                        |

    |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Общее количество пудоверст, пройденных грузами малой скорости            | 31431307133    |

    |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Средний пробег одного пуда груза малой скорости вообще                          | 583 в.              |

    |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Общая выручка с перевозки грузов малой скорости попудно и повагонно     | 13454225 р.     |

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Главнейших грузов в 1892 г отправлено:

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    |                                                                                 | Тыс. пуд.    | Главн. направл.            |

    |                                                                                 |                   | движения                     |

    |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Керосин                                                                    | 52217         | (в Батум)                      |

    |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Хлебные грузы (главн. кукуруза и ячмень)                | 7379           | (в Поти и Батум)           |

    |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Олеонафты и др. минер. смаз. масла                       | 5713           | (в Батум)                      |

    |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Нефть и нефтяные остатки (кроме надобностей       | 8858           | (в Батум)                      |

    | дороги около 4 млн. пд.)                                           |                   |                                     |

    |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Соль                                                                         | 955             |                                     |

    |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Рис                                                                          | 949             | (в Поти, Бат. и              |

    |                                                                                 |                   | Тифлис)                       |

    |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Вино                                                                         | 767             | (в Тифлис и Батум)      |

    |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Каменный уголь                                                        | 609             | (в Тифлис)                    |

    |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Хлопок                                                                     | 435             |                                     |

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    В. М.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    в современных границах организована в июне 1967. Управление — в г. Тбилиси. Пролегает по территории Грузинской ССР, Армянской ССР и незначительно — Азербайджанской ССР. Граничит с Северо-Кавказской ж. д. (станция Весёлое) и с Азербайджанской ж. д. (станции Беюк-Кясик и Норашен). Эксплуатационная длина дороги в современных (1970) границах 1942 км. строительство ж.-д. линий началось в 60-х гг. 19 в. В 1871 сдана эксплуатацию линия Поти — Зестафони и в 1872—линия Зестафони — Тбилиси, которые соединили Закавказье с портами Чёрного моря. В 1883 построены линии Батуми — Самтредиа, Баку — Беюк-Кясик — Тбилиси, создавшие прямую ж.-д. связь между портами Каспийского и Чёрного морей; в 1899—1902 начала действовать магистраль Навтлуги — Александрополь (Ленинакан) — Ереван, связавшая районы Грузии со столицей Армении и др. её районами, а в 1908 — линия Джульфа — Норашен — Масис, соединившая станцию Джульфа (пограничную с Ираном) с Ереваном и др. пунктами Закавказья. Широкое ж.-д. строительство осуществлено за годы Советской власти: линии Цхакая — Сухуми (1940), Адлер — Бзыбь (1943) и Бзыбь — Сухуми (1945), создавшие кратчайшую связь Закавказья с др. районами страны, а также Гори — Цхинвали (1940) и ряд др. линий. З. ж. д. почти полностью электрифицирована. Электротягой (1969) выполнялось 93% всего грузооборота дороги.

    Дорога обслуживает районы добычи угля, марганцевых и цветных руд, крупные предприятия машиностроения, чёрной и цветной металлургии, химической, лёгкой и пищевой промышленности, развитого многоотраслевого сельского хозяйства. Крупные пункты отправления и прибытия грузов: Чиатура, Ткибули, Рустави, Поти, Ереван, Батуми. Дорога взаимодействует с крупными портами Чёрного моря по перевалке различных грузов (станции Поти и Батуми). Грузооборот З. ж. д. составляет всего 0,6% от сетевого, однако на отдельных участках дороги грузонапряжённость весьма высокая. Среди грузов, отправляемых З. ж. д., наибольший удельный вес имеют уголь, марганцевая руда, металлы, цемент и др. строительные материалы минерального происхождения и грузы сельского хозяйства. Во ввозе преобладают нефть и нефтепродукты, лесоматериалы, машины, оборудование, зерно, грузы лёгкой промышленности. Перевозки по видам сообщений распределяются: ввоз — 42%, вывоз — 12%, местное сообщение — 46%.

    З. ж. д. осуществляет большие пассажирские перевозки как в междугородном (Тбилиси — Баку, Тбилиси — Ереван, Тбилиси — Москва и др.), так и в пригородном сообщениях. Общий годовой объём пассажирских перевозок около 40 млн. пассажиров, из них 1/4 — в пригородном сообщении.

    Г. С. Райхер.

    Закавказская железная дорога. Схема.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.