Большая Советская энциклопедия

    одна из школ итальянской живописи. Живопись Болоньи заняла видное место в итальянском искусстве уже в 14 в., выделяясь острой характерностью и экспрессией образов. Но термин «Б. ш.» связывается преимущественно с одним из течений в итальянской живописи периода формирования и расцвета барокко. Б. ш. возникла после основания братьями Карраччи в Болонье около 1585 «Академии вступивших на правильный путь», где впервые складывались доктрины европейского академизма и формы деятельности будущих академий художественных (См. Академии художественные). Изучение натуры считалось в Б. ш. подготовительным этапом на пути к созданию идеальных образов. Этой же цели служила строгая система правил мастерства, искусственно извлечённая из опыта мастеров Высокого Возрождения. Художники Б. ш. конца 16 — 17 вв. (Карраччи, Г. Рени, Доменикино, Гверчино) выполняли главным образом композиции на религиозные и мифологические темы, несущие печать идеализации и зачастую пышной декоративности. Б. ш. сыграла двойственную роль в истории искусства: она способствовала систематизации художественного образования, её мастера разрабатывали характерные для барокко типы алтарной картины, монументально-декоративной росписи, «героического» пейзажа, а в ранний период проявляли подчас искренность чувства и оригинальность замысла (в т. ч. в портрете и жанровой картине); но в дальнейшем принципы школы, распространившиеся в Италии (а позже и за её пределами) и превращенные в догму, порождали в искусстве лишь холодную отвлечённость и безжизненность.

    Лит.: Виппер Б. Р., Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII веков, М., 1966, гл. 1.

    Болонская школа. Аннибале Карраччи. «Венера и Анхиз». Фреска в Палаццо Фарнезе в Риме. 1597—1604.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    БОЛОНСКАЯ ШКОЛА итальянской живописи периода барокко с центром в г. Болонья. Художники Болонской школы (бр. Карраччи - Доменикино, Гверчино) создавали алтарные картины, фрески на религиозные и мифологические темы, отмеченные высокой культурой композиции и рисунка, идеализацией образов, эклектическим заимствованием формальных достижений великих мастеров 16 в.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    БОЛОНСКАЯ ШКОЛА живописи, в Италии периода барокко с центром в городе Болонья. Мастера (братья Карраччи, Гверчино, Доменикино) создавали алтарные картины, фрески на мифологические и религиозные темы, отмеченные идеализацией образов, эклектическим заимствованием формальных достижений великих мастеров Возрождения, общей высокой культурой рисунка и композиции.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    боло́нская шко́ла

    итальянской живописи периода барокко с центром в г. Болонья. Художники болонской школы (братья Карраччи, Доменикино, Гверчино) создавали алтарные картины, фрески на религиозные и мифологические темы, отмеченные высокой культурой композиции и рисунка, идеализацией образов, заимствованием формальных достижений великих мастеров XVI в.

    * * *

    БОЛОНСКАЯ ШКОЛА

    БОЛО́НСКАЯ ШКО́ЛА, в узком смысле художественная теория и практика итальянских живописцев конца 16 — начала 17 вв. Лодовико Карраччи(см. КАРРАЧЧИ), его двоюродных братьев Агостино и Аннибале Карраччи и их учеников.

    Разные по темпераменту и склонностям, все трое Карраччи работали в ранний период вместе и выполнили несколько циклов фресок. Около 1585 основали Accademia degli incamminati («Академию вступивших на истинный путь») для дальнейшей разработки своих идей и обучения молодых живописцев. Главной своей задачей Карраччи ставили изучение натуры с ее последующим «облагораживанием» и следование приемам искусства мастеров Высокого Возрождения. Сонет, приписываемый Агостино, и относящиеся к теории школы высказывания современников провозглашают хорошим мастером только того, кто создает свой собственный стиль, соединяя движение и мощь Микеланджело(см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти), энергию Тинторетто(см. ТИНТОРЕТТО Якопо), колорит Тициана(см. ТИЦИАН), миловидность Корреджо(см. КОРРЕДЖО Антонио), изящество Пармиджанино(см. ПАРМИДЖАНИНО Франческо) и рисунок римской школы.

    Деятельность Болонской школы привлекла внимание кардинала Одоардо Фарнезе, и Аннибале был приглашен в 1595 в Рим — сначала для росписи потолка в Камерино, а позже для росписи свода галереи в палаццо Фарнезе (1597—1604). Вскоре к Аннибале присоединился Агостино вместе с группой учеников, среди которых были Доменикино(см. ДОМЕНИКИНО), Гвидо Рени(см. РЕНИ Гвидо), Альбани и Ланфранко(см. ЛАНФРАНКО Джованни). В результате художественное движение, имевшее до этого времени лишь местное значение, стало одной из самых влиятельных школ в итальянской живописи начала 17 в.

    Фресковые циклы, выполненные Карраччи и их учениками, особенно роспись свода в палаццо Фарнезе, которая стала своеобразным «манифестом» школы, предвосхитили декоративные ансамбли барокко. Братьям Карраччи принадлежит также создание нового типа монументальной и эффектной алтарной картины («Мадонна Барджеллини» Лодовико Карраччи, 1588; «Вознесение Марии» Аннибале Карраччи, 1592).

    Пейзажи наиболее талантливого из братьев, Аннибале Карраччи, сыграли важную роль в сложении принципов «идеального», или «героического», пейзажа («Бегство в Египет», около 1604, Галерея Дориа-Памфили, Рим). Аннибале писал также жанровые сцены и портреты («Автопортрет», 1590-е годы, Государственный Эрмитаж).

    Лодовико так и не побывал в Риме, работая в Болонье до самой смерти. В 1622 в Болонью вернулся Гвидо Рени, став одним из ведущих художников города. После его возращения школа развивалась в границах присущего Гвидо Рени умеренного классицизма(см. КЛАССИЦИЗМ). Прекрасные рисовальщики и колористы, мастера точной и соразмерной композиции, художники Болонской школы способствовали закреплению классических традиций и систематизации художественного образования. В теоретических установках и практике Болонской школы впервые сложились доктрины европейского академизма(см. АКАДЕМИЗМ) и формы деятельности будущих академий.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Музыкальная энциклопедия

    направление в итал. музыке, сложившееся в Болонье во 2-й пол. 17 в. Сыграло важную роль в формировании и развитии жанров инстр. музыки: трио-сонаты, сольной сонаты и концерта. Основоположник Б. ш. Дж. Б. Витали возвысил значение инстр. музыки, на нац. итал. основе обогатил её мелодику и формы, внёс вклад в развитие жанра сонаты. Виднейшие представители Б. ш. - М. Каццати (учитель Дж. Б. Витали), Дж. Б. Бассани, П. Дельи Антонии, Б. Лауренти, Дж. Альдровандини, Т. А. Витали и Дж. Торелли, авторы трио-сонат и сольных скрипичных сонат. Торелли был в числе создателей концерта для скрипки с оркестром и особой формы орк. сонаты или симфонии для 4 и более голосов. В его сольных концертах и concerti grossi утверждается цикличность, осн. на чередовании контрастирующих темпов (быстро - медленно - быстро). Расцвет Б. ш. связан с творчеством А. Корелли, одного из создателей классич. типа concerto grosso (в 70-х гг. 17 в. Корелли переселился в Рим). Развитие инструментальной музыки в Болонье проходило во взаимодействии с эволюцией других жанров; определённое влияние на становление концертного стиля в инструментальной музыке оказали характерные для Б. ш. оратория с текстом на простонародном языке и короткая "концертная месса" без саntus firmus для 3 голосов (без тенора) и струнных инструментов (М. Каццати, Дж. П. Колонна, Дж. А. Перти и др.).

    Литература: Gaspаri G., La musica in San Petronio, Bologna, 1868-70; Wagner P., Die konzertierende Messe in Bologna, в кн.: Festschrift fьr H. Kretschmar, Lpz., 1918; Frati L., Per la storia della musica in Bologna nel secolo XVII, "RMI", XXXII, 1925; Vatielli Fr., La scuola musicale bolognese, в кн.: Strenna storica bolognese, Bologna, 1928; Morini N., La R. Accademia filarmonica di Bologna, Bologna, 1930; Mishkin H. G., The solo violin sonata of the Bologna school, "MQ", XXIX, 1943.

  9. Источник: Музыкальная энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: