Словарь Брокгауза и Ефрона

    I(Октав Mirbeau) — французский романист и журналист; род. в 1850 г.; сотрудничал в "Gaulois", "Illustration", "Figaro"; должен был оставить сотрудничество в газетах из-за статьи против комедиантов, приведшей его к ряду дуэлей. После этого он основал "Paris-midi", затем "Grimaces" (1883), в подражание "Фонарю" Рошфора, но с несравненно меньшим успехом. Написал "Slaves et Teutous" — впечатления от поездки в Пруссию, Россию и Австрию (1882), "Lettres de la chaumière" (1886), романы: "Le Calvaire" (1886), "L'abbé Jules" (1888) и др. Талантливые беллетристические произведения М. крайне пессимистичны.

    II (Октав, дополнение к статье)(Mirbeau). — После первых произведений пессимистически обличительного характера, направленных в значительной степени против власти клерикалов во французской жизни ("Abbé Jules" и др.), М. продолжает до сих пор писать сатиры в том же духе. Он один из самых сильных и талантливых гонителей буржуазности в современной французской литературе. Своего рода шедевр в этом роде прославившийся во Франции и за ее пределами (также у нас) "Дневник горничной" ("Le journal d'une femme de chambre"). В этой книге буржуазный быт описывается как бы по наблюдениям горничной, видящей всю изнанку жизни почтенных и якобы строго нравственных буржуазных семей. В "Дневнике" поразительно уменье автора перевоплощаться в созданный им тип горничной; с полной иллюзией воспроизведен не только экспрессивный грубый жаргон не стесняющейся парижанки, но и ее психология — смесь трезвого ума, здоровой совести в суждениях и романтической сентиментальности в жизненных идеалах. Своим "Дневником" М. породил во Франции целую литературу фиктивных мемуаров и дневников, написанных от лица каких-нибудь типичных представителей — а чаще представительниц — разных общественных типов. Вилли с его дневниками Клодины ("Claudine à l'école", "Claudine en ménage" и др.), Фрапие в своей "Maternelle" (дневник интеллигентной служанки в яслях) — прямые ученики М. Его "Дневник" сильнее по беспощадности обличения, чем общественные сатиры его последователей. Несмотря на обилие порнографических подробностей, книга эта — произведение строгого моралиста; такой ее признал у нас Л. Толстой. Другая книга M., "Jardin des supplices", приближается скорее к произведениям новейшей символической школы по своему эстетизму, по стремлению воссоздать необычайно острые болезненные ощущения, накоплять ужасы в духе Эдгара Поэ. В своих драматических пьесах М. опять возвращается к острой сатире нравов и пишет художественные обличительные комедии. Очень известна его драма "Дурные Пастыри" ("Mauvais bergers"), направленная против неумелых и слишком увлеченных личными целями главарей рабочего движения, действующих иногда в ущерб массе. Эта драма, с ее серьезным замыслом, менее удачна, чем небольшие одноактные сатирические пьески М.; из них некоторые — истинные перлы тонкой иронии, напр. "Вор", где доказывается, что единственная честная профессия — откровенное занятие воровством, так как все другое — скрытое воровство. Очень ядовита небольшая пьеска "Портфель", где сытому лицемерию бюрократа противопоставляется грубая честность проститутки и наивная честность старого рабочего. Целый ряд других пьес: "Старые супруги" ("Vieux ménage"), "Любовники" ("Amants") и др. преследуют все туже цель: изобличение буржуазного лицемерия, лжи, господствующей в нравах общества, тупого эгоизма сытых людей. Все маленькие пьесы М., собранные в томике "Farces et moralités", искрятся остроумием, блестящими картинами отрицательных явлений общественной жизни, сарказмом яркого диалога. М. — также выдающийся публицист. Его газетные хроники на общественные темы собраны в интересной книге под заглавием: "Les 21 jours d'un neurasthénique". И теперь продолжают появляться в газетах его остроумные, большей частью сатирические хроники и статьи. В общем, М., как и его единомышленник и отчасти учитель Анатоль Франс, проповедует общественные реформы, горячо заступается за интересы рабочего класса и преследует пороки угнетающей трудящуюся массу буржуазии. Многие его пьесы и рассказы переведены на русский яз. См. биографию М. и библиографию в посвященной ему книжке из серии "Célèbrités d'aujourd'hui".

    З. В.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Mirbeau)

    Октав (16.2.1848 или 1850, Тревьер, департамент Кальвадос, — 16.2. 1917, Париж), французский писатель. Родился в семье врача. Окончил иезуитский коллеж в Ванне. Испытал влияние анархических идей и эстетики декадентства (См. Декадентство). Стремлением к правдивости отмечены первая книга новелл «Письма из моей хижины» (1886), романы «Голгофа» (1886, рус. пер. 1908), антиклерикальные романы «Аббат Жюль» (1888, рус. пер. 1907) и «Себастьен Рок» (1890, рус. пер. 1907). Однако реализм этих романов ослаблен натуралистическими подробностями, обращением к сфере душевной патологии.

    С середины 90-х гг. М. сблизился с демократической интеллигенцией. Вместе с Э. Золя он выступил в защиту А. Дрейфуса (см. Дрейфуса дело). В центре пьесы «Дурные пастыри» (1897, рус. пер. 1900) — борьба рабочих против фабрикантов. Лучшая пьеса М. «Дела есть дела» (1903, в рус. пер. — «Власть денег», 1903) продолжает линию его социальной драматургии. Последние соч. М. — книга путевых очерков «Автомобиль 628-Е8» (1907, рус. пер. под назвагием «Путешествие на автомобиле», 1908), пьеса «Очаг» (1908, рус. пер. 1908), где сатирически изображена буржуазная филантропия.

    Соч.: CEuvres complètes, v. 1—9, P., 1934—36; в рус. пер. — Полн. собр. соч., т. 1—10, М., 1908—11.

    Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; История западноевропейского театра, т. 5, М., 1970.

    И. Ю. Подгаецкая.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Мирбо

    МИРБО Октав (Octave Mirbeau, 1848—1917) — французский писатель. Р. в Тревьере в буржуазной семье, воспитывался в ваннском иезуитском коллеже, развращающее влияние к-рого изобразил впоследствии в романе «Себастьян Рок». Участвовал в Франко-прусской войне, навеявшей ряд страниц в его романе «Calvaire» (Голгофа). Был некоторое время супрефектом в С.-Жироне, но, разочаровавшись в административной деятельности (к-рая дала ему материал для обличительных сцен в «Les vingt et un jours d’un neurastenique» — «Двадцать один день неврастеника»), перешел к публицистике. Основал журн. «Les Grimaces», где объявил войну незаслуженным репутациям, нажил влиятельных врагов и вскоре вынужден был прекратить издание журнала; одно время примыкал к анархистам и сотрудничал в «Revolte», откуда ушел после убийства Карно. Литературную славу М. приобрел обличительными романами, в к-рых дает яркую и пеструю галерею сатирических, часто карикатурных, но всегда рельефных портретов современных деятелей. Министр Лейг, «солидарный со всеми кабинетами и в то же время ни с одним из них», бессменный член министерства, из кого бы оно ни состояло: из радикалов, социалистов, оппортунистов, националистов, с готовыми проектами реформ, исключающими друг друга и представляемыми в зависимости от политической физиономии кабинета; генерал Аршинар, предлагающий использовать колониальные народы для особого вида промышленности — дубления человеческой кожи, лучшего материала для обивки комнат, несессеров, перчаток и т. п.; мэр Трегарек, превративший пьяного матроса в холерного больного, «самоотверженно» победивший несуществующую эпидемию, награжденный орденом и самодовольно вспоминающий «о том времени, когда в Кернаке была холера»; провинциальный аббат, при помощи десятины и непосильных поборов «без всякого участия государства» выколотивший из нищенского населения средства на построение храма с «ажурной колокольней» и «золотым крестом» и тягающий последние франки у бедняков, потому что «св. дева по приходским праздникам разгуливает в грязных лохмотьях», — эти и многочисленные другие портреты являются художественной коллекцией документов о жизни и нравах капиталистического общества. Так, «Дневник горничной» (Le journal d’une femme de chambre) — картина морального разложения буржуазии, «Аббат Жюль» вскрывает язвы, разъедающие духовенство, «Сад пыток» — все формы разврата, садизма и других извращений, расцветающих пышными цветами на почве насилия, эксплоатации и праздности, драма «Дурные пастыри» обличает ложных вождей рабочего движения, социалистов и радикалов и т. д. Однако в своей критике буржуазного общества М. является лишь анархиствующим мелкобуржуазным интеллигентом, близким индивидуалистическим идеалам современного ему модернизма и декадентства. Временами кажется, что трусливым и жалким преступникам, одетым в министерские фраки и в бальные дамские платья, он готов противопоставить откровенных, смелых бандитов и проституток в качестве единственных носителей идеала свободы и красоты. Его убийцы, воры, палачи и садисты не только не отталкивают, а скорее увлекают (иезуит Керн («Себастьян Рок»), аббат Жюль и т. д.). Мелкобуржуазный анархо-индивидуализм М. особенно ярко проявился в образе Жана Руля («Дурные пастыри»). Этот организатор стачки поднимает мятеж исключительно для того, чтобы, в духе Ибсена, разбудить жажду очищающей борьбы, к-рая является самоцелью.

    В России М. в свое время привлекал интерес довольно широких кругов читателей. Разными слоями и в разное время воспринимались те или другие стороны его творчества. В период революции 1905 имели успех его «Дурные пастыри» и др. произведения, направленные против буржуазии и приспособленчества к ней. В эпоху реакции влияют на больную фантазию писателей-упадочников описания разврата, извращений («Сад пыток»).Библиография:

    I. М. имеется в многочисленных русских переводах. Полн. собр. сочин. в 10 тт., изд. Саблина, М., 1908—1911; В пореволюционное время издан ряд романов и пьес М., как напр. Жан и Мадлена, Драма в 5 д., перев. М. В. Ватсон, П., 1918; То же, П., 1921; Дурные пастыри, Драма в 5 д., перев. В. Тучанской, изд. «Красная новь», М., 1923; Динго, Роман, перев. Е. Г. Шатуновской, изд. «Мысль», П., 1925; Аббат Жюль, Роман, перев. С. А. Иванчиной-Писаревой. Гиз, М. — Л., 1926; То же, перев. с предисл. П. С. Когана, 2 чч., изд. «Безбожник», М., 1929; Сад пыток, изд. «Космос», Полтава, 1926; Себастьян Рок, Роман нравов, перев. В. Д. Сорокоумовского, предисл. П. С. Когана, изд. «Безбожник», М., 1929, и сборники рассказов.

    II. Коган П. С., Философия преступления и поэзия порока (романы Октава Мирбо), «Русская мысль», 1905, IX; Герштейн Ф., Октав Мирбо, «Образование», 1909, I; Фриче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, изд. «Сфинкс», М., 1912; Rodenbach G., L’elite, P., 1899; Bevon M., Octave Mirbeau, son Ouvre, P., 1924.

    III. Pilon E., Octave Mirbeau. Biographie suivie d’une bibliographie, P., 1903.

  5. Источник: Литературная энциклопедия