Большая Советская энциклопедия

    (Siwertz)

    Пер Сигфрид (24.1. 1882, Стокгольм, — 28.11.1970, там же), шведский писатель. Член Шведской академии (с 1932). Начал литературный путь как поэт-импрессионист. Сборник стихов «Мечты улицы» (1905) окрашен лирической грустью. Как прозаик С. мастер реалистического стиля и занимательный рассказчик. Романы С. «Пираты с озера Меларен» (1911) и «Фланер» (1914), отмеченные влиянием А. Бергсона, проникнуты социальным и философским пессимизмом. Роман С. «Селямбы» (т. 1—2, 1920, рус. пер. 1928) — история распада буржуазной семьи — отличается сатирической остротой и психологической проникновенностью. Его роман «Универсальный магазин» (1926, сокращенный рус. пер. 1927), пьеса «Преступление» (1933) и другие характеризуются злободневной общественно-политической проблематикой. Некоторые рассказы С. переведены на рус. язык в начале 20 в.

    Соч.: Samlade dikter, 2 uppi., Stockh., 1949; Att vara ung, Stockh., 1963; в рус. пер. — Последний парусник, в сборнике: Шведская новелла XIX—XX вв., М., 1964.

    Лит.: Stoipe S., Sigfrid Siwertz, Stockh., 1933; Svanberg N., Studier i Siwertz' prosa, Stockh., 1941; Soivio 1., Svmbolerna i Sigfrid Siwertz prosa, Turku, 1966.

    А. А. Мацевич.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Сивертс

    СИВЕРТС Сигфрид (Sigfrid Siwertz, 1882—) — шведский писатель. Р. в Стокгольме, в зажиточной буржуазной семье. Высшее образование закончил в Упсальском ун-те. Дебютировал в литературе в 1905 сборником стихотворений «Gatans drommar» (Грезы улицы), в 1905 выпустил второй сборник — «Denunga lonnen» (Молодой клен). С. раскрывается в них как писатель буржуазного декаданса, последователь Шопенгауэра. В 1906 вышел его роман «Margot» (Маргот), а в 1907 — «Cirkeln» (Круг), проникнутые пессимизмом. В 1907 С. познакомился в Париже с французским философом Анри Бергсоном и его антиматериалистическим интуитивизмом. С этого времени шопенгауэровский пессимизм С. сменяется попытками создать образы волевых людей, действующих под влиянием интуиции, ищущих источник этой интуиции в окружающей живой природе. В этом духе написаны его собрания новелл (De gamla» (Старики, 1909) и «Malarpirater» (Пираты на озере Мелор, 1911). В 1912 в сборнике новелл «ambetsman pa aventyr» (Похождения чиновника) С. показывает, что ему не чужда тонкая сатира на современную ему буржуазию, но эта сатира не бичующая, а полная терпимости к близким и ему персонажам. Указанными тенденциями пронизан ряд сборников, выпускаемых С. ежегодно: «En strid pa Davenso» (Борьба на острове Девен, 1913), «En flanor» (Праздношатающийся, 1914), «De stora barnen» (Большие дети, 1915) и т.д. После империалистич. войны (в 1920) С. написал роман «Selambs» (Селамс), в котором он выступает апологетом эгоизма. Бергсоновская философская школа явилась здесь базисом для развития психики фашиствующей молодежи. Желание активизировать свою личную волю и мужество в эгоистических интересах своего класса — вот те новые мотивы, к-рые звучат в творчестве С. первого десятилетия после империалистической войны. «Hem fran Babylon» (Возвращение из Вавилона, 1923), «Det stora varuhuset» (Большой торговый дом, 1926), «Jonas och draken» (Юнас и дракон, 1928), «Reskamraterna» (Спутники, 1929) и «Saltsjopirater» (Морские пираты, 1931) выразительно иллюстрируют эти новые тенденции С., к-рый в настоящее время является одним из популярнейших писателей фашиствующей буржуазии. В 1932 его избрали членом шведской Академии. С. писал для театра («Indianssommar» (Бабье лето, 1908), «Visdomstanderna» (Зубы мудрости, 1911), «Storm i vattenglas» (Буря в стакане воды, 1918) и «Trions brollop» (Свадьба), но его пьесы имели очень слабый успех на сцене. Его пьесы — драматизированные диалоги, рассуждения по поводу того или другого события жизни современной ему буржуазной Швеции.Библиография:

    На русск. яз. перев. роман: «Det stora varuhuset»: Универсальный магазин, сокращ. перев. М.Коваленской, Гиз, М. — Л., 1927.

  3. Источник: Литературная энциклопедия