«Ожешко Элиза»

Ожешко Элиза в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Ожешко Элиза»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Ожешко (Orzeszkowa) Элиза (6.6.1841, Милковщизна, близ Гродно, 18.5.1910, Гродно), польская писательница. Дочь богатого помещика. Воспитывалась в Варшавском пансионе (185257). Печаталась с 1866. Ранние романы и повести О. («Пан Граба», 1869; «Марта», 1873, и др.) посвящены борьбе женщин за человеческое достоинство и общественную эмансипацию. Основной темой её творчества стало разложение патриархального помещичьего уклада, возвышение буржуазии: романы «Эли Маковер» (187475), «Семья Брохвичей» (1876) и др. До 80-х гг. для О. характерны т. н. тенденциозные жанры («повесть с тезисом», «рассказ с тезисом»). Получили признание «Меир Эзофович» (1878), рассказы сборника «Из разных сфер» (т. 13, 18791882), повести из жизни белорусских крестьян «Низины» (1883), «Дзюрдзи» (1885) и «Хам» (1888). Синтезом творческих достижений О. стал роман «Над Неманом» (1887), в котором деградирующей шляхте противопоставлены трудолюбивые землепашцы, верные национально-патриотическим традициям эпохи Польского восстания 1863. Из последних произведений О. выделяются роман «Аргонавты» (1899) и сборник рассказов «Gloria victis» (1910). Проза О. одна из вершин польского реализма 19 в.

    Соч.: Listy zebrane, t. 17, Wr., 195471; в рус. пер. Полн. собр. соч., т. 18, К. П. Хар., 190210; Соч., т. 15, М., 195354.

    Лит.: Цыбенко Е. З., Элиза Ожешко, в кн.: История польской литературы, т. 1, М., 1968; Jankowski Е., Elisa Orzeszkowa, 2 wyd., Warsz., 1966 (лит. с. 63443); Zmigrodzka M., Eliza Orzeszkowa, в кн.: Obraz literatury polskiej XIX i XX wieku. Seria 4, t. 2, Warsz., 1966, s. 781.

    И. К. Горский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Оже́шко Элиза

    (Orzeszkowa) (1841—1910), польская писательница. Реалистические рассказы (сборник «Из разных сфер», 1879—82) и повести («Дзюрдзи», 1885; «Хам», 1888) из жизни крестьян и городской бедноты. В социально-бытовом романе «Над Неманом» (1887) — эпическое изображение хозяйственного уклада, поместного и деревенского быта, поэтическая задушевность.

    * * *

    ОЖЕШКО Элиза

    ОЖЕ́ШКО (Orzeszkowa) Элиза (1841—1910), польская писательница. Реалистические рассказы (сборник «Из разных сфер», 1879—82) и повести («Дзюрдзи», 1885, «Хам», 1888) из жизни крестьян и городской бедноты. Социальные романы «Над Неманом» (1887), «Аргонавты» (1899).

    * * *

    ОЖЕ́ШКО (урожд. Павловская) Элиза (25 мая 1841, Милковщизна, близ Гродно — 18 мая 1910, Гродно), знаменитая польская писательница.

    Семья. Учеба. Замужество

    Элиза Ожешко согласно метрике в 1841, сама же писательница годом своего рождения называла 1842. Ее отец — Бенедикт Павловский, богатый помещик и образованный юрист, был человеком передовых взглядов. В его библиотеке была представлена почти вся французская литература эпохи Просвещения(см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) — произведения Вольтера, Дидро, Руссо. Отец будущей писательницы умер, когда ей было три года. Она училась сначала дома, потом в одном из варшавских пансионов (1852—57), где познакомилась с будущей поэтессой Марией Конопницкой (1842—1910). Через год после окончания пансиона мать выдала ее замуж за помещика Петра Ожешко. В 1858 Элиза переезжает с мужем в его имение Людвиново (Гродненская губерния).

    В то время в Белоруссии, как и в других областях России и Польши, в среде передовой шляхты обсуждался вопрос об аграрной реформе. Будущая писательница оказалась в самой гуще споров о положении крестьян. В Людвиново она также много читает, пользуясь привезенной из Милковщизны библиотекой отца; мечтая о труде на благо народа, открывает школу для деревенских детей. Круг интересов Петра Ожешко в основном не выходил за пределы жизни поместья, охоты и карт, поэтому ожидать от него понимания Элизе не приходилось. Муж скептически относился к ее «философствованиям», не одобрял ее стремления к общественно-просветительской деятельности. У Элизы появляется мысль о разводе, но события 1863 г. отодвинули эти намерения на несколько лет.

    Восстание 1863—1864

    В период национально-освободительного восстания Ожешко была свидетельницей героических сражений повстанцев и перенесла всю горечь их поражения. Как и многие женщины ее круга, Элиза помогала повстанцам. Однажды, рискуя жизнью, будущая писательница переправила в своей карете под видом больного кузена к границе Королевства Польского одного из вождей восстания — Ромуальда Траугутта(см. ТРАУГУТТ Ромуальд).

    События 1863—64 гг. оказали большое влияние на всю жизнь Ожешко. Впоследствии она писала, что именно они пробудили в ней желание служить Родине: «Все это сделал со мной и во мне 1863 год. Если бы не его молот и наковальня, моя судьба скорее всего сложилась бы иначе и я, очевидно, не стала бы писательницей».

    После подавления восстания в 1864 Ожешко переезжает в разоренное царскими войсками отцовское имение Милковщизну. Ее муж сослан в Пермскую губернию, где провел 3 года, имение Людвиново конфисковано.

    Начало творческой деятельности. Переезд в Гродно

    В Милковщизне, где Ожешко прожила в полном одиночестве до 1869, она начинает писать. В 1866 она посылает свой рассказ «В голодные годы» в варшавский журнал «Тыгодник илюстрированы», где его с ободряющим напутствием публикуют. Здесь же, в Миловщизне, до 1869 Ожешко написала еще 6 романов («Последняя любовь», 1867, «В клетке», 1896, «В провинции», 1869, «Добродетельные», опубл. в 1871, и др.). В некоторых из написанных в этот период произведений нашли отражение события ее личной жизни и связанные с ними переживания. (В 1867 г. писательница начинает бракоразводный процесс, длившийся с большими трудностями почти 2 года). Однако первые романы Ожешко несколько тенденциозны и дидактичны, идея их часто выписана схематично. Писательница ищет свой стиль на протяжение 60—70 годов.

    В 1869 Ожешко была вынуждена продать покрытое долгами имение и переехать в Гродно. Здесь писательница и прожила большую часть своей жизни, изредка выезжая в Варшаву или за границу для отдыха и лечения.

    В 1894 писательница вышла замуж за адвоката Станислава Нагорского, с которым ее связывала тринадцатилетняя дружба, а через три года тяжело пережила его преждевременную смерть.

    Гнет цензуры. Общественная деятельность и литературные интересы

    В связи с репрессивными действиями русского правительства после разгрома восстания в Гродно (хотя город и не входил в состав Королевства Польского) был официально запрещен польский язык, введены различные ограничения на издание польских книг. В этих условиях Ожешко много делает для пропаганды передовой польской культуры. В 1879 она получает разрешение на основание книгоиздательства в Вильно, однако уже в 1882 оно было закрыто властями. Писательнице запрещен выезд из Гродно, за ней устанавливается полицейский надзор.

    В своих письмах Ожешко неоднократно жалуется на гнет цензуры, на необходимость переносить действие своих произведений из Вильно и Гродно в несуществующие Онвиль и Онгрод.

    Живя в стороне от культурного центра Польши, Варшавы, Ожешко тем не менее поддерживает тесные связи с варшавскими литераторами, а также с русскими, украинскими, чешскими писателями, переводчиками и критиками. Она знает русский язык, читает произведения русских авторов в подлиннике, внимательно следит за российскими журналами. Особенно интересует писательницу творчество Салтыкова-Щедрина, с которым она вела переписку, Достоевского и Л. Н. Толстого.

    В создании реалистического романа Ожешко не могла пройти мимо опыта европейской и,в особенности, французской литературы. Внимание писательницы привлекает и творчество украинских и белорусских авторов. Она переписывается с Иваном Франко(см. ФРАНКО Иван Яковлевич), хорошо знает произведения Т. Шевченко(см. ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич), переводит несколько рассказов Марко Вовчок(см. ВОВЧОК Марко).

    Эволюция творческой концепции и стиля

    Жанр романа, по мнению Ожешко, наиболее отвечал задачам польской литературы. Главной его чертой в период 60—70 годов писательница считает «тенденциозность», проведение определенной тенденции в романе. Значительное влияние на творческую концепцию Ожешко оказала философия позитивизма.

    В ряде своих произведений 60—70-х ( «Пан Граба», «Марта») писательница поднимает актуальную для того времени проблему женского равноправия, которой посвящает и публицистическую работу «Несколько слов о женщинах», 1870. Особенный резонанс вызывает роман «Марта», опубликованный в 1873.

    Однако в конце 70-х Элиза Ожешко пересматривает свою концепцию тенденциозного романа и во многом от нее отказывается. Об этом свидетельствует ее собственное творчество и опубликованная в 1879 работа «О романах Т. Т. Ежа и о романее вообще». Писательница по новому ставит вопрос об отношении литературы к действительности, соотношении «тенденции» и реализма, отходит от понимания литературы как «зеркала» жизни. Это переосмысление сказывается уже в романе «Меир Езофович» (1878), посвященном жизни еврейского народа в Польше. Это произведение принесло писательнице мировую известность. Вскоре после появления роман был переведен на множество языков. Еврейской теме посвящены и рассказы «Дай цветочек» и «Сильный Самсон» (1877).

    Ожешко начинает разрабатывать жанр рассказа. В конце 70-х начинает выходить серия рассказов Ожешко под общим названием «Из разных сфер», основная тема которых — жизнь городской бедноты. Обращение к малым литературным формам имело большое значение для дальнейшего художественного совершенствования мастерства Ожешко, выработки более ясного и строгого стиля.

    Цикл «Призраки». Повести. «Над Неманом»

    О внимании ко всем изменениям в жизни общества, о стремлении отразить самые новые идейные течения (в частности, идеи социализма) свидетельствует цикл романов, который в польской критике принято называть «Призраки» по названию одного из романов этого цикла. В эту группу входят «Призраки», «Сильвек-могильщик», «Зыгмунт Лавич и его товарищи», «Мыльный пузырь», «Первобытные» (1880—83). О влиянии новых идей на молодежь, о своих опасениях и сомнениях Ожешко пишет в своей публицистической работе «Патриотизм и космополитизм» (1880).

    В 80-е годы Ожешко пишет ряд произведений из жизни белорусской деревни (в окрестностях Гродно крестьянское население было преимущественно белорусским). Это повести «Низины» (1884), «Дзюрдзи» (1885) и «Хам» («хам» — презрительное прозвище крестьян, данное им польской шляхтой).

    В 1887 Ожешко печатает в журнале «Тыгодник илюстрированы» один из самых лучших своих романов «Над Неманом», в котором дается широкая эпическая картина жизни польской шляхты наднеманских земель. Большое место в романе занимают воспоминания о восстании 1863—64 годов. «Над Неманом» был с энтузиазмом принят критикой, видевшей в нем национальную эпопею.

    Последние произведения. Революция 1905 года

    Творчество Элизы Ожешко в 1890—1900-е годы характеризуется ростом интереса к общечеловеческим, моральным проблемам, тяготеет к рассмотрению борьбы в человеке начал Добра и Зла. Особенно это характерно для сборников рассказов «Меланхолики» (1896), «Искры» (1898) и «Мгновения» (1901).

    Подобно другим польским писателям старшего поколения, Прусу(см. ПРУС Болеслав) и Сенкевичу(см. СЕНКЕВИЧ Генрик), в период распространения модернистских тенденций продолжает отстаивать реализм, высмеивая лозунги «чистого искусства» в этюде «Музы» (1888) и выступая против декадентских теорий в 1895. Тем не менее сама Ожешко не избежала влияния модернистской поэтики на свое творчество — в нем появляются символические и фантастические образы, поэтическая стилизация и лирические монологи (роман «Ad astra», 1902—03).

    В произведениях этих лет Ожешко, с одной стороны, критикует шляхту («Благородные», 1891), а с другой, идеализирует мелкопоместное дворянство, изображая его труд и дружбу с крестьянами. В связи с этим в последний период своей жизни Ожешко увлекается философской концепцией Зыгмунта Красиньского(см. КРАСИНЬСКИЙ Зыгмунт) о нравственном совершенствовании народа, читает о нем в 1901 публичную лекцию. Влияние идей Красиньского сказывается в романах «Два полюса» (1893) и «Австралиец» (1894). Можно проследить и некоторое воздействие на творчество Ожешко идей Л. Н. Толстого. Его концепция «непротивления злу» находит воплощение в романе «Анастасия» (1902).

    Произошедшая в 1905 революция, придавшая новую окраску польскому вопросу, потрясла Элизу Ожешко. Она связывает с революцией свои надежды на изменение русско-польских отношений, о чем пишет редактору журнала «Русская мысль» Виктору Гольцеву(см. ГОЛЬЦЕВ Виктор Александрович). Вопросы национального освобождения поднимаются ею в повести «И песня пусть заплачет» (1905) и сборнике рассказов «Слава побежденным» (1910), где Ожешко вновь вспоминает о героической борьбе повстанцев в 1863.

    В последние годы Ожешко вела дружескую переписку с переводчиками своих произведений на русский язык — Вуколом Лавровым, Анной Сахаровой, а также с автором работы о ней В. Гольцевым.

    Писательница последние несколько лет безвыездно прожила в Гродно, где и скончалась.

    Велика заслуга Ожешко в развитии польской новеллы, семейно-бытового и социального романа. Ее стремление к глубокому раскрытию внутреннего мира человека обогатило польскую литературу опытом психологического анализа.

    Вместе с произведениями Пруса и Сенкевича ее творчество составило эпоху расцвета польского реализма 19 века.

  3. Источник: Энциклопедический словарь