Большая Советская энциклопедия

    Георгий Григорьевич [р. 8(21).1.1903, станция Новобелицкая, ныне Гомельской области БССР], советский живописец, народный художник РСФСР (1965), действительный член АХ СССР (1958). Учился в московском Вхутемасе — Вхутеине (1922—30). Испытал влияние А. А. Дейнеки (См. Дейнека); был близок к ОСТ («Осень. Семафоры», 1932, Третьяковская галерея). Стремясь передать мощь новой, преобразованной социализмом действительности, а также восприятие природы современным человеком, привыкшим к стремительному ритму жизни, Н. вносит в свои произведения (преимущественно марины и индустриальные пейзажи) сильное динамическое начало, охватывает обширные пространства, а с середины 50-х гг. всё чаще прибегает к декоративно-обобщённой манере письма, строя композиции с помощью остро ритмизованных силуэтов и крупных цветовых плоскостей, насыщенных, порой локальных по тону. Произведения: «У берегов Дальнего Востока» (МГУ), «Пейзаж с маяком» (Львовская картинная галерея), «Порт Одесса» (теплоход «Россия») — все три 1950, Государственная премия СССР, 1951; «Подмосковная зима» (1951, Челябинская городская картинная галерея); «Колхоз “Загорье”» (1959), «Над снегами» (1959—60) — оба в Русском музее, Ленинград. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями.

    Лит.: Киселев М. Ф., Г. Нисский, М., 1972.

    Г. Г. Нисский. «Подмосковная рокада». 1957. Львовская картинная галерея.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    НИССКИЙ

    Григорий, Григорий Н и с с к и й (Γρηγόριος ὁ Νύσσης) (ок. 335 – ок. 394), – богослов, виднейший представитель спекулятивной философии в греч. патристике. В молодости изучал философию и риторику, затем ушел в монастырь; с 371 епископ г. Ниссы. Н. Г. принадлежат догматико-полемич. соч., ряд толкований книг Ветхого завета, диалог "О душе и воскресении, или Макриния" – подражание "Федону" Платона, и др. Облик Н. Г. как мыслителя противоречив. По личным связям и субъективным убеждениям он принадлежал к т.н. каппадокийскому кружку церк. писателей, куда входили виднейшие борцы за окончат. оформление твердой ортодокс. догмы – Василий Великий (330–379), Григорий Назианзин (329–390). В то же время огромная филос. эрудиция Н. Г., незаурядная диалектич. глубина его мысли делали для него рамки ортодоксальности узкими, хотя сам Н. Г. остерегался делать окончат. пантеистич. выводы из своих концепций. При библейской эксегесе Н.

    Г. широко пользуется свободной аллегорич. интерпретацией откровения, тем самым подчиняя его своим интеллектуалистич. методам. Он испытал сильнейшее влияние языч. неоплатонизма и высоко ценил учение христ. платоника Оригена. Сам Н. Г. сознавал противоречие между своим правоверием и интересом к диалектике антич. склада. В поисках выхода из этого противоречия он впервые выдвинул впоследствии много обсуждавшийся тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия. Другим выходом для него была мистика, с одной стороны, затушевывавшая результаты рационального исследования, но, с другой – ставившая свободное, индивидуалистически-интуитивное познание бога рядом с авторитетом откровения и церкви. Разработанные Н. Г. приемы неоплатонич. интерпретации христианства оказали воздействие на интеллектуалистич. и пантеистич. тенденции Иоанна Скота Эриугены и стимулировали в эпоху схоластики мистич. традицию, сохранявшую в превращенном виде элементы антич. натурализма.

    Соч.: Migne, PG, v. 44–46; Opera, v. 1–2, В., 1921.

    Лит.: Cherniss H. F., The platonism of Gregory of Nyssa, Berk., 1930; Völker W., Gregor von Nyssa als Mystiker, Wiesbaden, 1955.

    С. Аверинцев. Москва.

  3. Источник: Философская энциклопедия