Большая Советская энциклопедия

    Лурия Александр Романович [родился 3(16).7.1902, Казань], советский психолог, действительный член АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1968). Профессор МГУ (с 1945), заведующий кафедрой нейропсихологии психологического факультета МГУ (с 1967). Окончил факультет общественных наук Казанского университета (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1924‒34 работал вместе с Л. С. Выготским над проблемами развития психики, разрабатывая, в частности, психофизиологические методы изучения аффективных процессов. В дальнейшем занимался исследованием нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга, став одним из основателей нейропсихологии. Вице-президент Международного союза научной психологии (1969‒72). Иностранный член Национальной АН США (1968). Работы Л. переведены на многие иностранные языки. Награжден орденом Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.

    Соч.: Речь и интеллект в развитии ребенка. Сборник статей, М., 1927; Травматическая афазия, М., 1947; Восстановление функций мозга после военной травмы, М., 1948; Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т. 1‒2, М., 1956‒58; Мозг человека и психические. процессы, т. 1‒2, М., 1963‒70; Лобные доли и регуляция психических процессов, М., 1966 (совместно с Е. Д. Хомской); Нейропсихологический анализ решения задач, М., 1966 (совместно с Л. С. Цветковой); Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга, 2 издание, М., 1969; Основы нейропсихологии, М., 1973; The nature of human conflicts..., N. Y., 1932.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЛУРИЯ Александр Романович (1902-77) - российский психолог, один из основателей нейропсихологии, действительный член АПН РСФСР (1947), АПН СССР (1968). Основные труды по исследованию нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    (1902-1977), советский психолог, один из основателей нейропсихологии. Во множестве книг и статей исследовал влияние неврологических нарушений на психические функции. В двух популярных работах - Маленькая книжка о большой памяти (1968) и Потерянный и возвращенный мир (1971) - Лурия описал два ярких клинических случая. Первый связан с человеком, который обладал способностью запоминать абсолютно все, не мог забыть несущественные детали прошлого и, вследствие этого, а также из-за того, что его память была дезорганизована, испытывал трудности с формированием общих понятий. В другом случае человек, из-за поразившей его мозг пули, имел доступ лишь к отдельным фрагментам прошлого опыта. В ходе исследования и лечения людей с неврологическими нарушениями Лурии удалось получить важные результаты, приоткрывающие ранее неизвестные аспекты мышления, восприятия и других психических процессов человека, что повлияло как на исследования современных ему ученых, так и на работы следующего поколения психологов. Лурия родился 16 июля 1902 в Казани. Окончил Казанский университет в 1921. С 1924 по 1934 работал с Л.С.Выготским. Под его влиянием изучал развитие речи и мышления у ребенка, структуру детской игры, особенности психического развития в разных культурах. В 1937 Лурия, в дополнение к полученному ранее психологическому образованию, получил диплом врача и во время Второй мировой войны работал в военных госпиталях, занимаясь проблемой локальных мозговых поражений. Полученный опыт и научный материал подтолкнули его к изучению мозговых нарушений, их влияния на психику. Послевоенные исследования Лурии, касавшиеся тонких психических нарушений, вызванных локальными опухолями мозга, позволили получить уникальную комплексную картину развития мозговых функций. Опираясь на результаты многолетних исследований, Лурия основал российскую школу нейропсихологии. Среди основных работ ученого - Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, тт. 1-2 (1956-1958), Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга (1969), Основы нейропсихологии (1973), Нейропсихология памяти (1974). Умер Лурия в Москве 14 августа 1977.

    ЛИТЕРАТУРА

    А.Р.Лурия и современная психология. М., 1982

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Лу́рия Александр Романович

    (1902—1977), психолог, один из основателей нейропсихологии, действительный член АПН РСФСР (1947), АПН СССР (1968). Основные труды по исследованию нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга.

    * * *

    ЛУРИЯ Александр Романович

    ЛУ́РИЯ Александр Романович [3(16) июля 1902, Казань — 14 августа 1977, Москва], российский психолог, один из основателей нейропсихологии, действительный член АПН РСФСР (1947), АПН СССР (1968). Вице-президент Международного союза научной психологии (1969—72), иностранный член Национальной АН США (1968).

    В 1921 окончил Казанский университет, после чего до 1934 занимался научной и педагогической деятельностью в Казани, Москве и Харькове; в то время Лурия совместно с Л. С. Выготским(см. ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович), А. Н. Леонтьевым и другими работал над созданием культурно-исторической концепции развития высших психических функций, а также занимался изучением развития речи и мышления у ребенка, структуры детской игры, особенностей психического развития в разных культурах

    В 1937 получил второе высшее образование — медицинское. В годы Великой Отечественной войны работал в военных госпиталях, в том числе в военно-восстановительном госпитале в г. Кисегач, где занимался проблемой локальных мозговых поражений, в частности в результате ранения.

    В 1945 стал профессором МГУ, в 1967 — заведующим кафедрой нейропсихологии психологического факультета МГУ. Послевоенные исследования Лурии, касавшиеся тонких психических нарушений, вызванных локальными опухолями мозга, вкупе с предшествующими исследованиями, создали предпосылки для формирования отечественной школы нейропсихологии. На основе материалов экспедиций в Среднюю Азию сделал ряд обобщений, касающихся межкультурных различий в психике человека. Cоздал классификацию различных форм умственной отсталости, получившую широкое применение в медицине и педагогике. В последние годы жизни активно разрабатывал проблемы нейропсихологии памяти и нейролингвистики.

    Среди основных работ ученого: «Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка» (1956 – 1958), «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга» (1969), «Основы нейропсихологии» (1973), «Нейропсихология памяти» (1974).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: