Словарь Брокгауза и Ефрона

    (1841— 1888) — педагог, сын англичанина, приехавшего в Россию в качестве учителя белльланкастерских школ, которые во множестве открывались у нас при Александре I. Окончил курс в Петербургском университете по физико-математическому факультету, занимался в воскресных школах, особенно в частной бесплатной васильеостровской школе, руководителем которой был Ф. Ф. Резенер и через которую прошли многие лучшие педагогические силы того времени. По закрытии этой школы Г. с 1865 по 1871 г. состоял воспитателем и преподавателем естественной истории в 1-й военной гимназии, а одно время давал еще уроки в Пажеском корпусе. Образовавшееся в 1870 г. в Петербурге Общество земледельческих колоний и ремесленных приютов для исправления малолетних преступников пригласило Г. на пост директора колонии, устроенной за пороховыми заводами, в 8 верстах от берега Невы. Совершив поездку за границу для изучения устройства подобных учреждений на западе, Г. с увлечением предался этому делу, в основу которого он положил не внешнюю организацию, а личное влияние директора на невольных колонистов — а это прежде всего требовало сердечного отношения к развращенным и, конечно, недоверчивым питомцам. Без устали работая, как распорядитель работ и чернорабочий, как друг, наставник и начальник озлобленных детей, Г. достиг блестящих результатов; но в декабре 1874 г. обстоятельства заставили его покинуть колонию. В 1877 г. он принял в свое заведование перворазрядное же некое учебное заведение кн. Оболенской, а в 1879 г., когда заведение это было преобразовано в гимназию мин. нар. просв., Г. назначен был председателем педагогического совета этой гимназии. С 1878 г. он состоял еще преподавателем наследника цесаревича, великих князей Георгия и Михаила Александровичей и великой княжны Ксении Александровны. С самого основания Общества для доставления средств высшим женским (Бестужевским) курсам Г. был членом его, а в последние 6 лет своей жизни состоял председателем комитета Общества; здесь деятельность его выразилась не только в заботах об устранении финансовых затруднений общества, но и в трудах по правильной постановке учебной части. На женских педагогических курсах Г. в течение 10 лет читал курс естествознания, а одно время и на курсах Фребелевского общества. С 1880 по 1883 г. состоял экспертом по учебной части при СПб. городской училищной комиссии. Одаренный редкими педагогическими способностями, Г. к делу своему относился самоотверженно и горячо. Нравственная высота его личности действовала обаятельно на всех, кто приходил с ним в соприкосновение, между прочим и на В. М. Гаршина. Руководства Г. пользуются большим распространением. Так, "Определитель минералов" выдержал 3 издания, "Учебник минералогии для городских училищ" — 6 изданий, "Руководство минералогии для реальных училищ" — 5 изданий, "Краткий курс естествознания" — 5 изданий. Большой педагогический интерес представляют его "Предметные уроки" (СПб., 1883). Под ред. Г. переведены ботаническая часть "Происхождения видов" Дарвина (СПб., 1867-68) и 11-я часть "Оснований биологии" Спенсера. В конце 1860-х г. Г. неофициально редактировал журнал "Учитель". Ср. Н. Ермолин, "Очерк жизни А. Я. Герда" (СПб., 1889).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Герд Александр Яковлевич [5.4.184113(25).12.1888], русский педагог, основоположник методики преподавания естествознания как научной дисциплины и метода практических и лабораторных работ. В 1863 окончил экстерном Петербургский университет. В 186571 преподавал в 1-й военной гимназии в Петербурге, был директором исправительной колонии для малолетних преступников (около Петербурга), а позже (с 1877) руководил женской гимназией. Главной целью преподавания естествознания в средней школе Г. считал воспитание у учащихся естественнонаучного мировоззрения. Г. автор «Учебника зоологии» (ч, 12, 187783), «Краткого курса естествоведения» (1878) и др. Наиболее полно разработал методику преподавания курса неживой природы для младших классов школы. Учебник Г. «Мир божий» (успел закончить 1-ю часть «Книжка 1 Земля, воздух и вода») и методическое пособие к нему «Предметные уроки в начальной школе» (1883) долго являлись основными пособиями по курсу неживой природы. Большое значение в распространении передовых педагогических идей имела работа (188083) Г. в качестве эксперта по учебной части Петербургской городской училищной комиссии. Соч.: Избр. педагогические труды, М., 1953.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ГЕРД Александр Яковлевич (1841-88) - российский педагог, основоположник эволюционно-биологического направления в преподавании естествознания. Учебники по естествознанию и труды по методике его преподавания в начальных и средних школах.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Герд Александр Яковлевич

    (1841—1888), российский педагог, основоположник эволюционно-биологического направления в преподавании естествознания. Учебники по естествознанию и труды по методике его преподавания в начальных и средних школах.

    * * *

    ГЕРД Александр Яковлевич

    ГЕРД Александр Яковлевич (1841—88), российский педагог, основоположник эволюционно-биологического направления в преподавании естествознания. Учебники по естествознанию и труды по методике его преподавания в начальных и средних школах.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: