Тарасова Алла Константиновна в словарях и энциклопедиях
Тарасова Алла Константиновна [25.1(6.2).1898, Киев, — 5.4.1973, Москва], народная артистка СССР (1937), Герой Социалистического Труда (1973). Член КПСС с 1954. С 1916 в труппе МХТ. Ученица К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Т. всегда стремилась к социальной, жизненной и художественной правде. Её героини обладали обаянием, трепетностью чувств, неподдельной душевной красотой. Вершина творчества актрисы — роли в пьесах: А. П. Чехова — Аня («Вишнёвый сад»), Соня, Елена Андреевна («Дядя Ваня»), Ирина, Маша («Три сестры»); А. Н. Островского — Негина («Таланты и поклонники»), Тугина («Последняя жертва»), Кручинина («Без вины виноватые»); М. Горького — Татьяна («Враги»), Варвара («Дачники»). С огромным успехом играла Анну в «Анне Карениной» поЛ. Н. Толстому. Среди лучших ролей в советском репертуаре: Елена («Дни Турбиных» Булгакова), Топилина («Сердце не прощает» Софронова), Софья Ивановна («Чти отца своего» Лаврентьева). Снималась в кино: Катерина («Гроза», 1934), Екатерина («Петр 1», 1937—39) и др. Депутат Верховного Совета СССР 3—5-го созывов. Государственная премия СССР (1941, 1946 — дважды, 1947, 1949). Награждена 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 др. орденами, а также медалями.
Лит.: Калитин Н., А. К. Тарасова, М., 1951.
Ю. А. Зубков.
ТАРАСОВА Алла Константиновна (1898-1973) - российская актриса, народная артистка СССР (1937), Герой Социалистического Труда (1973). С 1916 во 2-й Студии МХТ, с 1924 в труппе МХАТа. Среди ролей: Негина, Тугина ("Таланты и поклонники", "Последняя жертва" А. Н. Островского), Анна ("Анна Каренина" по Л. Н. Толстому), Маша ("Три сестры" А. П. Чехова). Снималась в фильмах: "Гроза", "Петр I" и др. Профессор Школы-студии МХАТ (с 1968). Государственная премия СССР (1941, 1946 - дважды, 1947, 1949).
Тара́сова Алла Константиновна
(1898—1973), актриса, народная артистка СССР (1937), Герой Социалистического Труда (1973). С 1916 во 2-й Студии МХТ, с 1924 в труппе МХАТа. Игре свойственны щедрая эмоциональность, лирическое воодушевление. Страстные, жизнелюбивые героини Тарасовой воплощали в себе представление об идеальном женском типе 30—40-х гг. Среди ролей: Негина, Тугина («Таланты и поклонники» и «Последняя жертва» А. Н. Островского), Анна («Анна Каренина» по Л. Н. Толстому), Маша («Три сестры» А. П. Чехова). Снималась в фильмах: «Гроза», «Пётр I» и др. Профессор Школы-студии при МХАТе (с 1968). Государственная премия СССР (1941, 1946 — дважды, 1947, 1949).
* * *
ТАРАСОВА Алла КонстантиновнаТАРА́СОВА Алла Константиновна (1898—1973), российская актриса, народная артистка СССР (1937), Герой Социалистического Труда (1973). С 1916 во 2-й Студии МХТ, с 1924 в труппе МХАТа. Среди ролей: Негина, Тугина («Таланты и поклонники», «Последняя жертва» А. Н. Островского), Анна («Анна Каренина» по Л. Н. Толстому), Маша («Три сестры» А. П. Чехова). Снималась в фильмах: «Гроза» (1934), «Петр I» (1937—38) и др. Профессор Школы-студии МХАТ (с 1968). Государственная премия СССР (1941, 1946 — дважды, 1947, 1949).
ТАРАСОВА Алла Константиновна (06.02.1898, Киев, Украина — 05.04.1973, Москва), актриса.
Лауреат Сталинских премий (1941, 1946, 1947, 1949 — за театральную работу; 1948 — за роль Елены Ивановны Кручининой в фильме-спектакле «Без вины виноватые»); Народная артистка СССР (1937).
Училась в Школе драматического искусства под руководством Н. О. Массалитинова, Н. Г. Александрова и Н. А. Подгорного.
С 1916 — актриса МХАТ. В кино — с 1927 (первая роль — работница Мэри — в фильме Юрия Желябужского «Кто ты такой?»).
Тарасова — одна из ярчайших звезд Московского Художественного театра, с 18 лет и до конца дней своих не покидавшая его сцены. Она даже родилась в один год с МХТ. Ее героини — Анна Каренина, Маша Прозорова, Юлия Тугина, Любовь Кручинина, Настя. Всегда бескомпромиссные, полные жизненных сил и достоинства, несмотря ни на что, русские характеры. Очень красивая женщина, и физически, и душевно. «Здоровая, сильная, умная, темпераментная, готовая смотреть в сущность искусства» — так охарактеризовал актрису К. С. Станиславский.
Дебют ее в кино причудливо соединил русскую литературу и немецкий киноэкспрессионизм. Это была Дуня в фильме Роберта Вине «Раскольников» (1923 г.). Но лучшие ее кинороли приходятся на 30-е годы, на время расцвета звукового кино и становления большого советского киностиля. Это прежде всего две Катерины — купеческая жена Кабанова («Гроза», 1934) и государева жена («Петр первый»; 1937—1938), которые создали особое творческое пространство для талантливой и высококультурной театральной актрисы. И — она сыграла — незабываемые характеры, типы, судьбы. Глубина перевоплощения, сила переживания рождали удивительную органику существования перед камерой, на экране. Крупный психологический рисунок, благородный мелодраматизм — все работало на масштаб создаваемых актрисой образов.
Великолепным оказался и финал недолгой, но запоминающейся кинокарьеры Аллы Тарасовой — Кручинина в фильме «Без вины виноватые». Снова драматургия А. Островского и снова режиссура В. Петрова. Героиня прошлого века, костюмная роль, но как сильно, как современно она прозвучала в 1945 году, победном и трагическом. Мать, потерявшая, искавшая и нашедшая сына — судьба миллионов русских женщин. Про них и для них играла актриса, отдавая в зал в безграничную силу трагического переживания, благородства чувств, свет надежд. Фильм «Без вины виноватые» стал лидером проката, и еще на долгие годы оставался любимым очень многими.
И кино не осталось в долгу перед актрисой, запечатлев и сохранив в фильмах-спектаклях «На дне» (1952) и «Анна Каренина» (1953) ее зрелые сценические свершения.
1927 КТО ТЫ ТАКОЙ? («По ту сторону щели»)
1934 ГРОЗА (см. ГРОЗА (1934))
1937 ПЕТР ПЕРВЫЙ (1-я серия)
1938 ПЕТР ПЕРВЫЙ (2-я серия)
1940 БАБЫ
1945 БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ
1952 НА ДНЕ (см. НА ДНЕ (1952))
1953 АННА КАРЕНИНА (см. АННА КАРЕНИНА (1953))
1966 ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
1973 ЦАРСКАЯ МИЛОСТЬ
Большой Энциклопедический словарь. 2000.