Большая Советская энциклопедия

    Гуиницелли (Guinizelli) Гвидо (р. между 1230 и 1240, Болонья, — 1276, Монселиче), итальянский поэт; родоначальник поэзии «Дольче стиль нуово». В программной канцоне «В благородном сердце всегда живёт любовь» Г. воспел любовь как чувство, облагораживающее душу не менее чем любовь к богу, и утверждал, что благородство человека не зависит от сословного происхождения. Такое возвеличение человека делает Г. предвестником Возрождения и непосредственным предшественником Данте, который называл его своим «отцом» в искусстве песен любви. В поэзии Г. звучат также мотивы чувственной страсти (например, сонет «Лючия в пёстром капюшоне»).

    Соч., в кн.: Casini Т., Le rime dei poeti bolognesi del secolo XIII, Bologna, 1881.

    Лит.: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, пер. с итал., т. 1, М., 1963: Russo L., Storia della letteratura italiana, t. I, Firenze, [1957].

    Н. Г. Елина.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Гвиницелли

    ГВИНИЦЕЛЛИ (собственно Гуиницелли, ошибочно называемый Гвиничелли) Гвидо (Guido Guinizelli dei Principi, ок. 1230—1276) — крупнейший из поэтов Италии до Данте и непосредственный учитель Данте в лирике. Родом был из Болоньи, тогдашнего центра философских штудий в Италии. Происходил из древней именитой семьи, умер в изгнании. До нас дошло лишь незначительное количество произведений Гвиницелли (канцон и сонетов), но эти произведения по справедливости считаются первыми образцами оригинальной итальянской поэзии. До Г. итальянская поэзия, в лице «сицилийской школы», подражала провансальским трубадурам; Г. вышел из сферы чисто любовной лирики, где игра формами заслоняла тему; в его поэзии проявляются, с одной стороны, философский и спиритуалистический элементы (в канцонах), воспринятые Данте от Гвиницелли, а с другой — поэтический реализм (некоторые сонеты Г. — реальные картинки, необычные для его предшественников). Школа Г., так наз. «болонская», являлась первой носительницей так наз. «dolce stil nuovo» — «сладостного нового стиля» (см. Итальянская литература); к ней примыкали поэты: Орбичани, фра Гуиттоне д’Ареццо и др. Но Г. является также выдающимся мастером итальянского стиха, «противопоставлявшим жалкому богатству ритмов провансальцев торжественное течение итальянских стансов» (Дж. Кардуччи). Лучшим его произведением считается канцона: «Al cor gentil ripara sempre amore Come alla selva augello in la verdura» (В благородном сердце всегда пребывает любовь, как в зеленеющем весною лесу — птица).Библиография:

    Гаспари А., История итальянской литературы, т. I, M., 1895; Скартаццини, Данте, СПБ., 1905; Salvadori Giulio, Guido Guinizelli, 1893; Vossler Karl, Guido Guinizelli, 1904.

  3. Источник: Литературная энциклопедия