Большая Советская энциклопедия

    (греч. isosyllabía — равносложность, от ísos — равный и syllabé — слог)

    одинаковое количество слогов в отрезках речи. Используется и в прозе (так называемый изоколон), и особенно в поэзии, являясь, в частности, основой силлабического стихосложения (См. Силлабическое стихосложение). Обычно сопровождается относительной упорядоченностью и других ритмообразующих элементов — числа слов, расположения ударений и т. п.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ИЗОСИЛЛАБИЗМ (от изо... и рч. syllabe - слог) - то же, что равносложность.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Изосиллабизм

    ИЗОСИЛЛАБИЗМ — равносложность, деление стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов. В стиховых системах, строящихся на И., основной мерой стиха считается обычно известное, равное во всех единицах число слогов с обязательным ударением на последнем (или предпоследнем) слоге. Если стих делится пополам цезурой (см.) на две меньших единицы, то каждое полустишие имеет постоянное равное число слогов и ударение на конце. Такого рода стихосложение, основанное на И., распространено преимущественно в языках, где ударение в слове всегда лежит на определенном слоге, а неударные слоги слабо редуцируются (напр. на последнем во французском языке, на предпоследнем — в польском и т. д.). Но кроме указанных такое стихосложение встречается в итальянском, испанском, украинском (до Котляревского), русском (до Тредьяковского) и других яз. Во французском яз. при счете слогов в стихе считается и немое «е» («e muet», в разговорной речи не произносимое), кроме тех случаев, когда оно предшествует гласному в начале следующего слова («mon visag(e) est fletri»); в итальянском стихе соединение двух гласных как в середине слова, так и на стыке двух слов, считается за один слог (см. «Элизия»). Понятие И. как принципа соизмеримости ритмических единиц требует допущения, что все слоги, как ударные, так и безударные, равны между собой в ритмическом отношении: так, французский александрийский стих с этой точки зрения явится стихом с двумя ударениями (на концах полустиший) и полной свободой в расположении ударений внутри полустиший. Однако различие между ударным и безударным слогом настолько резко, что И. без учета тоники, т. е. расположения в стихе ударных слогов, явится понятием несколько фиктивным. Новейшие работы и обнаруживают в силлабических, т. е. основанных на И., стихах наличие тонического фактора. Равным образом могут влиять на И. метрический (античный стих) и мелодический (древнеиндийский стих) факторы. См. Стихосложение.

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    изосиллаби́зм

    (от изо... греч. syllabē — слог), то же, что равносложность.

    * * *

    ИЗОСИЛЛАБИЗМ

    ИЗОСИЛЛАБИ́ЗМ (от изо...(см. ИЗО... (часть сложных слов)) и рч. syllabe — слог), то же, что равносложность(см. РАВНОСЛОЖНОСТЬ).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Орфографический словарь-справочник

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: