«Скарлатти Алессандро»

Скарлатти Алессандро в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Скарлатти Алессандро»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Скарлатти (Scarlatti) Алессандро (2.5.1660, Палермо, ‒ 24.10.1725, Неаполь), итальянский композитор, родоначальник и крупнейший представитель неаполитанской оперной школы. Жил в Неаполе и Риме. Был капельмейстером и педагогом. Последние годы жизни преподавал в одной из консерваторий Неаполя. Ученики: Д. Скарлатти, А. Хассе, Ф. Дуранте и др. В его обширном творческом наследии основное значение имели оперы, в том числе «Пирр и Деметрий» (1694), «Митридат Евпатор» (1707), «Тигран» (1715), и кантаты. Создал тип оперы-сериа.

    Лит.: Роллан Р., Опера в XVII веке, М., 1931; Dent E. J., A. Scarlatti: his life and works, L., 1960.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Скарла́тти Алессандро

    (Scarlatti) (1660—1725), итальянский композитор, родоначальник и крупнейший представитель неаполитанской школы. Свыше 100 опер-cepua, кантаты и др.

    * * *

    СКАРЛАТТИ Алессандро

    СКАРЛА́ТТИ (Scarlatti) Алессандро (1660—1725), итальянский композитор, родоначальник и крупнейший представитель неаполитанской оперной школы(см. НЕАПОЛИТАНСКАЯ ОПЕРНАЯ ШКОЛА). Автор свыше 100 опер-сериа(см. ОПЕРА-СЕРИА), кантат.

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Музыкальный словарь

    ( 2 V 1660, Палермо - 22 X 1725, Неаполь)

    Человек, к художественному наследию которого сводят в настоящее время... всю неаполитанскую музыку XVII века, - это Алессандро Скарлатти.

    Р. Роллан

    Итальянский композитор А. Скарлатти вошел в историю европейской музыкальной культуры как глава и родоначальник широко известной в конце XVII - начале XVIII в. неаполитанской оперной школы. Биография композитора до сих пор изобилует белыми пятнами. Особенно это касается его детства и ранней юности. Долгое время считалось, что Скарлатти родился в Трапани, но затем было установлено, что он уроженец Палермо. Точно неизвестно, где и у кого учился будущий композитор. Однако, учитывая, что с 1672 г. он жил в Риме, исследователи особенно настойчиво упоминают имя Дж. Кариссими как одного из его возможных учителей. Первый значительный успех композитора связан с Римом. Здесь в 1679 г. была поставлена его первая опера "Невинный грех" и здесь же, через год после этой постановки Скарлатти стал придворным композитором шведской королевы Христины, жившей в те годы в папской столице. В Риме композитор вошел в так называемую "Аркадскую академию" - содружество поэтов и музыкантов, созданное как центр защиты итальянской поэзии и красноречия от условностей напыщенного и вычурного искусства XVII в. В академии Скарлатти и его сын Доменико встречались с А. Корелли, Б. Марчелло, молодым Г. Ф. Генделем и иногда соперничали с ними. С 1683 г. Скарлатти обосновался в Неаполе. Там он работал сначала капельмейстером театра Сан-Бартоломео, а с 1684 по 1702 гг. - королевским капельмейстером. Одновременно он иисал музыку для Рима. В 1702-08 и в 1717-21 гг. композитор жил то в Риме, то во Флоренции, где ставились его оперы. Последние годы он провел в Неаполе, занимаясь преподавательской деятельностью в одной из консерваторий города. Среди его учеников наиболее прославились Д. Скарлатти, А. Хассе, Ф. Дуранте.

    В наши дни творческая активность Скарлатти представляется поистине фантастической. Он сочинил около 125 опер, свыше 600 кантат, не менее 200 месс, множество ораторий, мотетов, мадригалов, оркестровых и других произведений; являлся составителем методического пособия для обучения игре по цифрованному басу. Однако наиглавнейшая заслуга Скарлатти заключается в том, что он создал в своем творчестве тип оперы-seria, который в дальнейшем стал эталоном для композиторов. Творчество Скарлатти имеет глубинные истоки. Он опирался на традиции венецианской оперы, римской и флорентийской музыкальных школ, обобщив главные тенденции итальянского оперного искусства рубежа XVII-XVIII вв. Оперное творчество Скарлатти отличает тонкое чувство драмы, находки в области оркестровки, особый вкус к гармоническим смелостям. Однако, пожалуй, основное достоинство его партитур - арии, насыщенные то благородной кантиленой, то экспрессивно-патетической виртуозностью. Именно в них сосредоточена главная выразительная сила его опер, воплощены типичные эмоции в типичных ситуациях: скорбь - в арии lamento, любовная идиллия - в пасторали или сицилиане, героика - в бравурной, жанровость - в легкой арии песенно-танцевального характера.

    Скарлатти выбирал для своих опер самые разнообразные сюжеты: мифологические, историко-легендарные, комедийно-бытовые. Однако сюжет не имел решающего значения, ибо он воспринимался композитором как основа для раскрытия музыкой эмоциональной стороны драмы, широкой гаммы человеческих чувств и переживаний. Второстепенными для композитора были и характеры действующих лиц, их индивидуальности, реальность или нереальность событий, происходящих в опере. Поэтому Скарлатти писал и такие оперы, как "Кир, Великий Тамерлан", и такие, как "Дафна и Галатея, Любовные недоразумения, или Розаура, От зла - добро" и др.

    В оперной музыке Скарлатти многое имеет непреходящую ценность. Однако масштаб дарования композитора был отнюдь не равен его популярности в Италии.

    ..."Жизнь его", - пишет Р. Роллан, - "была намного более трудной, чем это представляется... Ему приходилось писать, чтобы зарабатывать свой хлеб, в эпоху, когда вкус публики становился все более легкомысленным и когда другие, более ловкие или менее совестливые композиторы лучше умели добиться ее любви... Он обладал уравновешенностью и ясным умом, более почти неизвестными у итальянцев его эпохи. Музыкальное сочинение было для него наукой, "детищем математики", как он писал Фердинанду Медичи... Подлинные ученики Скарлатти - в Германии. Он оказал беглое, но сильное воздействие на юного Генделя; в особенности он повлиял на Хассе... Если вспомнить славу Хассе, если вспомнить, что он царил в Вене, был связан с И. С. Бахом, с Глюком и молодым Моцартом, любившим его, можно восстановить звено цепи, связывающей Скарлатти с создателем "Дон-Жуана".

  5. Источник: Музыкальный словарь