Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Яков Емельянович, умер в Москве в 1813 г.) — один из замечательных актеров конца XVIII в. Поступил в начале 1770-х гг. в труппу Медокса, игравшую тогда в Москве; вскоре он был переведен в Петербург, где не без успеха конкурировал со знаменитым тогда артистом Яковлевым. Игра Ш. никогда не подчинялась исключительно вдохновению: она была всегда обдумана и рассчитана до мелочей. См. “Воспоминания” С. Т. Аксакова.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Яков Емельянович (1753, Москва, — 1813, там же), русский актёр. С 1772 работал в труппе М. Гроти, с 1780 — в Петровском театре в Москве, в 1786—93 и в 1800—10 на петербургской императорской сцене. Первоначально выступал в комедиях и комических операх (Филимон — «Мельник — колдун, обманщик и сват» Аблесимова с музыкой Соколовского, и др.). В 80-е гг. перешёл на амплуа трагика, проявив совершенное владение приёмами классицистской игры (Хорев, Трувор — «Хорев», «Синав и Трувор» Сумарокова, Ярб — «Дидона» Княжнина). Наиболее полно талант Ш. раскрылся в 1793—1800 в Москве. В этот период в его репертуар входили роли из пьес сентименталистского направления (т. н. мещанские драмы, «слёзные комедии»): Ксури и Мейнау («Попугай», «Ненависть к людям и раскаяние» Коцебу), граф Кларандон («Евгения» Бомарше) и др. Среди других ролей: Эдип («Эдип в Афинах» Озерова), Заруцкий («Пожарский» Крюковского). Ш. был одним из первых рус. актёров, пытавшихся отойти от классицистской условности в сценическом искусстве, достигнуть простоты и естественности исполнения.

    Лит.: Клинчин А. П., Я. Е. Шушерин, М.― Л., 1947.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.