Большая Советская энциклопедия

    Блейк (Blake) Уильям (28.11.1757, Лондон, ‒ 12.8.1827, там же), английский поэт и художник. Сын торговца. Первый сборник стихов «Поэтические наброски» (1783) по духу оптимистичен. Б. приветствовал Великую французскую революцию (незаконченная поэма «Французская революция», 1791). Примыкал к демократическому «Лондонскому корреспондентскому обществу». Поэтический сборник «Песни невинности» (опубликован 1789) прославляет радости жизни а «Песни опыта»(1794) проникнуты сумеречными настроениями. Сборник «Пословицы Ада» (1793) носит сатирический, нередко антицерковный характер. В «Пророческих книгах» (1789‒1820) Б. отразил события французской революции и американской войны за независимость, используя при этом мифологические и библейские образы. Как художник Б. иллюстрировал акварелями и гравюрами собственные стихи («Песни невинности», 1789), «Книгу Иова» (1818‒25, изд. в 1826), «Божественную комедию» Данте (1825‒27). Искусство Б. тяготеет к романтической фантастике и символике, философским аллегориям, смелой, но произвольной игре линий. Поэзия Б. ‒ явление, переходное от просветительства к романтизму Дж. Китса и П. Б. Шелли. По решению Всемирного Совета Мира в 1957 отмечалось 200-летие со дня рождения Б.

    Соч.: The complete writings, L.‒N. Y., 1957; в рус. пер.‒Избранное. Пер. С. Маршака, М., 1965.

    Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 2, М., 1945; Елистратова А. А., Наследие английского романтизма и современность, М., 1960; Некрасова Е. А., Творчество У. Блейка, М., 1962; Blunt A., The art of W. Blake, N. Y., 1959; Blake. A collection of critical essays, Englewood Cliffs (N. Y.), 1966; Plowman М., An introduction to the study of Blake, 2 ed., L., 1967: HoIIoway J., Blake: the lyric poetry, L., [1968].

    Б. А. Александров.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Blake, William)

    (1757-1827), английский поэт, художник, философ. Родился 28 ноября 1757 в Лондоне. Сын торговца трикотажем. В десять лет поступил в школу рисования Г.Парса. Примерно пятнадцати лет от роду был взят в ученичество к граверу; в 1779, поступил в школу при Королевской академии, где впервые выставил свою картину (1780). В 1784 женился на Кэтрин Баучер. В 1783 друзья Блейка оплатили публикацию Поэтических набросков (Poetical Sketches). Вскоре после этого он занялся торговлей гравюрами и эстампами совместно с Дж.Паркером, сотоварищем по ученичеству; партнерство длилось до 1787. В том году он потерял самого любимого из своих братьев - Роберта. В 1791 Блейк начал выпускать знаменитые ныне "иллюминированные книги" - отпечатанные в цвете с гравированных медных досок либо раскрашенные акварелью по одноцветным печатным контурам. Книги раскрашивались по вкусу покупателя и приносили Блейку скромный доход; до конца жизни он периодически изготавливал новые экземпляры.1800 - 05. Галерея Тейт. Лондон.

    Вплоть до тридцатилетия Блейка его работы были известны в сравнительно узком кругу. Он стал больше известен после того, как взялся иллюстрировать популярную в середине 18 в. философскую поэму Э. Юнга Ночные размышления (Night Thoughts). Блейк быстро выполнил 537 акварельных рисунков; их следовало выгравировать и отпечатать на больших листах как обрамление текста поэмы. В 1797 была отпечатана 1-я часть с 43 гравюрами; издание не имело успеха и было остановлено. К счастью, Блейк нашел мецената, Т.Батса, чиновника в управлении главного вербовщика, который постоянно покупал его картины на протяжении следующих тридцати лет. В 1818 Блейк познакомился с молодым живописцем Джоном Линнелом, они подружились, и Линнел предложил Блейку выполнить - с его финансовой помощью - гравюры-иллюстрации к Книге Иова. Они были опубликованы в 1826. После этой работы, снова при поддержке Линнела, Блейк начал готовить 100 иллюстраций к Божественной комедии Данте и закончил 7 гравюр. Последние прожитые им годы были самым счастливым периодом его жизни. Умер Блейк 12 августа 1827. Блейк-поэт занимает место в первом ряду английских писателей. Его произведения можно разделить на две группы: лирические и философские (или мистические). Он превосходно знал поэзию елизаветинцев и последующего времени, и в самых ранних его стихах, вошедших в Поэтические наброски (1783), заметны элементы подражания. В 1789 Блейк выпустил Песни невинности (Songs of Innocence), первую серьезную работу, предназначенную для издания его новаторским методом "иллюминированной печати" - когда текст и декорирующий рисунок гравируются как единое целое. Детское простодушие многих стихотворений совершенно искренно, в них содержится предвестие "романтического возрождения", начало которому положит У.Вордсворт в 1798. В 1794 Песни невинности были изданы вместе с Песнями опыта (Songs of Experience). Непритязательную простоту потеснили символика и скрытый смысл, однако и при прямом прочтении они покоряют лирической силой и самобытностью. Многие из Песен опыта были впервые записаны в Блокноте Блейка (известном как Рукописи Россетти) вместе с другими лирическими стихами, подчас прекрасными, но не использованными ни в одной публикации. С этого времени тяга Блейка к лирической поэзии как будто иссякла или ее вытеснило более сильное стремление к символическому эпосу и сатире. Уже в 1787 поэт использовал символы и аллегории в неопубликованной поэме Тириель (Tiriel), написанной белым стихом; в ней изображается упадок прежних английских святынь - закона и искусств. Символы и аллегории присутствуют также в 1-й книге Французской революции (The French Revolution, 1791), эпической поэме, изображающей события во Франции. После 1790 Блейк отпечатал серию "иллюминированных книг", в нее вошли: Брак Неба и Ада (The Marriage of Heaven and Hell), поэма в белых стихах и прозе, где сатира на Э.Сведенборга переплетается с метафизическими и религиозными рассуждениями. Здесь, в знаменитых Пословицах ада (Proverbs of Hell), Блейк продемонстрировал также свой дар парадоксалиста; Книга Тель (The Book of Thel), изысканная аллегория о сошествии души от вечности к смертной жизни; Видения дочерей Альбиона (Visions of the Daughters of Albion), где Блейк защищает свободную любовь, хотя и признает ее недостижимым идеалом; Америка, пророчество (America, a Prophecy),в которой американская революция символизирует извечную смену угнетения и мятежа; Первая книга Юрайзена (The First Book of Urizen), универсальный миф о сотворении материального мира и рода человеческого, обреченного греху; Европа (Europe), где Блейк указывает, что Европе ошибочно приписывают "женственные" законы и идеалы; Книга Лоса (The Book of Los), Книга Ахании (The Book of Ahania), Песня Лоса (The Song of Los), где продолжается тема универсального мифа. Эти символические произведения, написанные вольным белым стихом, трудны для чтения из-за намеренной усложненности содержания. Несколько лет Блейк писал, переделывал и переписывал поэму Вала, или Сон девяти ночей (Vala, a Dream of Nine Nights), названную затем Четыре Зоаса (The Four Zoas), но не закончил ее и не собрал разрозненные страницы в какую-либо осмысленную последовательность. В поэме есть превосходные фрагменты, связывающие ее с последними двумя "иллюминированными книгами" - Мильтон (Milton), в котором проблема зла в мире соотнесена с собственными душевными борениями Блейка, и Иерусалим (Jerusalem), итоговое эпическое произведение, где Человек осознает свои заблуждения и наконец преодолевает их, соединяясь с Богом. Последняя крупная поэма Блейка - серия фрагментов, известная под названием Вечное Евангелие (The Everlasting Gospel). Творчество Блейка-художника можно разделить по фазам его преобладающих интересов. Первая (1790-1795) - всплеск великолепия, явленный в 11 больших цветных эстампах, лучший из которых - Бог, творящий Адама (God Creating Adam). Начиная с 1790 Блейк создал обширную серию иллюстраций к книгам Ветхого и Нового Заветов в акварели и темпере. Блейк был убежден, что живопись его собратьев-соперников уступит в долговечности его рисованным темперой "картинам кабинетного формата", однако большая их часть растрескалась и потемнела, а кое-что погибло. В 1810-1817 Блейк подготовил несколько превосходных серий акварельных иллюстраций к Мильтону и Шекспиру. После 1817 он был занят главным образом рисованием и гравировкой иллюстраций к Книге Иова, а затем к Данте.

    ЛИТЕРАТУРА

    Елистратова А.А. Блейк. - В кн.: Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. М., 1960 Некрасова Е.А. Творчество Уильяма Блейка. М., 1962 Блейк У. Стихи. М., 1978 Жирмунский В.М. Уильям Блейк. - В кн.: Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981 Блейк У. Стихи. (Текст параллельно на английском и русском языке). М., 1982

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Блейк Уильям

    (Blake) (1757—1827), английский поэт и художник. Восприятие жизни как идиллического мира детства (сборник «Песни неведения», 1789) уступает место мучительному переживанию творящегося в ней зла (сборник «Песни познания», 1794). Десять «пророческих» поэм (1789—1820) — попытка создания грандиозного мифа: история человечества от возникновения — через тысячелетия страданий — к будущей всемирной гармонии. Сборник язвительных парадоксов «Пословицы ада» (1793). Для живописи и графики Блейка (иллюстрации к собственным произведениям, «Божественной комедии» Данте, «Книге Иова») характерны романтическая фантастика, философские аллегории, композиционная острота, смелая игра линий.

    * * *

    БЛЕЙК Уильям

    БЛЕЙК (Blake) Уильям (28 ноября 1757, Лондон — 12 августа 1827, там же), английский поэт и художник.

    Сын торговца. Первый сборник стихов «Поэтические наброски» (1783) по духу оптимистичен. В незаконченной поэме 1791 «Французская революция» приветствовал Великую французскую революцию(см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ). Примыкал к демократическому «Лондонскому корреспондентскому обществу». Поэтический сборник «Песни невинности» (опубликован в 1789) прославляет радости жизни, а «Песни опыта»(1794) уже проникнуты сумеречными настроениями. Сборник «Пословицы Ада» (1793) носит сатирический, нередко антицерковный характер. В «Пророческих книгах» (1789—1820) отразил события французской революции и американской войны за независимость(см. ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ), используя при этом мифологические и библейские образы. Как художник иллюстрировал акварелями и гравюрами собственные стихи и «Божественную комедию» Данте(см. ДАНТЕ Алигьери) (1825—1827). Искусство Блейка тяготеет к романтической фантастике и философским аллегориям(см. АЛЛЕГОРИЯ). Поэзия Блейка — явление, переходное от просветительства к романтизму Дж. Китса(см. КИТС Джон) и П. Б. Шелли(см. ШЕЛЛИ Перси Биш). По решению Всемирного Совета Мира в 1957 отмечалось 200-летие со дня рождения Блейка.

  5. Источник: Энциклопедический словарь