Большая Советская энциклопедия

    служители культа, почитавшиеся как посредники в общении людей с воображаемым миром богов и духов (слово «жрец» происходит от старославянского «жрьти» — приносить в жертву). Возникновение Ж. связано с развитием религии. У первобытных племён и некоторых современных народов (австралийцев-аборигенов (См. Аборигены), папуасов, ведда, огнеземельцев и др.) не было специальных служителей культа; религиозно-магические обряды совершались преимущественно главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию «знающих» приёмы воздействия на воображаемый мир духов и богов (знахари, колдуны, шаманы). С разложением первобытной общины, общей социальной дифференциацией выделяются и профессионалы-жрецы, присваивающие себе монопольное право сношения с духами и богами. Закрепляется преемственность Ж., иногда путём прямой наследственности жреческого звания. Складываются особые корпорации жрецов; они обычно и по происхождению и по положению близки к вождям, которые и сами зачастую выполняют жреческие функции (священные вожди, «цари - жрецы»). В классовых рабовладельческих и феодальных обществах Ж. обычно составляло часть господствующего класса. В Древнем Египте, Вавилонии, Иране храмовое Ж. владело огромными богатствами, землёй, рабами, располагало большой политической властью. Жрецы были хранителями всех имевшихся научных знаний. В древней и средневековой Индии жрецы-брахманы, соперничавшие со светской властью, составляли самый верхний слой населения. Такое же положение занимали жрецы и в древних государствах Америки (особенно в Мексике и Перу). В Иудее 6—1 вв. до н. э., когда не стало светской власти (царей), всё экономическое, политическое и идеологическое могущество сосредоточилось в руках иерусалимского Ж.: это была «иерократическая» форма государства. Лишь в античной Греции и Риме Ж. не играло самостоятельной роли — должности жрецов были выборными и замещались обычно гражданскими лицами, но и в этих государствах жрецы пользовались значительными преимуществами и оказывали влияние на политическую жизнь. То же было в Японии.

    В Китае даосскую религию возглавляли многочисленные жрецы (даосы), но конфуцианский культ всегда находился в руках светских лиц — от императора до главы рода. Религиозно-мифологические и богословские спекуляции профессиональных жрецов способствовали усложнению религии, созданию новых мифов, религиозных догматов и систем. В большинстве классовых общественная религия жрецов сильно отличается от народных верований. В мировых религиях (буддизм, христианство, ислам) преемником Ж. явилось Духовенство.

    Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Фрэзер Дж., Золотая ветвь, пер. с англ., в. 1—2, М. — Л., 1928; Lippert J., Allgemeine Geschichte des Priesterthums, Bd 1—2, В., 1883—84.

    С. А. Токарев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. жре́чество;
    2. жре́чества;
    3. жре́чества;
    4. жре́честв;
    5. жре́честву;
    6. жре́чествам;
    7. жре́чество;
    8. жре́чества;
    9. жре́чеством;
    10. жре́чествами;
    11. жре́честве;
    12. жре́чествах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Малый академический словарь

    , ср.

    1.

    Занятия, обязанности жреца.

    2. собир.

    Сословие жрецов.

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ушакова

    ЖРЕ́ЧЕСТВО, жречества, мн. нет, ср. (книжн.).

    1. Звание, должность жрецов.

    2. собир. Сословие, каста жрецов.

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ср. разг.

    1.

    Должность жреца [жрец 1.].

    отт. Пребывание в такой должности.

    2.

    перен.

    Беззаветное, подвижническое служение чему-либо, посвящение себя какой-либо деятельности.

    II

    ср. разг.

    Каста, сословие жрецов.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой энциклопедический словарь

    ЖРЕЧЕСТВО - общественная группа, занимавшаяся отправлением культов в архаических религиях (жертвоприношениями, молитвами и т. д.); сохранилась у некоторых народов Африки, Юж. Америки, Океании. В мировых религиях преемником жречества стало духовенство.

  11. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  12. Современная энциклопедия

    ЖРЕЧЕСТВО, общественная группа, занимавшаяся отправлением культов в архаических религиях (жертвоприношения, молитвы и т.д.); сохранилась у некоторых народов Африки, Южной Америки, Океании. В мировых религиях преемником жречества стало духовенство.

  13. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  14. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    sacerdoce m

  15. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  16. Энциклопедический словарь

    ЖРЕ́ЧЕСТВО -а; ср.

    1. Занятия, обязанности жреца. Сложить с себя жречество.

    2. собир. Сословие жрецов, жрецы, каста.

    * * *

    жре́чество

    общественная группа, занимавшаяся отправлением культов в архаичных религиях. Сохранилась у некоторых народов Африки, Южной Америки, Океании. В мировых религиях преемником жречества стало духовенство.

    * * *

    ЖРЕЧЕСТВО

    ЖРЕ́ЧЕСТВО, общественная группа, занимавшаяся отправлением культов в архаических религиях (жертвоприношениями, молитвами и т. д.); сохранилась у некоторых народов Африки, Юж. Америки, Океании. В мировых религиях преемником жречества стало духовенство.

  17. Источник: Энциклопедический словарь



  18. Советская историческая энциклопедия

    особая обществ. группа служителей культа, почитавшаяся как посредник в общении с воображаемым миром богов и духов. Слово "жрец" происходит от старослав. "жрати" - приносить жертву (родств. с "жрать", "пожирать"). Ж. неразрывно связано с развитием религии. Предшественниками жрецов в эпоху общинно-родового строя были колдуны, заклинатели, гадатели, шаманы, "делатели дождя", знахари. У самых отсталых из совр. народов - австралийцев, папуасов, андаманцев, ведда, огнеземельцев и др. - религ.-магич. обряды совершаются преим. главарями родовых групп от имени всего рода, либо людьми, по своим личным качествам снискавшими себе репутацию "знающих" приемы воздействия на воображаемый мир духов и богов. Это - знатоки лечебных приемов (знахари-врачеватели), опытные и наблюдат. люди, якобы умеющие предвидеть перемену погоды, люди особо мрачного и злобного характера ("черные колдуны"), люди, подверженные особым нервным припадкам (шаманы) и пр. С разложением первобытной общины, углублением разделения труда и общей социальной дифференциацией выделяются и профессионалы-жрецы, присваивающие себе монопольное право сношения с духами и богами. Они проходили особую длит. подготовку и "посвящение" под рук. старых жрецов. Иногда на них налагаются особые запреты - табу, резко обособляющие их от прочих людей; закрепляется преемственность "знаний" (иногда путем прямой наследственности жреческого звания), недоступных простому народу. Складываются особые корпорации жрецов; они обычно и по происхождению, и по интересам близки к вождям, воен. предводителям, к-рые и сами зачастую выполняют жреч. функции (священные вожди, "цари-жрецы"). Примеры такого обособленного положения Ж. на грани доклас. и клас. общества обнаружены на о-вах Полинезии и мн. областей Африки в 19 в. Там существовали сплоченные корпорации жрецов, нередко (особенно в Африке) с нек-рым разделением функций и профессий: лечение, предсказания, гадания, воен. магия и особенно судебные функции. Действуя рука об руку с вождями, царьками, жрецы в Африке и в Полинезии достигали огромной обществ. власти, держали народ в подчинении и вели паразитич. жизнь. Наряду с "официальным" (храмовым, корпоративным) Ж. существовали "вольнопрактикующие" жрецы (шаманы, колдуны), выполнявшие заказы отд. лиц.

    В классовых рабовладельч. и феод. обществах Ж., как правило, составляет часть господствующего класса и всемерно поддерживает эксплуататорский строй. В Др. Египте, Вавилонии, Иране храмовое Ж. владело огромными богатствами, землей, рабами, располагало большой политич. властью. Жрецы держали в своих руках и все имевшиеся науч. знания, скрывая их от народа. В Др. и ср.-век. Индии жрецы-брахманы, соперничавшие со светской властью, составляли самый верхний слой населения. Такое же положение занимали жрецы и в древних гос-вах Америки (особенно в Мексике и Перу). В Иудее 6-1 вв. до н. э., когда не стало светской власти (царей), все экономич., политич. и идеологич. могущество сосредоточилось в руках иерусалимского Ж.: это была "иерократическая" форма гос-ва. Лишь в антич. Греции и Риме Ж. не играло самостоят. роли - должности жрецов были выборными и замещались обычно гражд. лицами, но и в этих гос-вах жрецы пользовались значит. преимуществами и играли известную роль в политич. жизни. То же было в Японии. В Китае даосскую религию возглавляли многочисл. Ж. (даосы), но конфуцианский культ всегда находился в руках светских лиц - от императора до главы рода. С самого начала жрецы были не только служителями духов и богов, но и их создателями. Религ.-мифологич. и богослов. спекуляции профессиональных жрецов способствовали усложнению религии, созданию новых мифов, вероучений, религ. догматов и систем. В большинстве клас. обществ религия жрецов сильно отличается от нар. верований. Ж. до наст. времени сохранилось у нек-рых народов Африки, Юж. Америки, Океании.

    Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Ранович А., Очерк истории древнеевр. религии, М., 1937; Фрэзер Дж., Золотая ветвь, в. 1-2, М.-Л., 1928; Darwin R. Gh., Die Entwicklung des Priestertums und der Priesterreiche..., Lpz., 1929; Landtman G., The origin of the priesthood, Ekenaes, 1905; Lippert J., Allgemeine Geschichte des Priesterthums, Bd 1-2, В., 1883-84.

    С. А. Токарев. Москва.

  19. Источник: Советская историческая энциклопедия



  20. Словарь церковнославянского языка

  21. Источник:



  22. Большой Энциклопедический словарь

  23. Источник: