Большая Советская энциклопедия

    (Fourastié)

    Жан (р. 15.4.1907, Сен-Бенен-д'Ази), французский экономист и социолог, представитель технологических теорий. Профессор института политических исследований (с 1945), руководитель кафедры политической экономии в Сорбонне (с 1949). В 1953—67 возглавлял комиссию по рабочей силе в Генеральном комиссариате планирования. Член Академии моральных и политических наук (с 1968). В принёсших ему известность книгах «Великая надежда XX века» (1949). «Цивилизация 1975» (1957), «Великая метаморфоза XX века» (1961), «40 000 часов» (1965) и др., посвященных проблемам закономерностей общественного развития, структуры современного промышленного общества, социальных последствий технического прогресса, сформулированы некоторые основополагающие тезисы технократизма. По мнению Ф., интенсивное развитие науки и техники открывает перед человечеством возможность эволюции в сторону создания т. н. научного общества — разновидности индустриального общества, — избавленного от бремени политических, социальных, религиозных и пр. антагонизмов. Для Ф. характерен утилитаристский подход к трактовке целей науки; развитие техники рассматривается им как независимый от общественных отношений, самодовлеющий процесс. По Ф., научно-технический прогресс, возведённый в статус величайшей надежды 20 в., образует альтернативу марксистскому положению о неизбежности классовой борьбы, нацеленной на уничтожение капитализма как общественно-экономической формации. В работах начала 70-х гг. («Открытое письмо к четырем миллиардам людей», 1970, и др.) Ф. вынужден признать, что научно-технический прогресс ведёт за собой углубление и обострение противоречий, присущих современному капитализму.

    Лит.: Легостаев В. М., Наука в рамках технократической утопии Жана Фурастье, «Вопросы философии», 1974, № 12.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ФУРАСТЬЕ

    (Fourastie) Жан (р. 15.4.1907, Сен-Бе-нен-д'Ази), франц. экономист, социолог и футуролог, представитель т. н. технологич. теорий, сводящих социальный прогресс общества только к росту уровня те-хнико-экономич. развития (см. «Постиндустриальное общество», Футурология). Сторонник концепции «революции управляющих». Автор ок. 20 науч. и публи-цистич. трудов по перспективным социально-экономич. проблемам, в которых пытался обосновать идею о «смене цивилизаций» (первичной, вторичной, третичной и т. д.) на основе достижений науч.-технич. прогресса с выдвижением на первый план последовательно с. хозяйства, пром-сти, сферы услуг, духовного производства. В последних работах вынужден был признать, что науч.-технич. прогресс не избавляет капитализм от присущих ему противоречий.

    Le grand espoir du XX siede, P.,1949; La civilisation de1975, P.,1957; La grande metamorphose du XX siecle, P.,1961; Les 40 000 heures, P.,1965; Lettre ouverte a quatre milliards d'hommes, P.,1970; La civilisation de1995, P.1970; La realite economique, P.,1978; Le jardin du voisin, P.,1980 (совм. с B. Bazil); u рус. пер.— Технич. прогресс и капитализм с1700 по2100 год, в сб.: Какое будущее ожидает человечество?, Прага, 1964.

    Легостаев В. М., Наука в рамках технократич. утопии Ж.?., «ВФ»,1974, № 12.

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Энциклопедия социологии

    Фурастье (Fourastie) Жан (15.04.1907, Сен-Бенен-д`Ази) - франц. социолог, экономист, один из создателей теории индустриального общества, с которой он выступил вскоре после второй мировой войны. Развивая идеи детерминизма технологического, Фурастье производит дихотомическое деление истории на доиндустриальную (застойную) и индустриальную (динамичную) эпоху.

    Аналогичное деление он проводит и в области культуры: (1) аффективный, дорациональный тип мышления (отнесенный Леви-Брюлем только к первобытному обществу) Фурастье приписал всей гуманитарной традиции, считая ее колыбелью левого радикализма (позже эту тему разовьет Белл в работе "Культурные противоречия капитализма"); (2) конструктивный способ осмысления и разрешения своих проблем цивилизация получает только в индустриальную эпоху и воплощает его в НТР, которую Фурастье противопоставляет революции социальной. Осмысливая противоречия индустриальной цивилизации, Фурастье первым на Западе сформулировал концепцию постиндустриального общества, которое видится им как "цивилизация услуг". Последняя имеет черты, "поразительно близкие традиционному доиндустриальному обществу": в профессиональной сфере - ручной или полуручной труд, во внепрофессиональной - пригородный образ жизни, в интеллектуальной - реабилитация религиозного или даже мистического опыта как альтернативы "холодной безличности" научного знания.

    В "цивилизации услуг" Фурастье предвосхитил концепцию "нулевого роста", выдвинутую впоследствии Римским клубом. Нестабильный образ жизни - удел стран со "вторичной" экономикой (где большинство населения занято в промышленности). По мере перехода к "третичной" экономике услуг интенсивный рост прекращается, уровни развития различных стран выравниваются, мир снова обретает стабильность. В интеллектуальной биографии Фурастье выделяется два периода: "техноцентричный" (апологетический) и "культуроцентричный" (критический).

    Соч.: 1) Le grand espoir du XX-s siecle. P., 1949. 2) La progres technique et revolution economique. P., 1958. 3) 40000 heures. P., 1965. 4) D`une France a une autre: avant et apres les trente Glorieuses. P., 1987.

  5. Источник: Энциклопедия социологии