Большая Советская энциклопедия

    религиозная организация приверженцев православия. Оформилась в 4 в. в Византийской империи (оставаясь до разделения церквей (См. Разделение церквей) организационно связанной с рим.-католической церковью, составляя вместе с ней общехристианскую церковь). В отличие от католической церкви (сформировавшейся как централизованная внегосударственная организация, подчинённая одному иерарху — папе римскому), П. ц. первоначально выступала в роли государственного возглавлявшегося самим византийским императором; он назначал и смещал церковных иерархов, созывал и закрывал церковные соборы, на которых председательствовал либо сам, либо его чиновник, утверждал соборные постановления, обладал правом толковать православное вероучение и др. прерогативами высшей церковной власти. Повседневное руководство П. ц. в Византийской империи сосредоточивалось в руках четырёх патриархов: константинопольского, александрийского, антиохийского и иерусалимского. Константинопольский патриарх получил титул «вселенского», но по отношению к др. трём являлся лишь «первым среди равных» и все вопросы церковного управления должен был решать совместно с ними («соборно»). По мере ослабления центральной власти в Византии (с 13 в.) александрийский, антиохийский и иерусалимский патриархи обретали церковную независимость, после падения Византийской империи (1453) они стали главами самоуправляющихся (автокефальных) поместных православных церквей. В дальнейшем (преимущественно в 19 и 20 вв.) образовались и др. независимые православные церкви в странах, где получило распространение православие. В 1974 существовало 15 автокефальных П. ц.; в порядке перечисления их церковная традиция придерживается принципа «размещения по чести»: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Албанская, Польская, Чехословацкая и Американская (выделилась в 1970 из состава Русской церкви). Две П. ц. (Финская и Японская) имеют статус автономных церквей: первая (выделилась в 1957) находится в юрисдикции Константинопольской, а вторая — в юрисдикции Русской церкви (с 1970). При всей независимости автокефальных церквей их связывает общность вероучения, основных норм церковной жизни и главных элементов обрядности (см. в ст. Православие), хотя богослужебный уклад каждой из них имеет национальные различия (в языках, на которых ведётся богослужение, в культе местных святых, имеются собственные религиозные праздники и т.д.). Что же касается политической ориентации, оценок основных явлений современности, то они у автокефальных П. ц. (в зависимости от характера социально-исторических условий их существования) весьма различны. Автокефальные церкви поддерживают взаимные контакты, в ходе которых согласовывается решение вопросов общецерковного значения. С этой целью с 1961 стали созываться (главным образом на острове Родос, Греция) всеправославные совещания. Ведётся подготовка к всеправославному собору, предварительная программа которого предусматривает основательную модернизацию православного вероучения и культа. П. ц. участвуют в экуменическом движении (См. Экуменическое движение), а глава Сербской церкви является одним из шести президентов Всемирного совета церквей.

    П. ц. в России и СССР. П. ц. — самая крупная из всех поместных — была учреждена в 10 в. в связи с принятием христианства как государственной религии, призванной укреплять и освящать феодальный строй, искоренять язычество, поднимать авторитет великокняжеской власти. Насаждать христианство на Руси пытались как византийская, так и римская церкви. В этом соперничестве возобладала Византия, с которой Русь поддерживала более тесные отношения. Принятие христианства (около 988) (см. Крещение Руси) и становление П. ц. на Руси происходили в обстановке классовой борьбы. В 991 новгородцы воспротивились крещению. Антицерковную форму принимали восстания в Суздальской земле 1024 и 1071; выступления в 1068—69 в Киеве.

    Первоначально русская П. ц. находилась в сильной зависимости от константинопольского патриарха. Более 60 лет на Руси действовали византийские митрополиты, назначавшиеся константинопольским патриархом. Только в 1051 князь Ярослав Мудрый сумел поставить во главе П. ц. русского митрополита Илариона. Однако вплоть до середины 15 в. константинопольские патриархи продолжали сохранять контроль над русской П. ц.

    Русская митрополия подразделялась на епископии, возглавляемые епископами епархии, которые соответствовали в основном княжествам. Всего на Руси до монгольского нашествия насчитывалось до 16 епископий (в Новгороде, Чернигове, Переяславле, Владимире-Волынском, Полоцке и др.).

    П. ц. получала свою долю доходов от княжеской казны (церковная десятина). С образованием монастырей стало возникать и церковное землевладение. Церковными уставами (князя Владимира Святославича (См. Владимир Святославич), князя Ярослава Владимировича (См. Ярослав Владимирович)) было оформлено право суда П. ц. не только над духовенством, но и по многим гражданским делам. П. ц. сыграла важную роль в укреплении и развитии феодальных отношений. Монголо-татарское нашествие в начале 13 в. причинило значительный ущерб П. ц. Монголо-татарские завоеватели, придавая П. ц. большое значение в своей системе властвования на Руси, освободили её от уплаты дани, наделили привилегиями и установили неприкосновенность церковных владений. В 1261 была учреждена Сарайская епископия в столице Золотой Орды (См. Золотая Орда). В дальнейшем в связи с подъёмом русского народа на борьбу за свержение монголо-татарского ига П. ц., боясь потерять влияние в народных массах, поддержала освободительное движение. Московские князья в своей политике, направленной на объединение разрозненных русских земель в единое централизованное государство и свержение иноземного ига, широко использовали экономическое и политическое влияние П. ц. При митрополите Петре митрополия была перенесена в Москву; с этого времени сложился союз между церковью и московскими князьями.

    В 15 в., когда над Византийской империей нависла угроза завоевания со стороны турок, восточные патриархи пошли на заключение Флорентийской унии 1439. Русская П. ц. при активной поддержке московских князей использовала сложившуюся обстановку для отказа от подчинения Константинопольскому патриарху. Великий князь Василий II Васильевич не одобрил унии и заключил в монастырь вернувшегося в 1441 в Москву митрополита Исидора, принимавшего участие во Флорентийском соборе и давшего согласие на унию. Собор епископов русской П. ц. низложил Исидора и независимо от патриарха поставил митрополитом московским и всея Руси Иону (1448). Так было положено начало фактической самостоятельности (автокефалии) русской П. ц.

    Важной вехой в истории П. ц. в России явилось учреждение патриаршества в 1589. Этим актом была закреплена и оформлена в нормах канонического права независимость рус. церкви от константинопольского патриарха. Она стала автокефальной и юридически. Возросло её международное значение.

    Крупный конфликт между П. ц. и самодержавием произошёл при патриархе Никоне, объявившем «священство выше царства». Однако тенденция поставить руководство П. ц. над светской властью была пресечена Алексеем Михайловичем (См. Алексей Михайлович), а Никон низложен. Во 2-й половине 17 в. в П. ц. возник Раскол, внешним поводом для которого послужили проведённые в 1653—56 Никоном реформы, направленные на укрепление крепостнической церковной организации и исправление богослужебных книг. Церковная реформа, окончательно подчинившая П. ц. самодержавию, была проведена при Петре I Великом (См. Пётр I Великий). В 1721 патриаршество было уничтожено, а для управления П. ц. учреждена особая духовная коллегия — Святейший Правительствующий Синод во главе с президентом. В 1722 должность президента была упразднена, а надзор за деятельностью Синода поручен обер-прокурору Синода. В результате церковной реформы Петра I П. ц. стала по существу частью государственного аппарата. В 1764 последовала Секуляризация церковных владений, поставившая П. ц. в полную зависимость от государственной власти и способствовавшая превращению П. ц. в одно из звеньев царского государственного аппарата. Церковные реформы 18 в., полностью подчинившие П. ц. самодержавию, придали русскому православию вероучительную, каноническую и организационную форму, в основном сохранявшуюся на протяжении последующего времени вплоть до падения царизма.

    П. ц. была одним из важнейших институтов государства. Являясь крупным собственником и эксплуататором, она верно служила господствующим классам царской России. Духовенство внушало трудящимся мысль о «богоустановленности» царской власти, помогало самодержавию подавлять крестьянские восстания, выступления дворянских революционеров, движение разночинцев, активно противодействовало революционной борьбе пролетариата. Во всех трёх русских революциях русская П. ц. находилась в стане антинародных сил. Она тормозила социальный, научно-технический и культурный прогресс: противилась отмене в России крепостного права, выступала за сохранение телесных наказаний, осуждала стремление женщин к равноправию, всячески мешала распространению знаний в массах, преследовала передовых учёных и деятелей культуры, стремилась дискредитировать в глазах трудящихся идеи научного социализма. После падения самодержавия русская П. ц. стала союзником буржуазного Временного правительства. Временное правительство санкционировало созыв в августе 1917 поместного собора русской П. ц. — первого после замены патриаршей формы церковного управления синодальной. В ноябре 1917 собор восстановил патриаршество, избрав главой русской П. ц. реакционера Тихона (Белавина).

    Великую Октябрьскую социалистическую революцию большинство священников встретило с неприкрытой враждебностью. Патриарх Тихон, поддержанный поместным собором, предал Советскую власть церковному проклятию — анафеме. В годы Гражданской войны 1918—20 многие представители русского православного духовенства активно сотрудничали с белогвардейцами и интервентами, надеясь на восстановление дореволюционных порядков. В 1922 П. ц. попыталась сорвать изъятие части церковных ценностей, предназначавшихся для закупки за границей хлеба голодающему населению Поволжья и др. районов страны. Контрреволюционная деятельность церковников вела к изоляции их от основной массы верующих. Чтобы сохранить влияние русской П. ц., наиболее дальновидная часть духовенства выступила с идеей «обновления» православия — признания социалистического государства, модернизации социально-этической доктрины, изменения в духе времени православного вероучения и уклада церковной жизни. Возникли реформаторские группы «Живая церковь», «Союз общин древле-апостольской церкви», «Союз церковного возрождения» и др., объединившиеся в т. н. обновленческую церковь. Успехи социалистического строительства заставили Тихона и его сторонников отказаться от борьбы с Советской властью и постепенно перейти на позиции лояльного к ней отношения. Преемник Тихона митрополит Сергий (Страгородский) (патриарх с 1943) декларацией от 29 июля 1927 закрепил новую политическую ориентацию русской П. ц., осудив церковную контрреволюцию и призвав духовенство и верующих оказать активную поддержку внутренней и внешней политике Советского государства. В 1945 состоялся поместный собор русской П. ц. Он завершил процесс реорганизации Московского патриархата в послеоктябрьский период и ориентировал церковь на поиски путей приспособления к существованию в условиях социализма. Собор принял «Положение об управлении рус. православной церковью», действующее и ныне (с поправками архиерейского собора 1961, одобренными поместным собором 1971), а также избрал патриархом Алексия (Симанского).

    С переменой политической ориентации русская П. ц. начала пересмотр традиционных социально-нравственных воззрений. Она положительно оценила (с позиций религиозного восприятия) успехи социалистического и коммунистического строительства, призвала верующих к активному участию в общенародном движении сторонников мира и т.п. Стали усиливаться модернистские тенденции и в чисто религиозных аспектах идеологии и практики русской П. ц. Признано возможным по-новому формулировать как сами христианские догмы, ранее считавшиеся неприкосновенными, так и выводы из них. В частности, больше не воспеваются бессмысленные страдания, которые раньше считались прямым путём к «личному спасению», не пропагандируется в прежней форме идея «ухода от мира», труд объявлен не «наказанием господним», а «богоугодным делом», пересматривается традиционное толкование многих положений Библии — буквальное понимание библейских текстов в ряде случаев заменяется аллегорическим. Исподволь модернизируются культ и уклад церковной жизни. Фактически изъяты из обращения из-за их неприменимости обряды освящения новопостроенных сооружений, колодцев, скота перед первым выгоном в поле, не проводятся крестные ходы к «святым местам», не совершаются молебны в поле и т.п. Введены такие богослужебные новшества, как заочное отпевание умерших, общая исповедь. Верующим прощают несоблюдение постов, нерегулярное посещение храма, систематические опоздания к началу богослужения и уход до его окончания. В церковное обращение вводятся новые молитвы и службы, например «неделя молитв о христианском единстве». Некоторые итоги деятельности русской П. ц. по приспособлению к новым условиям подвёл поместный собор, проходивший в 1971 и ориентировавший Московскую патриархию на дальнейшее обновление русского православия, на активизацию её деятельности по укреплению своих позиций в секуляризованном обществе и расширению контактов с др. христианскими церквами и объединениями. Собор особым решением снял церковное проклятие со старообрядцев. Патриархом был избран Пимен (Извеков).

    Эволюция русского православия не могла сделать и не сделала его мировоззренчески приемлемым для строителей коммунизма. И модернизированное, оно остаётся пропагандистом антинаучной религиозной идеологии, поборником христианских нравственных идеалов, противоречащих нормам коммунистической морали. Коренная противоположность науки и религии неустранима при всех самых радикальных модификациях религиозной веры.

    Первичное звено русской П. ц. составляет религиозное общество — церковный приход, который возглавляется исполнительным органом, состоящим из мирян. Духовенство не вмешивается в административно-хозяйственную деятельность прихода, его функции ограничиваются совершением богослужения, удовлетворением религиозных потребностей верующих. Храмы и обслуживающий персонал содержатся за счёт добровольных пожертвований верующих, доходов от треб (крещений, отпеваний, венчаний), а также средств, полученных от продажи свечей и др. предметов культа. На часть этих же средств, отчисляемых приходами в общецерковный фонд, содержится и весь аппарат русской П. ц. Церковные приходы объединены в округа (благочиния), а последние, в свою очередь, в епархии (См. Епархия) (76) и экзархаты (4). Возглавляют епархии архиереи (епископы, архиепископы и митрополиты), подчинённые патриарху. Всего в епископате русской П. ц. более 70 архиереев. Русская П. ц. возглавляется патриархом и управляется им совместно с Синодом. Синод включает патриарха (председатель) и 8 епархиальных архиереев. 5 членов Синода являются постоянными и 3 — временными, вызываемыми поочерёдно для участия в полугодичных сессиях Синода. Различными сторонами церковной деятельности руководят синодальные учреждения: отделы (внешних церковных сношений и издательский), комитеты (учебный и пенсионный) и хозяйственное управление. Важная роль отводится комиссии Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. В 1974 действовало около 7,5 тыс. православных церквей и молитвенных домов.

    Православно-церковные кадры готовят 3 духовные семинарии (Московская, Ленинградская и Одесская) и 2 духовные академии (Московская и Ленинградская). За 1945—73 в духовных школах русской П. ц. подготовлено около 1 тыс. докторов, магистров и кандидатов богословия. Функционирует 16 монастырей, кроме того, 2 монастыря находятся за пределами СССР: мужской Пантелеймоновский на Афоне (Греция) и женский Горненский близ Иерусалима. Имеются за рубежом и приходы русской П. ц., объединённые в 2 благочиния (венгерское и финляндское) и 3 экзархата (западноевропейский, среднеевропейский и латиноамериканский). В отдельный округ входят приходы русской П. ц. в США и Канаде. В Иерусалиме находится русская духовная миссия, основанная ещё в дореволюционное время; в Дамаске, Женеве и Праге — представительства, в Бейруте, Белграде и Софии — подворья.

    Русская П. ц. издаёт литературу религиозно-богослужебного назначения. С сентября 1943 ежемесячно выходит «Журнал Московской патриархии» (часть тиража с 1971 на английском языке), с 1946 — «Православний вicник» (Львов), с 1960 — ежегодник «Богословские труды», а также зарубежные периодические издания. Регулярно издаются настенные и настольные календари. Изданы Библия (1956 и 1968), четырёхтомник проповедей, речей и посланий патриарха Алексия и четырёхтомник произведений митрополита Николая (Ярушевича), сборники «Правда о религии в России», «Патриарх Сергий и его духовное наследство», «Поместный собор русской православной церкви» и т.д. Ряд периодических изданий выходит за рубежном: «Единая церковь» (на английском языке, Нью-Йорк), «Вестник Русского западноевропейского патриаршего экзархата» (на французском и русском языках, Париж), «Голос православия» (на немецком языке, Берлин), «Церковная хроника» (на венгерском языке, Будапешт), «Православний вicник» (на украинском языке, Канада), «Единая церковь» (на английском языке, Лондон).

    Нормальное функционирование русской П. ц., протекающее в рамках советского законодательства о религиозных культах, наглядно и убедительно опровергает враждебные измышления о том, будто верующие граждане Советского Союза не имеют возможности удовлетворять свои религиозные потребности.

    Грузинская имеет собственную организацию и структуру. Её возглавляет католикос: патриарх Давид V (Девдариани). В её составе 4 епархии. Священнослужителей готовят в семинарии (Мцхета). См. также ст.: Ереси в России, Иосифляне, Нестяжатели, Брестская уния 1596, Христианство, Православие.

    Лит.: Гордиенко Н. С., Современное православие, М., 1968; Курочкин П. К., Православие и гуманизм, М., 1962; его же, Эволюция современного русского православия, М., 1971; Новиков М. П., Православие и современность, М., 1965; Дулуман Е. К., Лобовик Б. А., Танчер В. К., Современный верующий, М., 1970; К обществу, свободному от религии, М., 1970; Куроедов В. А., Религия и закон, М., 1970; его же, Из истории взаимоотношений Советского государства и церкви, «Вопросы истории», 1973, № 9, с. 15—31: Лисавцев Э. И., Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР, М., 1971; Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М. — Л., 1931; Церковь в истории России (IX в. — 1917), М., 1967; Шахнович М. И., Ленин и проблемы атеизма, М. — Л., 1961; Патриарх Сергий и его духовное наследство, [М.], 1947; Поместный собор русской православной церкви. 30 мая — 2 июня 1971 г. Документы. Материалы. Хроника, М., 1972; Русская православная церковь и Великая Отечественная война. Сб. церковных документов, [М., 1943].

    Н. С. Гордиенко, П. К. Курочкин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    东正教教堂

  3. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  4. Советская историческая энциклопедия

    православие (калька греч. слова ortodoxia (от ortos - верный, правильный и doxa - мнение)), - одно из трех важнейших вероисповеданий христианства, распространенное преим. в СССР, Румынии, Болгарии, Югославии, Греции, на Кипре, а также в США, Турции, ОАР, Ливане, Албании, Польше, Чехословакии. Первоначально вся господств. христ. церковь именовалась православной (ортодоксальной) и кафолической (вселенской) в противоположность ересям. После разделения церквей (схизмы) назв. католическая (в латинизированной форме) осталось за зап. (римской), православная - за вост. церковью. Формально датой схизмы считается 1054, когда рим. кардинал Гумберт и константинопольский патриарх Михаил Керуларий отлучили друг друга от церкви - по существу же событие 1054 было лишь одним из этапов разделения церквей.

    Отличие зап. и вост. христианства было заметно уже в 3-5 вв. Оно объясняется тем, что на Западе христианство испытало преим. влияние рим. юридизма, на Востоке - греч. спекулятивного мышления. В соответствии с этим на Западе центр. проблемой богословия становится проблема греха (см. Пелагианство, Августин), на Востоке же - тринитарные споры, т. е. вопрос о соотношении лиц Троицы. Зап. богословы (Тертуллиан) были враждебны к античному наследию, тогда как вост. отцы церкви (Климент Александрийский, Ориген, Григорий Нисский) стремились сохранить и использовать в интересах церкви традиции греч. идеалистич. философии. Политич. причины - завоевание Зап. Рим. империи варварами в 5 в.,- казалось, должны были усугубить этот идейный раскол, однако рим. папы до сер. 8 в. видели в визант. императоре естеств. союзника против варварской стихии и, несмотря на отд. протесты, избегали открытого разрыва. Впервые разрыв произошел ок. 867 при папе Николае I и патриархе Фотии и явственно вызван был претензиями обеих церквей на главенство в Болгарии. К кон. 9 в. раскол был ликвидирован, но произошел вновь в 1054. В 12 в. политич. причины привели к союзу Рима и Константинополя против герм. угрозы, что значительно ослабило догматич. споры, но захват визант. столицы крестоносцами в 1204 и установление там латинского патриаршества привели к окончат. разрыву, хотя в 13-15 вв. визант. пр-во неоднократно стремилось к заключению унии обеих церквей в целях совместной борьбы с турками (Лионская уния 1274, Ферраро-Флорентийская уния 1439).

    Важнейшие отличия православия от католицизма: 1) П. ц. отвергает добавление зап. церкви к "символу веры" filioque (и от сына), т. е. считает "святой дух" исходящим только от бога-отца. В этом сказывается влияние неоплатонизма, ибо в П. ц. сын и "святой дух" выступают как две ипостаси одного принципа, тогда как зап. представлению свойственна большая иерархичность. 2) П. ц. последовательнее развивает тезис Афанасия Александрийского о возможности "обожения" человека, т. е. прижизненного мистич. слияния с богом (особенно Симеон Богослов - 11 в., исихасты - 14 в.). В католицизме, напротив, преобладает представление о формально-юридич. воздаянии за дела: учение о наследств. грехе как воздаянии за грех Адама и Евы, идея чистилища (чуждая православию), возможность выкупа греха (индульгенция), учение о добродетели как заслуге перед богом и о сверхдолжных подвигах святых, накапливающих благодать, к-рая затем может распределяться церковью. 3) П. ц. не создала единой централизованной орг-ции и придает церк. иерархии меньшее значение, чем католицизм. П. ц. ставит выше патриархов Вселенские соборы, наделяет епископов меньшими привилегиями, менее резко отделяет клир от мирян: отсутствие целибата (безбрачия), причащение мирян как хлебом, так и вином. 4) Среди литургич. различий особенно большие споры в 11 в. вызывало расхождение в способе приготовления хлеба для евхаристии: на Западе употреблялись опресноки, на Востоке - квасной хлеб.

    В истории визант. церкви можно проследить следующие осн. периоды: 1) период выработки осн. догматич. учений (4-7 вв.): время тринитарных (см. Арианство) и христологических (несторианство, монофизиты, монофелитство) споров; время соперничества Александрийского и Константинопольского патриаршеств.

    2) Период систематизации и оформления догматов (8-10 вв.): устанавливается энциклопедия ("сумма") богословских знаний (см. Иоанн Дамаскин). Церковь ведет полемику с иконоборчеством и павликианством (см. Павликиане). В связи с араб. завоеваниями происходит консолидация визант. церкви вокруг Константинополя. 3) Период зарождения визант. рационализма (11-12 вв.): с развитием визант. науки делаются попытки внести в богословие значит. элементы неоплатонизма и аристотелевой логики, что ставит под сомнение нек-рые догматы (Иоанн Итал, Евстратий Никейский, Сотирих). Одновременно усиливается мистицизм и полемика с зап. богословием. Обмирщление церкви в связи с ростом церк. богатств вызывает резкую критику как со стороны мистиков (Иоанн Оксит), отстаивающих церк. независимость, так и просветителей (Евстафий Солунский), стремившихся подчинить церковь светской власти. 4) Период упадка Византии (13-15 вв.). Церковь и монашество достигают невиданной ранее экономич. и политич. мощи, диктуют императору политику часто вразрез с гос. интересами. Церк. мистицизм одерживает верх над элементами визант. "гуманизма".

    Лит.: Яковенко П. A., История визант. церкви, Юрьев, 1909/10; Лебедев А. П., Собр. церковно-историч. соч., т. 6 - Очерки внутр. истории визант.-восточ. церкви в IX, X и XI вв., 2 изд., М., 1902; Attwater D., A list of books about the Eastern Churches, Newport, 1960; Heiler F., Urkirche und Ostkirche, Münch., 1937; Benz., Geist und Leben der Ostkirche, Hamb., 1967; Janin P. R., Les églises orientales et les rites orientaux, 4 éd., P., 1955; Gordillo M., Theologia orientalium cum Latinorum comparata, t. 1, Romae, I960; Beck H. G.. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch, 1959; Clement O., L'essor du christianisme oriental, p., 1964; его же, Byzance et le christianisme, P.. 1964.

    A. П. Каждан. Москва.

    П. ц. в России возникла в 10 в. с принятием христианства как гос. религии, призванной укреплять и освящать феод. строй, искоренять язычество, всячески поднимать авторитет великокняж. власти. Попытки насаждения христианства на Руси делались как со стороны византийской, так и рим. церквей. В этом соперничестве возобладала Византия, с к-рой Русь поддерживала более тесные торг. и культурные отношения. Немаловажную роль при этом сыграло и подчиненное по отношению к гос-ву положение церкви в Византии, что исключало конкуренцию княж. власти со стороны П. ц. Как принятие христианства, так и оформление П. ц. на Руси происходили в обстановке клас. борьбы. В 991 новгородцы воспротивились крещению. Антицерк. окраску носили восстания смердов в Суздальской земле 1024 и 1071; выступления против П. ц. наблюдались во время киевских восстаний 1068-69 и 1113, тогда же возникли и первые ереси.

    Первоначально рус. П. ц. находилась в сильной зависимости от Византии, являясь составной частью константинопольской патриархии. На Руси долго действовали греч. митрополиты, назначавшиеся конста- нтинопольским патриархом. Только в 1051 кн. Ярослав Мудрый сумел поставить во главе П. ц. рус. митрополита Илариона. Однако вплоть до сер. 15 в. константинопольские патриархи продолжали сохранять контроль над рус. церковью.

    Рус. митрополия подразделялась на епископии (соответствовали, в осн., делению на княжества). Всего на Руси до монг. нашествия насчитывалось до 16 епископий (в Новгороде, Чернигове, Переяславле, Владимире Волынском, Полоцке и др.). Духовенство делилось на "белое" (священники и дьяконы) и "черное" (монахи). Епископами назначались только лица, постриженные в монахи. Митрополиты собирали поместные соборы из епископов для решения догматич. и обрядовых вопросов. Внутри П. ц. существовало неравенство между митрополитами и епископами, принадлежавшими к церк. аристократии, и приходскими священниками, между монахами, выходцами из боярской и купеч. среды, и постриженниками из простонародья.

    П. ц. получала свою долю доходов от княж. казны (церк. десятина). С образованием монастырей стало возникать и церк. землевладение. Церк. уставами (кн. Владимира Святославича, кн. Ярослава Владимировича) было оформлено право суда П. ц. не только над духовенством, но и по многим гражд. делам. П. ц. сыграла важную роль в укреплении и развитии феод. отношений. Параллельно с ростом церк. богатств и доходов увеличивалось и влияние П. ц. на политич. дела. Монг.-тат. завоевание нанесло удар по П. ц. Первейшей задачей церк. властей стало восстановление и умножение материального могущества церкви. Монг.-тат. завоеватели отводили П. ц. большое значение в своей системе властвования на Руси, поэтому они освободили ее от уплаты дани, наделили привилегиями и установили неприкосновенность церк. владений. В 1261 была учреждена Сарайская епископия в столице Золотой Орды. В дальнейшем, в связи с подъемом рус. народа на борьбу за свержение монг.-тат. ига, П. ц., боясь потерять влияние в нар. массах, поддержала освободит. движение. Моск. князья в своей политике, направл. на объединение разрозненных рус. земель в единое централизованное гос-во и свержение иноземного ига, широко использовали экономич. и политич. влияние П. ц. При митрополите Петре митрополия была перенесена в Москву; с этого времени сложился союз между церковью и моск. князьями. Этот союз, однако, раздирали противоречия. В процессе гос. централизации П. ц. лавировала, стремясь прежде всего укрепить свое положение. Великокняж. власть прилагала усилия к ее подчинению. После смерти митрополита Алексия моск. вел. кн. Дмитрий Иванович попытался сделать митрополитом своего ставленника Митяя. Однако вследствие его преждевременной смерти моск. митрополитом стал Киприан. Церковь способствовала сбору воен. сил на борьбу с татарами, закончившейся победой на Куликовом поле, но когда в 1382 на Москву внезапно напал хан Тохтамыш и там вспыхнуло нар. восстание, митрополит Киприан выступил против организации обороны столицы и бежал в Тверь.

    В 15 в., когда над Византийской империей нависла угроза завоевания со стороны турок, вост. патриархи пошли на заключение Флорентийской унии. Рус. П. ц. при активной поддержке моск. князей использовала сложившуюся обстановку для отказа от подчинения константинопольскому патриарху. Вел. кн. Василий II Васильевич не одобрил унии и заключил в монастырь вернувшегося в 1440 в Москву митрополита Исидора, давшего на нее согласие. Собор епископов рус. П. ц. низложил Исидора и независимо от патриарха поставил митрополитом московским и всея Руси Иону (1448). Так было положено начало фактич. самостоятельности рус. П. ц.

    На протяжении 14-15 вв. крупными землевладельцами стали митрополичья кафедра и монастыри. П. ц. не только получала щедрые пожалования от великих и удельных князей и др. феодалов, но и сама активно стяжала богатства. Особые противоречия между церковью и гос-вом обнаружились на рубеже 15 и 16 вв. Нуждаясь в землях для испомещения дворян, Иван III Васильевич наряду с боярскими землями конфисковал в присоединенном Новгороде и часть зем. владений у новгородской церкви. Назревал вопрос о секуляризации церк. земель и в др. частях Рус. гос-ва; развернулась борьба между нестяжателями и иосифлянами, отражавшая противоречия внутри господств. класса. Однако боязнь распространения еретических идей среди нар. масс и нужда в поддержке со стороны П. ц. в осуществлении внешнеполитич. планов заставили великокняж. власть отказаться от своих секуляризационных намерений и объединиться с церковниками. Над еретиками учинили жестокую расправу.

    Общерус. церк. реформа была проведена на Стоглавом соборе 1551, к-рому предшествовали канонизационные соборы 1547 и 1549. Стоглавый собор стал ареной ожесточенной борьбы между церковью и светской властью. Иван IV Грозный покушался на существование церк. суда, на церк. доходы и земли. Воинствующие церковники упорно отстаивали свои богатства и привилегии. Секуляризац. попытки Ивана IV провалились: церковь поступилась частью своих прав в обмен на уступки со стороны гос. власти. Основой для компромисса послужил, как и в нач. 16 в., общий страх перед антифеод. движением и выступлениями еретиков (М. Башкина, Ф. Косого и др.). Пробудившуюся в рус. об-ве тягу к знаниям, образованию церковь во главе с митрополитом Макарием стремилась направить в русло мертвящей схоластики. Большого драматизма борьба между гос-вом и церковью достигла во время опричнины. Многие высшие церк. деятели подверглись преследованиям, а нек-рые уничтожению (митрополит Филипп Колычев и др.). Законами 1572 и 1581 был ограничен рост церк. землевладения, а в 1584 отменены тарханы.

    Важной вехой в истории П. ц. в России явилось учреждение патриаршества в 1589. Этим актом была закреплена и оформлена в нормах канонич. права независимость рус. церкви от константинопольского патриарха. Она стала автокефальной и юридически. Возросло ее междунар. значение. Церк. власть в России приобрела большую централизацию. В то же время учреждение патриаршества было и успехом светской власти, прежде всего Бориса Годунова, к-рый провел в патриархи своего "доброхота" Иова. В западнорус. землях, подпавших под власть Польши, П. ц. была подчинена Римской курии на основе Брестской церк. унии.

    В крест. войне нач. 17 в., как и в последующих крест. войнах 17-18 вв., П. ц. заняла антинар. позицию, всемерно способствуя разгрому восставших. Во время освободит. войны с польско-швед. захватчиками, нек-рые представители П. ц. пытались установить контакты с интервентами и их ставленниками, но большая часть поддержала народное движение за независимость. Грамоты патриарха Гермогена в большой степени способствовали развертыванию освободительной борьбы.

    Крупный конфликт между П. ц. и самодержавием произошел при патриархе Никоне, объявившем "священство выше царства". Однако эта тенденция к независимости П. ц. от светской власти была пресечена Алексеем Михайловичем, а Никон низложен. Во 2-й пол. 17 в. в П. ц. возник раскол, внешним поводом для к-рого послужили проведенные в 1653-56 Никоном реформы (исправление богослужебных книг, унификация обрядов и т.п.), направленные на укрепление крепостнич. церк. орг-ции. По существу в расколе отразился протест нар. масс против усиления феод. гнета и юридич. оформления крепостничества (см. Соборное уложение 1649). Противники нововведений из числа низшего духовенства, гор. и сел. населения, отстаивавшие "старую веру", получили наименование раскольников или старообрядцев. Тогда же получило развитие и сектантство. П. ц. и царская власть жестоко преследовали старообрядцев и сектантов, ставших в оппозицию к П. ц. Церк. реформа, окончательно подчинившая П. ц. самодержавию, была проведена при Петре I. Нуждаясь в деньгах для ведения Северной войны 1700-21, Петр I создал Монастырский приказ, к-рый взял под контроль монастырские доходы. Встретив в лице П. ц. противника своим преобразованиям, Петр I отказался назначить нового патриарха после смерти патриарха Адриана (1700). В 1721 патриаршество было уничтожено окончательно, а для управления П. ц. учреждена особая духовная коллегия - Святейший правительствующий синод. Во главе Синода первоначально стоял президент из высшего духовенства, а вся деятельность нового учреждения определялась "Духовным регламентом", разработанным близким к Петру I Ф. Прокоповичем. С 1722 должность президента была упразднена, а надзор за деятельностью Синода поручен обер-прокурору Синода. В результате церк. реформы Петра I П. ц. стала по существу частью самодержавного гос. аппарата. В 1764 последовала секуляризация зем. владений П. ц., к-рой предшествовали волнения монастырских крестьян.

    В нач. 19 в. П. ц. окончательно превращается в офиц. ведомство православного вероисповедания, лишенное юридич. самостоятельности и подчиненное светской власти. В 1817 было образовано Мин-во духовных дел и нар. просвещения; обер-прокурор Синода стал подчиняться министру и превратился в директора департамента, а Синод - в совещание при нем. В 1824 управление по делам П. ц. было выделено в самостоят. ведомство во главе с обер-прокурором Синода. Бюрократизация П. ц. в 19 - нач. 20 вв. находила выражение также в расширении сети церк. учреждений, превращении священнослужителей в духовных чиновников, усилении контроля за деятельностью духовенства, уничтожении соборного принципа в ее деятельности.

    После крест. реформы 1861 была проведена реформа духовного сословия. По указам 1867 и 1869 ликвидировался наследств. характер службы духовного сословия с системой кормления и передачей мест родственникам. Тогда же были укрупнены церк. приходы, а в связи с сокращением их числа точно определены штаты клириков (число священников, дьяконов, псаломщиков). Место семейных обычаев в делах приходской церкви заняли указы архиереев и постановления духовных консисторий.

    Православный клир был верной опорой царизма и господств. классов в проведении политики феод.-крепостнич. и капиталистич. эксплуатации нар. масс, нац.-колониального угнетения окраин Росс. империи, в преследовании раскольников и сектантов. П. ц. насаждала в народе верноподданич. чувства по отношению к властям, выступала против нар. восстаний и др. форм неповиновения угнетателям, священники часто играли роль доносчиков и шпионов. Большую работу проводила П. ц. по пропаганде своего учения среди иноверцев, к-рая была тесно связана с общей политикой русификации нерус. населения страны. Помимо внутр. миссии, действовали заграничные миссии по распространению учения П. ц. (китайская и др.). В 30-е гг. 19 в. с П. ц. была воссоединена униатская церковь, существовавшая с кон, 16 в. Верное служение П.ц. гос-ву объясняется как ее общим положением при феод.-крепостнич., затем при капиталистич. строе, так и полной экономич. зависимостью от гос-ва. Лишенная в результате секуляризации экономич. базы, П. ц. в качестве источников существования имела казенные кредиты и доходы от эксплуатации верующих (т.н. религ. "операции"). Церк. иерархи получали от гос-ва жалованье (от 4 тыс. до 7,8 тыс. руб. в нач. 20 в.), на содержании казны в нач. 20 в. находилось до 1/3 всех монастырей. Еще в 1840-х гг. был поставлен вопрос о выплате казенного жалованья приходским священникам, но решен он был только в кон. 19 в. Церковь не имела крупных зем. угодий: в 1910 из 2,3 млн. дес. земли, принадлежавшей П. ц., ок. 1,5 млн. дес. составляли мелкие наделы сел. церк. приходов; только 0,8 млн. дес, или 0,1% всей земли в России, принадлежало архиерейским домам и монастырям и могло давать прибыль. Нек-рые монастыри, особенно крупные: Троице-Сергиева, Александро-Невская и Киево-Печерская лавры, владели лавками, лабазами, доходными домами, мельницами, пристанями и др. Накануне 1917 в П. ц. насчитывалось 77 727 церквей и молитвенных домов и ок. 118 тыс. церковнослужителей, 1025 монастырей и ок. 95 тыс. монахов. В 1913 из гос. бюджета на содержание П. ц. выделялось более 44,5 млн. руб. Крупные доходы П. ц. получала от прихожан за требы (крещение, венчание, похороны, панихиды, молебны и др.) в виде кружечного сбора в пользу причта, на поддержание в порядке церк. зданий, усадеб. Монастыри брали деньги за места на монаст. кладбищах, иконы, крестики и т.д. Монаст. святыни, мощи и т.д. также являлись источниками доходов. В итоге П. ц. скапливала огромные капиталы (в 1913 монастыри и архиерейские дома имели более 65,5 млн. руб.). Сильным средством воздействия П. ц. на нар. массы стали во 2-й пол. 19 в. церк.-приходские школы. При К. П. Победоносцеве и моск. митрополите Филарете было значительно расширено преподавание богословия в светской школе.

    П. ц. выступала против революц. борьбы (церк. проповеди, контрреволюц. листовки и прямые провокации) и пыталась внести разложение в рабочее движение. Священник Гапон возглавил шествие петрогр. рабочих с семьями к Зимнему дворцу 9 янв. 1905, закончившееся расстрелом ("кровавое воскресенье"). Во время революции 1905-07 П. ц. приняла активное участие в ее подавлении, в организации и деятельности различных погромных об-в ("Союз Михаила Архангела", "Союз рус. народа", "Об-во хоругвеносцев" и т.д.). В составе гл. совета "Союза рус. народа" числились знаменитый в церк. и придворных кругах "святой" Иоанн Кронштадтский, архимандрит Александро-Нев-ской лавры Евсевий, моск. протоиерей Восторгов и др., клирики стояли во главе ряда местных отделов Союза.

    В нач. 20 в. позиции П. ц. были значительно ослаблены. Из рядов верующих массами уходили городские рабочие, интеллигенты. Пошатнулись позиции П. ц. и в деревне, где к кон. 19 в. усилилась тяга к расколу и сектантству; П. ц. теряла миллионы последователей. Борьба гос-ва и П. ц. с расколом и сектантством оставалась безрезультатной, а в результате революц. событий 1905 пр-во вынуждено было провозгласить манифестом 17 окт. 1905 "свободу совести", веротерпимость. Были узаконены свобода перехода из православия в др. христианские вероисповедания, легализация старообрядчества и сектантства (кроме "изуверных" сект скопцов и хлыстов); за старообрядческим и сектантским клиром признавались права священнослужителей. Однако запрещались переход из христианских вероисповеданий в нехристианские и состояние вне какой-либо религии. Кризис П. ц., "обезверивание" масс в нач. 20 в. шли полным ходом. Разложение синодской П. ц. наиболее ярко проявилось во время империали-стич. войны, когда при дворе и в гос-ве большое влияние приобрел авантюрист Г. Распутин.

    Окт. социалистич. революция 1917, враждебно встреченная П. ц., уничтожила ее экономич. базу и клас. опору - царское самодержавие. 20 янв. (2 февр.) 1918 СНК принял декрет об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви; за всеми гражданами признавалась свобода отправления религ. культов и свобода антирелиг. пропаганды. Поместный собор 1917-18 выступил против декрета о свободе совести, против Сов. власти; на этом же соборе было восстановлено патриаршество.

    В годы гражд. войны и воен. интервенции 1918-20 П. ц. выступала на стороне контрреволюции. По указанию Собора на местах создавались орг-ции для борьбы с Сов. властью, напр. "Совет объединенных приходов гор. Москвы" во главе с б. обер-прокурором Синода А. Д. Самариным. Патриарх Тихон рассылал по стране послания с призывами к борьбе с новым строем. П. ц. поддерживала различные контрреволюц., белогвард. пр-ва, собирала для них пожертвования, ассигновывала капиталы, оказывала помощь интервентам. Во время голода 1921 П. ц. выступила против декрета Сов. пр-ва об изъятии церк. ценностей на покупку хлеба. За анти-сов. деятельность нек-рые церковнослужители понесли наказание по сов. законам. Часть духовенства эмигрировала за границу и стала выступать на стороне мировой реакции против Сов. России. Однако под влиянием успехов Сов. гос-ва и под давлением нар. масс часть духовенства пересматривала свои позиции. Так, в 1923 Патриарх Тихон отказался от антисов. деятельности, а его преемник - "местоблюститель патриаршего престола" Сергий и члены Синода в 1927 выступили с декларацией, к-рая призывала верующих и духовенство быть верными гражданами СССР.

    В годы Вел. Отечеств. войны 1941-45 П. ц., отражая настроения верующих, проводила патриотич. деятельность по сбору средств на вооружения, подарки бойцам, помощь раненым, больным, инвалидам и т.д. В то же время на территории, временно оккупированной нем. захватчиками, часть духовенства выступила на стороне фаш. режима, вербовала людей в т.н. "Рус. освободительную армию" изменника генерала Власова. В оккупированных областях создавались реакц. религ. орг-ции типа "Псковской православной миссии в освобожденных р-нах России" и др. После Отечеств. войны произошло слияние рус. П. ц. с униатской церковью. В 1943 для связи между пр-вом СССР и церковью создан Совет по делам рус. П. ц. при Совете Министров СССР, объединенный в 1965 с Советом по делам культов. В 1945 патриархом Московским и всея Руси избран Алексий. При патриархе имеется Священный синод, в к-рый на правах постоянных членов входят митрополиты Крутицкий и Коломенский, Ленинградский, Киевский, а также управляющий делами моск. патриархии и пред. отдела внеш. церковных сношений. В принятом на Поместном соборе 1945 "Положении об управлении рус. П. ц." регулируются порядок управления в центре и епархиях, права и обязанности высшего духовенства (патриарх, епархиальные архиереи) и священников, религ. общин. Приходами в зарубежных странах (США, Китай, Франция, Австрия и др.) руководят духовные миссии, благочиния, экзархаты, подчиняющиеся Моск. патриархии.

    Высшим органом П. ц. является Вселенский собор из представителей автокефальных, т. е. независимых, самостоят. П. ц.: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Румынской, Греческой (Элладской), Кипрской, Албанской, Польской и Чехословацкой; во главе первых девяти стоят патриархи, во главе других - митрополиты, архиепископы; все они избираются на Поместных соборах нац. церквей. Константинопольский патриарх имеет титул вселенского патриарха, но адм.-церк. власти в отношении др. автокефальных церквей не имеет. П. ц. лишена церк. централизации, характерной для католич. церкви во главе с папой римским. В 1965 Рим и Константинополь сняли друг с друга взаимную анафему 1054.

    П. ц. в СССР существует на добровольные средства верующих, субсидиями со стороны гос-ва не пользуется. Она имеет 2 Духовные академии для подготовки церковнослужителей (в Загорске и Ленинграде), семинарии, издает церк. литературу. П. ц. в СССР не создает своих политич. орг-ций, но духовенство наравне со всеми гражданами участвует в обществ.-политич. жизни, принимает активное участие в Движении сторонников мира, различных междунар. орг-циях.

    Учение П. ц. несовместимо с науч. мировоззрением, с учением марксизма- ленинизма, на базе к-рого ведется строительство нового об-ва в СССР.

    Лит.: Ленин В. И., Социализм и религия, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12 (т. 10); его же, Классы и партии в их отношении к религии и церкви, там же, т. 17 (т. 15); его же, Об отношении рабочей партии к религии, там же (т. 15); его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45 (т. 33); Доброклонский A., Руководство по истории рус. церкви, в. 1-4, М.-Рязань, 1889-93; Голубинский В. В., История рус. церкви, т. 1-2, М., 1880-1911; Верховский П. В., Учреждение духовной коллегии и духовный регламент, т. 1-2, Ростов н/Д., 1916; Никольский Н. М., История рус. церкви, 2 изд., М.-Л., 1931; Кандидов В., Церковь и Моск. восстание 1905 г., (М., 1930); его же, Церковь и гражд. война на юге, М., 1931; Персии M. M., Отделение церкви от гос-ва и школы от церкви в СССР (1917-1919 гг.), М., 1958; Осипова Е. С., Церковь и Временное пр-во, "ВИ", 1964, No 6; Церковь в истории России (IX в. - 1917), М., 1967; Вопросы истории религии и атеизма, Сб. ст., т. 1 - M., 1950-; Курочкин П. К., Православие и гуманизм, М., 1962; Новиков М. П., Православие и современность, М., 1965; Чертихин В. Е., Идеология соврем. православия, М., 1965.

    В. И. Корецкий (П. ц. в России в 10-18 вв.),

    В. И. Буганов (П. ц. в России в 19-20 вв.). Москва.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия