Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Ярослав Vrchlicky) — псевдоним чешского поэта Фрида (см. это слово).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Vrchlický)

    Ярослав (псевдоним; настоящие имя и фамилия Эмиль Фрида, Frída) (17.2.1853, Лоуни, — 9.9.1912, Домажлице), чешский поэт, драматург, переводчик. Родился в семье торговца. Окончил Пражский университет. С 1893 профессор литературы того же университета. Выступил в печати в начале 70-х гг. Его поэзия, связанная с традициями романтиков, характеризуется и реалистическими чертами. В большом цикле поэтических сборников под названием «Эпопея человечества» — «Древние сказания» (1883), «Обломки эпопеи» (1886), «Новые обломки эпопеи» (1894), «Боги и люди» (1899) и др. — В. осмысливал историческое развитие человечества, прославлял Спартака, обращался к Великой французской революции, героическому прошлому чешского народа, образам Я. Гуса, Я. Жижки и др. Лучшее произведение В. — сборник «Сельские баллады» (1885), посвящённый освободительной борьбе чешских крестьян в 17—18 вв. В сборниках лирических стихов воспевает жизнь, природу, любовь. Переводил на чешский язык Данте, Т. Тассо, Л. Ариосто, Дж. Байрона, Ф. Шиллера, И. В. Гёте, А. Мицкевича, Ш. Петёфи. Популярна комедия «Ночь на Карлштейне» (1885) на сюжет из чешской истории. В. обогатил чешскую поэзию новыми художественными формами и стихотворными размерами.

    Соч.: Básnické dilo, sv. 1—16, Praha, 1949—60; Básně, dl 1—2, Praha, 1953; в рус. пер. — [Стихотворения], в кн.: Антология чешской поэзии 19—20 вв., т. 2, М., 1959.

    Лит.: Кишкин Л. С., Я. Врхлицкий, в кн.: Очерки истории чешской литературы XIX—XX вв., М., 1963.

    Л. С. Кишкин.

    Я. Врхлицкий.

    Я. Врхлицкий. «Радуга на земле» (сб. «Родина и любовь», Прага, 1961). Илл. К. Словинской.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Врхлицкий

    ВРХЛИЦКИЙ Ярослав (Jaroslaw Vrchlicky, 1853—1912) — псевдоним выдающегося чешского поэта, главы так наз. «космополитической» школы в чешской литературе, Эмиля Фрида. Р. в семье торговца (отец — еврей, мать — чешка). Большие познания в области мировой литературы, к-рые В. приобрел во время своего продолжительного пребывания в Италии и путешествий по Европе, отмечены присвоением ему ученой степени доктора. Был профессором литературы. Деятельность В. продолжалась около 40 лет. Он написал свыше 100 томов.

    В. внес в чешскую литературу, к-рая до него развивалась в пределах узконациональных традиций, космополитические мотивы (отсюда название школы В.).

    Творческий путь В. обычно делят на четыре этапа:

    1. —(1871—1879) — когда молодой поэт преодолевает традиции отечественной литературы, освобождается от них, а также и от влияния немецкой литературы на чешскую, ориентируясь преимущественно на литературу романских стран. Для поэта характерны: вера в прогресс, в эволюцию, которая должна привести к торжеству добра над злом, света над мраком, духа над материей, скептическое отношение к националистическим идеалам и отвлеченный космополитизм, который сближает его с В. Гюго, Ж. Санд, Леопарди. В течение этого периода В. написал: «Эпические поэмы» (1876), «Дух и мир» (1878), «Симфонии» (1878), «Виттория Колонна», «Мифы» (две кн.) (1879), «Легенда о св. Прокопе» и др. Эти произведения — лирические стихотворения, эпические поэмы, легенды, романы в стихах — содержат размышления о человеческой жизни на протяжении веков, об исторических событиях, увлекших поэта своей грандиозностью, наблюдения над явлениями природы и современной ему жизнью.

    2. — (1879—1894) — когда В. достигает в своих произведениях высшего мастерства. Находясь под влиянием «Божественной комедии» и «Фауста», он создает «Фрагменты эпопеи» (2 тт., 1886), справедливо приравниваемые критикой к «Легенде веков» В. Гюго. В этот период появляются и такие его произведения, как «Эклоги и песни» (1879), «Твардовский» (1885), «Сонеты одинокого» (1885), «Музыка в душе» (1886), «Фрески и гобелены» (1890) и т. д. Начиная с 1882, выходят одна за другой его драмы и трагедии (а впоследствии и комедии), темы к-рых заимствованы из чешской истории и истории Византии и Рима, а также эпохи итальянского Возрождения. Заслуживает упоминания его трилогия «Гипподамия» (1889—1891), «Братья» (1889) и комедия «Ночь в Карлштейне» (1885). Но уже в конце этого периода замечается упадок творческих сил поэта. Наравне с высокохудожественными произведениями выходят в свет и произведения незначительные. В изложении заметны длинноты, в сюжете — повторения. В. начинает терять первенствующее значение в чешской поэзии.

    3. — (1894—1903) — период кризиса и упадка. Националистическая критика, к-рая не могла простить В. его гуманистического универсализма, провозглашает его неисправимым эклектиком. За эти годы в числе многих других произведений В. появляются: «Окно в бурю» (1894), «Новые отрывки эпопеи» (1895), «Боги и люди» (1899), «Посвящения» (Votioni desky, 1902).

    4. — последние годы поэта. Он преодолевает свое пессимистическое миросозерцание и создает стихи и поэмы, в к-рых много пафоса и бодрости: «Коралловые острова» (1908), «Скрытые источники» (1908), «Древо жизни» (1910) и «Дамоклов меч». В. кроме того перевел на чешский яз. «Божественную комедию», «Освобожденный Иерусалим», «Неистовый Роланд», ряд произведений В. Гюго, Леконта де Лилля, Леопарди, Парини и др.Библиография:

    I. Русские переводы: Из глубин, «Славянский ежегодник», 1884, VI; Дух и свет, «Рассвет», К., 1893; Еще минутку, «Вестн. иностр. литературы», 1896, IV; Месть матери и др., «Русская мысль», 1902, XII; Разноцветные осколки, М., 1909; ряд произведений в журнале «Славянский мир», 1910, №№ II—III, V—VI, XI и в др. период. изд.

    II. Степович А., Этюды из области новой чешской литературы, Киев, 1881; Данилов В., Чешские певцам русским, К., 1908; Anthologie basni J. V., 1903; Machal J., Slovanske Literatury, 3 тт., Praha, 1927—1928; Adler Fr., Gedichte von J. Vrchlicky, 1928; Novak A., Pehledn dejny eske literatury.

  5. Источник: Литературная энциклопедия