Большая Советская энциклопедия

    одна из первых разновидностей Ревизионизма, родоначальником которой был Э. Бернштейн;оппортунистическое течение, провозгласившее пересмотр основных положений марксизма под предлогом их «несоответствия» изменившимся условиям. Распространение Б. отражало процесс реформистского перерождения руководящей верхушки западноевропейских партий 2-го Интернационала, связанный с ростом «рабочей аристократии», а также с притоком в рабочее движение мелкобуржуазных слоев. Б. сделалось знаменем наиболее оппортунистических элементов — германских правых социал-демократов (Э. Давид, Г. Фольмар и др.), французских мильеранистов (см. Мильеранизм), голландских правых и т.п. В России идеи Б. были подхвачены «легальными марксистами» (П. Б. Струве) и «экономистами» (С. Н. Прокопович, Е. Д. Кускова). В области теории Б. явилось попыткой идейно разоружить пролетариат, подменить диалектический материализм идеализмом неокантианского толка, экономическое учение К. Маркса — вульгарной апологетикой капитализма, догмами, заимствованными у катедер-социалистов и др. либеральных экономистов, революционный социализм — «теорией» медленного врастания капитализма в социалистическое общество. В качестве главной задачи рабочего движения Б. выдвигало осуществление мелких реформ, а в качестве основного средства борьбы — парламентскую деятельность. По словам В. И. Ленина, Бернштейном и его последователями «отрицалась возможность научно обосновать социализм и доказать, с точки зрения материалистического понимания истории, его необходимость и неизбежность; отрицался факт растущей нищеты, пролетаризации и обострения капиталистических противоречий; объявлялось несостоятельным самое понятие о “конечной цели” и безусловно отвергалась идея диктатуры пролетариата; отрицалась принципиальная противоположность либерализма и социализма; отрицалась теория классовой борьбы, неприложимая будто бы к строго демократическому обществу, управляемому согласно воле большинства, и т.д.» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 7). На практике Б. вылилось в соглашательство и приспособление к буржуазной политике, к принятию от буржуазии подачек в виде министерских постов, «тёпленьких местечек» и т.п. Со стороны лидеров 2-го Интернационала Б. не встретило должного отпора. К. Каутский выступил с половинчатой критикой взглядов Бернштейна, допустив ряд теоретических уступок ему. Решительно осудив взгляды Б., А. Бебель не поставил, однако, вопроса о несовместимости их с принадлежностью к социалистической партии. Борьбу с Б. вели Г. В. Плеханов, Ф. Меринг, П. Лафарг, А. Лабриола, Р. Люксембург. Но только В. И. Ленин довёл критику Б. до конца, вскрыв его социальные корни и указав на связь между ним и особенностями империалистической эпохи (подкуп «рабочей аристократии» империалистической буржуазией и т.д.). Ленин подчёркивал опасность не только Б., но и примиренчества к нему.

    Лит. см. при ст. Э. Бернштейн.

    Л. И. Гельман.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    БЕРНШТЕЙНИА́НСТВО

    исторически первая систематич. форма ревизионизма, оппортунизма и реформизма в революц. рабочем движении, названная по имени ее основателя – Э. Бернштейна. Б. возникло как результат эклектич. соединения "всевозможных доводов" против революц. марксизма, заимствованных у бурж. профессорской науки, и было принято на вооружение всеми оппортунистич. и ревизионистскими течениями в рабочем движении, начиная с партий 2-го Интернационала, рус. "экономистов" и меньшевиков и кончая совр. правыми социалистами и ревизионистами.

    Для Б. характерна ревизия всех составных частей марксизма. В философии бернштейнианский ревизионизм шел в хвосте бурж. профессорской науки, провозглашая неокантианский лозунг "назад к Канту", объявляя материализм опровергнутым, заменяя революц. диалектику Маркса "спокойным" эволюционизмом. В политич. экономии Б. повторяет аргументы бурж. экономистов (Бём-Баверка и др.), возражая против марксовой теории экономич. кризисов, против положения Маркса о вытеснении крупным производством мелкого и т.д. В области политики Б. характеризуется стремлением пересмотреть действительную основу марксизма – учение о классовой борьбе (см. В. И. Ленин, Марксизм и ревизионизм, Соч., 4 изд., т. 15). Ленин указывал, что Б. отрицало возможность научно обосновать социализм и доказать на основе материалистич. понимания истории его необходимость и неизбежность; отрицало факт растущей нищеты, пролетаризации и обострения капиталистич. противоречий; объявляло несостоятельным само понятие о конечной цели революционного движения пролетариата и безусловно отвергало идею диктатуры пролетариата; смазывало принципиальную противоположность либерализма и социализма; отвергало теорию классовой борьбы, неприложимую будто бы к капиталистич. об-ву в новую эпоху (см. Соч., 4 изд., т. 5, с. 326).

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., "Циркулярное письмо" А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др., в кн.: Mаркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; Ленин В. И., Наша программа, Соч., 4 изд., т. 4; его же, Что делать?, там же, т. 5; его же, Предисловие к русскому переводу книги "Письма И. Ф. Беккера, И. Дицгена, Ф. Энгельса, К. Маркса и др. к Ф. А. Зорге и др.", там же, т. 12; его же, Международный социалистический конгресс в Штутгарте, там же, т. 13; его же, Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 16; его же, Марксизм и реформизм, там же, т. 19; его же, Оппортунизм и крах II Интернационала, там же, т. 22; Плеханов Г. В., Бернштейн и материализм, в его кн.: Избр. философские произв., т. 2, М., 1956; его же. Cant против Канта, или Духовное завещание г. Бернштейна, там же; Бебель Α., О Бернштейне. Речь, произнесенная на Ганноверском партайтаге 10 окт. 1899 г., 3 изд., [Одесса, 1905 ]; Люксембург Р., Социальная реформа или революция, М., 1959; Меринг Ф., Некоторые замечания о теории и практике марксизма, Ив.-Возн., 1924; Каутский К., К критике теории и практики марксизма ("Антибернштейн"), М. – П., 1923; Против современного ревизионизма, М., 1958.

    Б. Пышков. Москва.

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Советская историческая энциклопедия

    одна из первых разновидностей ревизионизма, родоначальником к-рой был нем. правый с.-д. Э. Бернштейн, выступивший в 90-х гг. 19 в. с ревизией основ учения К. Маркса. Б. представляло собой оппортунистич. течение, провозгласившее пересмотр краеугольных положений марксизма под фальшивым предлогом их "несоответствия" изменившимся условиям капиталистического развития. Б., возникшее в условиях банкротства открыто враждебных марксизму реформистских доктрин, означало попытку буржуазии противопоставить марксизму оппортунистич. направление, лицемерно маскировавшееся марксистскими фразами, но стремившееся под флагом "очищения" марксизма от "всего устаревшего" выхолостить его революц. содержание. Б. явилось одной из распространенных в эпоху империализма форм проникновения буржуазной идеологии в рабочее движение с целью подрыва и разложения его изнутри. Распространение Б. отражало процесс оппортунистического перерождения руководящей верхушки партий 2-го Интернационала, превращения этих в прошлом революционных социалистич. партий в партии социальных реформ - процесса, связанного с ростом слоя "рабочей аристократии", а также с притоком в рабочее движение мелкобурж. элементов из разорявшихся "средних слоев", бурж. интеллигенции и т. д. Б. сделалось знаменем наиболее оппортунистич. элементов в рабочем движении - герм. правых с.-д., франц. мильеранисюв, голландских правых. В России идеи Б. были подхвачены "экономистами" (см. "Экономизм") С. Н. Прокоповичем, Е. Д. Кусковой и др. Бернштейнианские идеи разделял также П. Б. Струве и др. "легальные марксисты" (см. "Легальный марксизм"). Царские власти поощряли издание книги Бернштейна "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии"; начальник моск. охранки Зубатов включил ее в список книг, усиленно рекомендовавшихся для чтения рабочим. Осн. очагами и опорными пунктами Б. были социалистич. парламентские фракции, высший чиновничий аппарат рабочих организаций, с.-д. журналистские круги. Демагогически прикрываясь борьбой с догматизмом, "за свободу критики", Бернштейн и его последователи (Э. Давид, Г. Фольмар и др.) совершили подмену марксистской теории эклектич. набором обветшалых, заимствованных гл. обр. у либеральных теоретиков (Л. Брентано, катедер-социалисты и др.) догм. Диалектич. материализм они заменили идеализмом, призывая вернуться "назад к Канту"; экономич. учение Маркса, доказывающее неизбежность гибели капитализма,- апологетич. утверждениями (в духе вульгарной политич. экономии) о гармонии клас. интересов при капитализме; они отрицали обнищание пролетариата при капитализме, разорение средних слоев и т. д. Приукрашивая капиталистич. систему, представители Б. доходили до оправдания колониальной политики капиталистич. государств, гонки вооружений и подготовки империалистической войны. Б. резко враждебно марксистскому учению о клас. борьбе, пролетарской революции и диктатуре пролетариата. Этому учению оно противопоставило гнилую "теорию" медленного и постепенного врастания капитализма в социализм, ориентируя рабочие партии на отказ от клас. борьбы за уничтожение капиталистич. строя и построение социализма; в качестве гл. задачи Б. выдвинуло осуществление мелких экономич. и политич. реформ, а в качестве гл. средства - исключительно парламентскую деятельность. Для Б. характерны крайняя идеализация бурж. демократии, затушевывание ее клас. природы. Характеризуя взгляды Бернштейна, В. И. Ленин указывал, что Бернштейном "отрицалась возможность научно обосновать социализм и доказать, с точки зрения материалистического понимания истории, его необходимость и неизбежность; отрицался факт растущей нищеты, пролетаризации и обострения капиталистических противоречий; объявлялось несостоятельным самое понятие о "конечной цели" и безусловно отвергалась идея диктатуры пролетариата; отрицалась принципиальная противоположность либерализма и социализма; отрицалась теория классовой борьбы, неприложимая будто бы к строго демократическому обществу, управляемому согласно воле большинства, и т. д." (Соч., т. 5, с. 326).

    Являясь в области теории попыткой идейно разоружить пролетариат, Б. на практике вылилось в лакейство перед буржуазией, в принятие от нее подачек в виде министерских постов, тепленьких местечек и т. д., в соглашательство и приспособление к бурж. политике. Открытым врагам рабочего класса Б. дало повод поднять шум о "кризисе" марксизма. Со стороны руководства герм. с.-д. ревизионистские идеи Бернштейна и его сторонников не встретили должного отпора. К. Каутский, выступивший с половинчатой критикой Б., в своей книге "Бернштейн и социал-демократическая программа (антикритика)", рус. пер., СПБ, 1906 ("Bernstein und das sozialdemokratische Programm. Eine Antikritik", Stuttgart, 1899), допустил ряд теоретич. уступок Бернштейну; Каутский был противником организац. разрыва с Бернштейном и его последователями. Решительно осудил взгляды Бернштейна на Ганноверском (1899) и Дрезденском (1903) съездах герм. социал-демократии А. Бебель, однако и он не поставил вопроса о том, что идеи Бернштейна несовместимы с его пребыванием в рядах пролетарской партии. Б. подвергалось критике также со стороны Ф. Меринга, Р. Люксембург, К. Цеткин, П. Лафарга, А. Лабрио-лы и др. С позиций последовательного диалектич. материализма Б. в ряде работ и памфлетов критиковал Г. В. Плеханов, к-рый потребовал исключить Бернштейна из партии. Но только В. И. Ленин довел критику Б. до конца. Ленин, полностью разоблачивший Б., показал опасность ревизионизма как одного из главных, если не самого главного, проявления бурж. влияния на пролетариат и бурж. развращения пролетариев (см. там же, т. 20, с. 298), вскрыл социальные корни Б., указав на связь между ним и особенностями империалистич. эпохи (развращение и подкуп "рабочей аристократии" империалистич. буржуазией и т. д.), выявил роль оппортунизма Бернштейна и ему подобных, а также примиренчества к этому оппортунизму в развитии предпосылок позорного краха 2-го Интернационала.

    Ход истории целиком подтвердил полную несостоятельность Б. Тем не менее совр. ревизионисты в борьбе против марксистско-ленинского учения пытаются возродить Б. и использовать свойственные ему приемы фальсификации теории Маркса. Подобно бернштейнианцам, совр. ревизионисты оперируют фальшивым тезисом о якобы "устарелости" осн. теоретич. и тактич. положений марксизма, повторяя попытку своего предшественника Бернштейна приукрасить совр. капитализм, доказать наступление якобы "бескризисной" стадии его развития. Вслед за Бернштейном и др. ренегатами они отрицают рост противоречий в совр. капиталистич. обществе, обнищание трудящихся, разорение мелкобурж. слоев, затушевывают клас. природу бурж. гос-ва и т. д. Б. является, таким образом, одним из идейных источников совр. ревизионизма. При этом, стараясь скрыть свое родство с Б. - этим обанкротившимся оппортунистич. направлением - и выдать избитые догмы Б. за "последнее слово", совр. ревизионисты, как правило, замалчивают этот свой первоисточник. В то же время среди бурж. антимарксистских авторов намечается тенденция поднять на щит родоначальника Б. - Бернштейна - как "критика" учения Маркса и предшественника совр. идеологов "народного капитализма" и "демократич. социализма". В этом отношении характерна выпущенная в Оксфорде в 1952 и переизданная в 1954 в Нюрнберге книга П. Гея "Дилемма демократич. социализма" (Р. Gay, Dilemma of democratic socialism), а также изданная в Оксфорде в 1955 работа К. Шорске "Германская социал-демократия в 1905-1917 гг." (С. Е. Schorske, German Social democracy, 1905-1917). Апологии Б. посвящена книга П. Анжеля "Эдуард Бернштейн и эволюция германского социализма" (Р. Angel, Eduard Bernstein et l'évolution du socialisme allemand, P., 1961). Автор фальсификаторски приписывает идеологу ревизионизма роль выразителя прогрессивных тенденций и "борца против догматизма". Особую заслугу Бернштейна Анжель видит в том, что он совершил эволюцию от революц. марксизма к либерализму и выступил как антимарксист. С восхвалением Б. выступили также "специалисты" по борьбе с марксизмом из евангелич. академий Зап. Германии Х. Гнейс, Э. Маттиас и др.

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. ("Циркулярное письмо"), 17-18 сент. 1879, Избр. письма, M., 1953; Ленин В. И., Наша программа, Соч., 4 изд., т. 4; его же, Что делать?, там же, т. 5; его ж е, Международный социалистический конгресс в Штутгарте, там же, т. 13; его же, Марксизм и ревизионизм, там же, т. 15; его же, Переписка Маркса с Энгельсом, там же, т. 19; его же, Что же дальше?, там же, т. 21; его же, Оппортунизм и крах II Интернационала; там же, Плеханов Г., О мнимом кризисе марксизма, в его кн.: Избр. филос. произв., т. 2, M., 1956; его же, Бернштейн и материализм, там же; его же, За что нам его благодарить, там же; его же, Cant против Канта или духовное завещание г. Бернштейна, там же; Люксембург Р., Социальная реформа или революция, M., 1959; Меринг Р., Некоторые замечания о теории и практике марксиама, Иваново-Вознесенск, 1924; Против современного ревизионизма СБ. пер., под ред. Г. С. Васецкого и А. П. Бутенко, М., 1958; Истоки современного ревизионизма и его буржуазная сущность, (СБ. ст., под ред. P. Я. Полянского), M., 1961; Чагин Б. А., Из истории борьбы против философского ревизионизма в германской социал-демократии 1895-1914, M.-Л., 1961; Бергнер Д. и Ян В., Крестовый поход евангелических академий против марксизма, пер. с нем., М., 1961.

    Л. И. Гольман. Москва.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия