Большая Советская энциклопедия

    из Дамаска (Apollodфros), древнеримский архитектор и инженер 1-й половины 2 в. Построил по единому плану грандиозный ансамбль форума Траяна в Риме — наиболее развитый пример этого типа древнеримских сооружений. За триумфальной аркой входа располагался обширный перистиль, который в глубине замыкала базилика Ульпия, далее следовала небольшая закруглённая площадь со зданиями двух библиотек и знаменитой колонной Траяна между ними. В глубине площади позже, при Адриане, построили храм в честь Траяна. К созданному А. ансамблю форума примыкает полукруглое здание рынка (т. н. рынок Траяна). А. приписывают постройку арок Траяна в Анконе (после 115) и Беневенте (оба города — в Италии).

    Несохранившиеся работы А.: мост через Дунай (104—105, длина свыше 1 км)близ г. Дробета (ныне Турну-Северин, Румыния); одеон, цирк и термы Траяна — в Риме.

    Лит.: Всеобщая история архитектуры, т. 2, кн. 2, М., 1948, с. 217—20.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    АПОЛЛОДОР (последняя треть 5 в. до н. э.) - древнегреческий художник, из Афин. По Плинию Старшему (римский ученый и писатель), получил прозвище скиограф, т. е. тенеписец, т. к. первый начал передавать тени и использовать полутона.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    АПОЛЛОДОР

    АПОЛЛОДОР ('Απολλόδωρος) из Селевкии (2-я пол. 2 в. до н. э.) —стоик, ученик Дкогенв Вавилонского (Index Stoic. Here. col. 51). Вероятно, тождествен автору “Этики” и “Физики”, которые цитируются Диогеном Лаэртием (VII 84; 102 etc.) при изложении важнейших догм стоицизма,.зафиксированных также в соч. “Введение в догмы” (ib. 39); специально интересовался логикой (ib. 64). Фрагменты: SVF Ш 1-18. Лит.: см. к ст. Стоицизм.

    А. А. Столяров

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Реальный словарь классических древностей


    • Apollodōrus,

    Άπολλόδωρος,

    1. трагический поэт из Тарса; заглавия 6 его трагедий перечисляет Свида; другой А., Тарсийский, был грамматик и писал о «Медее» Еврипида;

    2. знаменитый комик из Кариста на Эвбее;

    3. комик из сицилийского города Гелы, современник Менандра, писатель новой комедии, см. Comoedia, Комедия. 5. Которому из этих двух комиков принадлежали те пьесы, которые Теренций переработал в своих «Несуга» и «Phormio» — неизвестно, неизвестно и то, как следует распределять между этими соименниками сохранившиеся под именем А. отрывки (изд. Meineke, fragm. com. Gr. IV; 438 слл.);

    4. см. Pictores, 2, Живопись.

    5. см. Architecti, 9, Архитекторы.

    6. А. Афинский, жил ок. 140 г. до Р. X., сын Асклепиада, ученик грамматика Аристарха и Панетия, у которого познакомился со стоической философией; плодовитый, многосторонний писатель. Из сочинений его сохранилась (в 3 книгах, в конце, к сожалению, с пробелами) Βιβλιοθήκη, богатый, хорошо расположенный мифологический сборник, излагающий мифологию по кикликам и логографам, начиная с древнейших Феогоний до Фесея.

    Изд. С. G. Неупе (1803) с прекрасным комментарием, 1. Bekker (1864), Hercher (1874). Утрачены прочие его сочинения: Χρονιά в 4 книгах — бывшее в большом употреблении у римлян хронологическое обозрение всемирной истории [ср. Diels, Rheinisches Museum, т. 31, стр. 1 слл.] и Γη̃ς περίοδος — хорография (оба эти сочинения были написаны ямбическими триметрами); περι νεω̃ν или περι του νέω̃ν καταλόγου — комментарий в 12 книгах к «каталогу кораблей» (Il. 2), τα περι Σώφρονος, περι Έπιχάρμου и др.; особенно важно было большое сочинение в 24 книгах περι θεω̃ν. Отрывки сочинений А. собр. Müller, fragm. hist. Gr., 1, 428 слл.;

    7. А. Пергамский, ритор, родился до 104 г. до Р. X., в Аполлонии был учителем Октавиана, с которым и прибыл в Риме; здесь основал особенную риторическую школу, по своему направлению противоположную школе Феодора (Apollodorei и Theodorei, Quint. 2, 11, 2).

  7. Источник: Реальный словарь классических древностей



  8. Античные писатели

    Аполлодор, Apollodoros, из Афин, ок. 180-ок. 110 гг. до н. э., греческий эрудит и филолог. Молодость провел в родном городе, где учился у стоика Диогена из Селевкии. Затем жил в Александрии, работал там под руководством Аристарха Самофракийского до 145 г., когда Птолемей VIII изгнал ученых из своей столицы. А. перебрался в Пергам, откуда через некоторое время возвратился в Афины. Свое большое произведение Хроники в 3 книгах А. посвятил царю Пергама Атталу II. Оно охватывало период с Троянской войны (падение Трои датировалось 1184/83 гг.) до эпохи, современной автору. В своей работе А. прежде всего опирался на исследования Эратосфена, опуская его математические рассуждения, зато он, по некоторым данным, ввел понятие «акме» (досл. «вершина»), то есть высшей точки человеческой жизни, приходящегося, по представлениям того времени, примерно на 40 ее год. Это понятие было чрезвычайно важным для эпохи, когда редко удавалось точно установить дату рождения и смерти известного человека. Произведение А., очень разностороннее, излагало не только факты, относившиеся к политическим событиям, но и к культурной истории греческого мира. Автор, не имевший, как принято считать, поэтических амбиций, написал его ямбическим триметром, прежде всего затем, чтобы облегчить запоминание содержавшихся в нем сведений, которые дошли до нас, несмотря даже на исчезновение самого произведения, в виде многочисленных цитат у позднейших писателей и комментаторов. Таким образом, мы обязаны А. богатой информацией о жизни и творчестве основных греческих поэтов и философов. Другая не сохранившаяся работа А. О богах (Peri theon) в 24 книгах, содержала результаты исследований автором употребляемых Гомером имен и эпитетов богов и их значением. Это произведение стало важным источником для позднейших филологов и комментаторов. Третьим сочинением А. был обширный (12 книг) комментарий к так называемому «списку кораблей» из II книги Илиады Гомера, известный в основном из пространных цитат у Страбона, которые позволяют увидеть как скрупулезную точность работы филолога, так и здравый смысл, удержавший А. от аллегорической интерпретации в духе Кратета из Малл. Другие, более мелкие произведения А. также погибли. Зато под его именем сохранилась Библиофика, прозаическое сочинение, излагающее в хронологическом порядке мифы: от начала времен до Одиссея и его потомков. Была создана, вероятно, в I. н. э., не имеет ценности в качестве источника. Ее неизвестного автора обычно называют псевдо-Аполлодором.

  9. Источник: Античные писатели



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: