Словарь Брокгауза и Ефрона

    живописец исторического жанра и пейзажист. Род. в СПб. в 1874 г.; учился в СПб. университете по Юридическому факультету и в Имп. академии худ., где его главным руководителем был проф. А. Куинджи. В 1898—1900 гг. читал лекции в СПб. археологическом институте. Состоит директором Рисовальной школы при обществе поощрения художеств. Важнейшие из его картин: "Гонец", "Город строят" (обе в Третьяковск. гал. в Москве), "Заморские гости" (приобретена Государем Императором), "Зловещие" (в русском музее имп. Александра III в СПб.), "Заповедное место" (у г-жи М. Якунчиковой, в Москве).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Рёрих, Рерих Николай Константинович [27.9(9.10).1874, Петербург, ‒ 13.12.1947, Нагар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия], русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель. Учился в Петербурге в АХ (1893‒97) у А. И. Куинджи и одновременно на юридическом факультете в университете (окончил в 1898), прослушал курс историко-филологического факультета. Совершенствовался в живописи в студии Ф. Кормона в Париже (1900‒01). Секретарь общества поощрения художеств (с 1901) и директор Рисовальной школы при нём (1906‒18). Действительный член петербургской АХ (с 1909). Член объединения «Мир искусства» (председатель в 1910‒19). С конца 1890-х гг. характер творчества Р. во многом определяли его занятия археологией и интерес к языческой славянской и скандинавской старине. Истоки художественного метода Р. ‒ постижение истории в неразрывной связи с вечной природой ‒ ощутимы уже в его ранней работе «Гонец» («Восста род на род»; 1897, Третьяковская галерея), открывающей цикл «Начало Руси. Славяне». В дальнейшем сюжетная конкретность ранних произведений («Заморские гости», 1901; «Город строят», 1902; оба в Третьяковской галерее) сменяется стремлением Р. осмыслить прошлое в его символическом созвучии с современностью, представить основные вехи в истории человечества как цепь многократных мировых катаклизмов, как эпизоды некой единой «космической» эволюции («Небесный бой», см. илл.; «Знамение», 1915, Одесский художественный музей). Зрелой (с середины 1910-х гг.) манере Р., впитавшей влияние позднего Куинджи (преобладание пейзажных мотивов, световые эффекты), воздействие «модерна» (плоскостная орнаментальность, декоративная стилизация), а также византийского и древнерусского искусства (застылость форм, иератичность стаффажных фигур), присущи усиление черт символизма, напряжённая эмоциональность образов, лапидарность выразительных средств ‒ чёткость, контурность рисунка, контрастность локальных ярких тонов (с 1906 Р. писал темперой; с 20-х гг. ‒ преимущественно синтетическими красками). К 1910-м гг. также относятся работы Р. в области театрально-декорационной живописи (оформление балета «Весна священная» И. Ф. Стравинского, 1913, оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, 1914, ‒ в Русских сезонах С. П. Дягилева) и монументального искусства (эскизы для церковных росписей и мозаик, например в церкви святого Духа в Талашкине, 1914, а также для майоликовых фризов и живописных панно в частных особняках).

    С 1918 Р. жил за рубежом (в начале 20-х гг. в основном ‒ в США; с 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно ‒ в Индии). Совершил 2 большие экспедиции (1924‒28 и 1934‒35) по Центральной и Восточной Азии. Особенно ценна по собранным археологическим и этнографическим материалам была 1-я экспедиция (совместно с женой Е. И. Рёрих и сыном Ю. Н. Рёрихом), дважды пересекшая Центральную Азию из Индии в Сибирь (через Сикким, Кашмир, Гималаи, Каракорум, Таримскую впадину, Джунгарию к озерам Зайсан и Омску) и из Монголии в Индию (через Цайдам, Тибет и Гималаи). Во время пребывания в СССР (1926) посетил Москву, а также Алтай. Центром изучения археологических и этнографических материалов в 1929‒42 являлся институт гималайских исследований («Урусвати»), основанный Р. в Нагаре совместно с сыном Ю. Н. Рёрихом. Для живописи Р. 20‒40-х гг. (монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символические композиции) характерны эпическое звучание, величественность и романтическая приподнятость образов, впечатляющая острота и вместе с тем ясность форм, особое богатство цветовых эффектов («Гуга Чохан», 1931, Третьяковская галерея; «Знаки Гэсера», 1940, «Гималаи. Нанда-Деви», 1941, «Тибет. Монастырь», 1942, «Помни», 1945, все 4 произведения ‒ в Русском музее). Некоторым работам Р. этого периода присущ усложнённый, нередко претенциозный аллегоризм замысла (что обязано своеобразному мировоззрению Р. с его близостью к буддийской философии, его утопическим надеждам на глобально-мессианскую роль искусства).

    С 20-х гг. Р. вёл обширную просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на основе выдвинутого им так называемого Пакта Р. в 1954 в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и СССР). Известны патриотические выступления Р. во время Великой Отечественной войны 1941‒45. Значителен вклад Р. в культурное сближение советского и индийского народов. Болезнь не дала Р. возможности вернуться на Родину. Более 400 произведений, исполненных им в Индии, было передано в музеи СССР.

    Соч.: Письмена, М., 1974; Из литературного наследия, М., 1974; Алтай ‒ Гималаи, М., 1974.

    Лит.: Рерих, П., 1916; Князева В. П., Н. К. Рерих, 1874‒1947, Л. ‒ М., 1963; её же, Н. Рерих, М., 1968; Беликов П., Князева В., Рерих, М., 1972; Полякова Е., Н. Рерих, [М.], 1973.

    В. А. Марков.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    РЕРИХ Николай Константинович (1874-1947) - российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Отец востоковеда Ю. Н. Рериха и художника С. Н. Рериха. Член "Мира искусства". С 20-х гг. жил в Индии. Эмоциональные, красочно-декоративные композиции, навеянные историей Др. Руси ("Гонец", 1897), индийской и тибетской природой и мифологией ("Помни", 1945). Рерих рассматривал историю и природу как процесс единой "космической эволюции". В 1924-28 совместно с Ю. Н. Рерихом и в 1934-35 совершил экспедиции в Индию, Китай, Монголию и другие страны центр. и Вост. Азии (книги "Сердце Азии", 1929, "Врата в будущее", 1936). Инициатор движения в защиту памятников культуры (в 1954 заключен Международный пакт Рериха по охране культурных ценностей); основал Институт гималайских исследований в Нигаре - "Урусвати" (1929-42; совместно с Ю. Н. Рерихом). Сборник стихов "Цветы Мории", 1921; прозаические книги эссеистского и дневникового характера: "Пути Благословения", 1924, "Твердыня Пламенная", 1932, "Нерушимое", 1936, "Алтай-Гималаи", на русском языке - 1974, и др. В Москве создан Международный центр Рерихов (1992; преобразован из Советского фонда Рерихов).РЕРИХ Николай Константинович РЕРИХ Святослав Николаевич (1904-93) - живописец, почетный член АХ СССР (1978). Сын Н. К. Рериха. Жил в Индии. Писал портреты, пейзажи ("Гималаи. Закат солнца", 1937), символические композиции, стилистически близкие поздним произведениям отца.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Философская энциклопедия

    РЕРИХ Николай Константинович

    РЕРИХ Николай Константинович (27 сентября (9 октября) 1874, Петербург — 13 декабря 1947, Куху, Индия] — философ, художник, писатель. По окончании гимназии (1893) поступает сразу в два учебных заведения Петербурга — Академию художеств и на юридический факультет университета. В 1897 оканчивает академию. Осенью 1901 женится на Е. И. Шапошниковой. С 1909 — действительный член Академии художеств. С 1910 — председатель общества “Мир искусства”. С 1916 жил в Сердоболе (Сортавала). В течение года семья Рерихов живет в Лондоне, затем переезжает в США. В 1923 переезжает во Францию, а потом в Индию. Начинается путешествие по маршруту Индия— Гималаи— Тибет—Алтай— Монголия— Китай— Тибет— Индия (с 1923 по 1928). Был собран гигантский этнографический, зоологический, лингвистический и религиеведческий материал. Для его разработки был создан Институт гималайских исследований “Урусвати”. В 1929 Рерих обращается к мировому сообществу с инициативой по заключению международного правового пакта о защите культурных ценностей при вооруженных столкновениях (т. н. Пакт Рериха). Но лишь в 1954 была принята на основе Рериховского пакта Гаагская конвенция 1954 о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Живя за границей, Рерих всегда оставался патриотом своей страны. Во время своего центральноазиатского путешествия он совершил в 1926 поездку в Москву, где встречался с Чичериным; Крупской, Луначарским и передал им послание махатм— духовных учителей Востока. Вплоть до кончины Рерих стремился вернуться на Родину.

    Духовное учение, провозглашенное Е. И. и Н. К. Рерихами, носит название Агни-Йога (или “Живая Этика”), В ее основе лежит идея закономерной эволюции Космоса, органической составной частью которого является эволюция человека и всего человечества в целом. Смыслом эволюции человечества является духовное просветление и духовное совершенствование, выход из-под власти узкоматериальных интересов ради духовно-космического творчества и сотворчества. Основой духовной эволюции земной цивилизации должен стать универсальный синтез западной и восточной культуры, науки и религии. Рерих утверждает свободу каждого человека в деле собственного жизнеустроения, но одновременно и его исключительную ответственность за судьбу целостного Живого Космоса, пронизанного огненной субстанцией мысли и потому всем существом своим отзывающегося на каждую нашу светлую (или дурную) мысль. Человек несет в себе “искру” великих мыслеогненных космических энергий. Важнейшим фактором проявления и творческого приращения человеческого духа на Земле является культура. Поэтому сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры является важнейшей задачей земного сообщества.

    Соч.: Цветы Мории. Берлин, 1921; Пути благословения. Рига, 1924; Нерушимое. Рига, 1934; Врата в будущее. Рига, 1936; Из литературного наследия. М., 1974; Алтай—Гималаи. М., 1974; Избранное. М., 1979; Зажигайте сердца. М., 1990.

    Лит.: Эрнст С. Н. К. Рерих. Пг, 1918; Дмитриева Н. Н. К. Рерих. М., 1958; Беликов П. Ф.. Князева В. П. Рерих. М., 1972.

    А. В. Иванов

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    Рёрих Николай Константинович

    Рерих (1874—1947), живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Член «Мира искусства». С 20-х гг. жил за рубежом. Композиции, навеянные историей Древней Руси («Гонец», 1897), индийской и тибетской природой и мифологией («Помни», 1945), отличаются напряжённой эмоциональностью, лапидарностью выразительных средств, аллегоризмом замысла. Рёрих рассматривал историю и природу как процесс единой «космической эволюции». В 1924—28 совместно с Ю. Н. Рёрихом и в 1934—35 совершил экспедиции в Индию, Китай, Монголию и другие страны Центральной и Восточной Азии (книги «Сердце Азии», 1929, «Врата в будущее», 1936). Инициатор движения в защиту памятников культуры (в 1954 заключён Международный пакт Рёриха по охране культурных ценностей); основал Институт гималайских исследований в Нигаре — «Урусвати» (1929—42; совместно с Ю. Н. Рёрихом). Сборник стихов «Цветы Мории», 1921; книги эссеистского и дневникового характера: «Пути Благословения», 1924, «Твердыня Пламенная», 1932, «Нерушимое», 1936, «Алтай — Гималаи», на русском языке — 1974, и др. В Москве создан Международный центр Рёрихов (1991; преобразован из Советского фонда Рёрихов).

    * * *

    РЕРИХ Николай Константинович

    РЕ́РИХ Николай Константинович [27 сентября (9 октября) 1874, Петербург — 13 декабря 1947, Наггар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия], русский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель, философ-мистик. Один из самых ярких и популярных мастеров русского символизма(см. СИМВОЛИЗМ) и модерна(см. МОДЕРН), человек-легенда.

    Родился в семье нотариуса. Учился в Академии художеств (1893—1897) у А. И. Куинджи(см. КУИНДЖИ Архип Иванович), а также в студии Ф. Кормона в Париже (1900—1901). Был членом объединения «Мир искусства»(см. МИР ИСКУССТВА), занимая пост его председателя в 1910—1918.

    На рубеже веков активно занимался археологическим изучением славянских и угро-финских древностей в Петербургской, Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской губерниях. В 1899—1904 написал большой цикл архитектурно-исторических живописных этюдов Пскова, Ростова Великого, Смоленска, Изборска и др. русских городов; в национальной романтике этих образов, своей красочной лепкой проникновенно воссоздающих фактуру древних пейзажей и построек, органично соединил археологию с искусством. Охрана памятников старины становится для него насущной философской проблемой, обеспечивающей верную историческую перспективу, «искания будущей жизни» (как он пишет в очерке «Иконы», 1910).

    Начало пути

    В исторических картинах молодого мастера [«Гонец» («Восста род на род»), 1897; «Заморские гости», 1901; «Город строят», 1902; «Бой», 1906; все — Третьяковская галерея] палитра со временем становится все ярче, эпизоды минувшего претворяются в подобия символических откровений о судьбах мировых культур, являющих свои общие архаические корни. Историческое развитие все чаще предстает как цепь вселенских катаклизмов («Небесный бой», 1912, Русский музей, — где грозная игра тяжелых облаков словно дублирует битву на земле), средоточием образов нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея; «Три радости», 1916, Русский музей).

    Свои феерические красочные видения художник плодотворно воплощает и в сценографии (оформление спектаклей: «Пер Гюнт» Г. Ибсена (1912, в Московском Художественном театре), «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1912, неосуществленная постановка), «Весна священная» И. Ф. Стравинского (1913, антреприза С. П. Дягилева(см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович)в Париже), «Князь Игорь» А. П. Бородина (1914, антреприза Дягилева в Лондоне). В этот период Рерих также активно работает и в монументально-декоративном искусстве, став одним из самых ярких представителей «церковного модерна», обновляющего традиционную византийскую иконографию. Однако наиболее крупные его монументальные работы — росписи церкви св. Духа в Талашкине(см. ТАЛАШКИНО) под Смоленском (1911—14, с композицией «Царица Небесная на берегу Реки Жизни», где мастер соединил христианскую и древнеязыческую природную символику), а также панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве (1915—16) не сохранились.

    Литературное творчество

    На смену ранним археологическим научным публикациям и художественно-критическим обзорам Рериха приходит его зрелое литературное творчество, представленное в первом (и единственном) томе собрания сочинений (1914) и сборнике стихов «Цветы Мории» (1921). Он создает свои (по выражению М. Горького) «письмена» об исторических судьбах Востока и Запада, их глубинной взаимосвязи, обращаясь к самым различным жанрам — к сказке, легенде и притче, поэме и былине, философскому эссе, дидактической проповеди, наконец, к поэтическим комментариям о собственных картинах.

    Трансгималайская экспедиция

    После Октябрьской революции у Рериха устанавливается достаточно сложное и противоречивое отношение к новой власти. С одной стороны, он резко осуждает революционное насилие и вандализм, с другой стороны принимает все случившее с Россией как знамение исторических судеб, неизбежную мировую катастрофу — и стремится наладить сотрудничество с большевиками. С 1920 он живет за рубежом. С 1923 начинает из Сиккима свою знаменитую Трансгималайскую экспедицию с целью исторического, этнографического и топографического исследования Внутренней Азии. Постоянно находясь на скрещении геополитических интересов различных государств, Рерих в процессе экспедиции закрепляет свой все более значительный международный авторитет — в роли своего рода мирового посредника. В 1925 он через Синцзян приезжает в Москву и передает советским руководителям «послание махатм», духовных учителей Востока, в котором приветствуются социалистические преобразования в России. В 1926—28 через Алтай, Монголию и Тибет возвращается в Сикким. Для обработки результатов экспедиции и дальнейших изысканий — как гуманитарных, так и естественнонаучных — Рерих в 1929 учреждает Институт гималайских исследований (или Институт Урусвати — от санскритского слова, означающего «утренняя заря») в долине Кулу (Западные Гималаи), сделав его постоянной своей резиденцией. Духовным итогом путешествий по Внутренней Азии стали книги «Алтай-Гималаи» (1927), «Сердце Азии» (1929) и «Шамбала» (1930).

    Классический художественный стиль Рериха

    Но гораздо более известны живописно-художественные итоги этих лет. В конце 1910—20-х гг. закрепляется классический стиль Рериха-художника. Обладая фантастическим трудолюбием, он (работая теперь почти исключительно темперой) пишет сразу несколько картин, которые слагаются в единые циклы, «подчиненные одной сущности», «спаянные в незыблемом соответствии красок и формы» как «ожерелья из самоцветов» (по его собственным словам из притчи «Пламя», 1918). Сквозь сильные, яркие по цвету, как бы «космические» образы величественной природы, древних монастырей и символических монументов (наскальные знаки, оживающие фигуры богов и героев) проступают религиозно-буддийские или фольклорные лейтмотивы — Будды-Майтрейи как олицетворения грядущего всесовершенного мирового порядка или Гэсэра, воина-освободителя из монгольского эпоса. Горные вершины воспринимаются как монументальная граница Шамбалы, мистического царства справедливости с царями-жрецами. Лишь одним из многих примеров может служить цикл «Майтрейя», который Рерих в 1926 подарил М. Горькому (Нижегородский художественный музей).

    Все больше сил Рерих — вместе с женой, Е. И. Шапошниковой(см. РЕРИХ Елена Ивановна), создавшей в 1920—30-е гг. учение Агни-Йоги («Огненной йоги»), — отдает теософии(см. ТЕОСОФИЯ), понимаемой не только как мистическое, но и как общественное движение. Последователей Рериха во многих странах мира увлекает провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди он издает в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933), а мистическое кредо живописно выражает в картинах «Матерь Мира» (1924) и «Мадонна Орифламма» («Владычица Знамени Мира», 1933). Культуроохранительные идеи Рериха, идеи «Мира через Культуру» воплощаются в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, заключенной в Гааге в 1954.

    Продолжая активно работать как живописец, Рерих в поздний свой период пишет также и огромные циклы автобиографических очерков — «Листы дневника» (1934—35) и «Моя жизнь» (1936—47). Поддерживая дружеские связи с выдающимися деятелями индийской культуры — в т. ч. с Р. Тагором и Дж. Неру — он вносит большой вклад в развитие русско-индийских отношений.

    Среди верных соратников мастера были его жена Е. И. Шапошникова, а также сыновья, востоковед Ю. Н. Рерих(см. РЕРИХ Юрий Николаевич) и художник С. Н. Рерих(см. РЕРИХ Святослав Николаевич). Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве (с 1992) существует Международный Центр Рерихов. Ряд наиболее значительных книг Рериха в последнее время переиздан.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Большой Энциклопедический словарь

    РЕРИХ Николай Константинович
    РЕРИХ Николай Константинович (1874-1947) - российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Отец востоковеда Ю. Н. Рериха и художника С. Н. Рериха. Член "Мира искусства". С 20-х гг. жил в Индии. Эмоциональные, красочно-декоративные композиции, навеянные историей Др. Руси ("Гонец", 1897), индийской и тибетской природой и мифологией ("Помни", 1945). Рерих рассматривал историю и природу как процесс единой "космической эволюции". В 1924-28 совместно с Ю. Н. Рерихом и в 1934-35 совершил экспедиции в Индию, Китай, Монголию и другие страны центр. и Вост. Азии (книги "Сердце Азии", 1929, "Врата в будущее", 1936). Инициатор движения в защиту памятников культуры (в 1954 заключен Международный пакт Рериха по охране культурных ценностей); основал Институт гималайских исследований в Нигаре - "Урусвати" (1929-42; совместно с Ю. Н. Рерихом). Сборник стихов "Цветы Мории", 1921; прозаические книги эссеистского и дневникового характера: "Пути Благословения", 1924, "Твердыня Пламенная", 1932, "Нерушимое", 1936, "Алтай-Гималаи", на русском языке - 1974, и др. В Москве создан Международный центр Рерихов (1992; преобразован из Советского фонда Рерихов).---РЕРИХ Николай Константинович РЕРИХ Святослав Николаевич (1904-93) - живописец, почетный член АХ СССР (1978). Сын Н. К. Рериха. Жил в Индии. Писал портреты, пейзажи ("Гималаи. Закат солнца", 1937), символические композиции, стилистически близкие поздним произведениям отца.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: