Словарь Брокгауза и Ефрона

    известный русский скульптор, родился в 1794 году, умер в 1855 году в С.-Петербурге. Первоначально учился скульптуре у своего отца, затем у Трескорна и в Академии художеств. В 1820 г. поселился в Москве, где продолжал свое художественное образование под руководством Тимофеева и завел собственную скульптурную мастерскую. В 1836 году получил звание неклассного художника, в 1840 г. — звание академика, а в 1842 г. назначен профессором второй степени при Академии художеств. Из его скульптурных произведений укажем: скульптурные украшения Тверских триумфальных ворот в Москве; барельефы: "Крещение св. Владимира", "Поклонение волхвов" и "Исаакий Далматский" для фронтонов Исаакиевского собора. Бронзовая статуя имп. Павла I-го, бюст К. Брюллова, статуя Венеры (в Эрмитаже), "Геркулес, поражающий гидру", статуи: императрицы Марии Феодоровны и вел. кн. Александры Николаевны.

    В. Ч.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Витали Иван Петрович [1794, Петербург, ‒ 5(17).7.1855, там же], русский скульптор. Монументалист и портретист. Учился у отца ‒ Пьетро В., в мастерской П. Трискорни (по другим источникам ‒ у А. Трискорни) и как вольноприходящий в петербургской АХ. С 1818 жил в Москве. Произведения В. московского периода монументальной обобщенностью форм и уравновешенностью композиционно-пространственных построений близки русской скульптуре 1-й четверти 19 в. (колесница Славы и рельеф «Освобождение Москвы» для Триумфальных ворот, чугун, 1829‒34; скульптура фонтанов ‒ на Лубянской площади, ныне перед зданием Президиума АН СССР, и на Театральной площади, ныне площади Свердлова, ‒ оба бронза, 1835). С 1841 жил в Петербурге (с 1842 ‒ профессор АХ), работая главным образом над скульптурным оформлением Исаакиевского собора (с учениками и сотрудниками своей мастерской В. исполнил свыше 300 статуй и рельефов). Этот цикл, выполненный с огромным размахом, лишён, однако, классицистической простоты и ясности, органической слитности с архитектурой, характерных для работ В. московского периода. В. выполнил также декоративную скульптуру для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца в Москве (цинк, 1848‒49). В портретных бюстах В. стремление к точной фиксации облика современника обычно сочетается с отвлеченно-идеальной схемой классицизирующего портрета (портреты К. П. Брюллова, гипс, 1836, Научно-исследовательский музей АХ СССР, Ленинград, и А. С. Пушкина, мрамор, 1837, Всесоюзный музей А. С. Пушкина, г. Пушкин). Для творчества В. 1840-х гг. характерны ещё большая конкретность облика человека и тяготение к романтической взволнованности образов. См. илл.

    Лит.:

    Якирина Т. В., Одноралов Н. В., Витали. 1794‒1855, Л. ‒ М., 1960.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ВИТАЛИ Иван Петрович (1794-1855) - российский скульптор. Представитель классицизма (фонтан на Театральной площади в Москве, 1835). Точные по характеристике портретные бюсты ("А. С. Пушкин", 1837).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Вита́ли Иван Петрович

    (1794—1855), российский скульптор. Мастер классицистической декоративной пластики (скульптурное убранство Триумфальных ворот, 1829—34, и фонтана на Театральной площади в Москве, 1835). Точные по характеристике портретные бюсты («А. С. Пушкин», 1837).

    * * *

    ВИТАЛИ Иван Петрович

    ВИТА́ЛИ Иван Петрович (1794—1855), русский скульптор. Представитель классицизма(см. КЛАССИЦИЗМ) (фонтан на Театральной площади в Москве, 1835). Точные по характеристике портретные бюсты («А. С. Пушкин», 1837).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: