Большая Советская энциклопедия

    две тональности противоположного наклонения (См. Наклонение), тоники которых строятся на одной и той же ступени. Например, О. т. С-dur и с-moll имеют общий основной тон лада — звук С, по которому они и получают свои названия. Эстетически О. т. с наибольшей силой воплощают противоположность двух основных ладов — Мажораи Минора.

    Лит.: Способин И. В., Элементарная теория музыки, 6 изд., М., 1973.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ОДНОИМЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ - две тональности противоположного ладового наклонения, тоники которых строятся на одном и том же звуке (напр., до мажор и до минор).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    одноимённые тона́льности

    две тональности противоположного ладового наклонения, тоники которых строятся на одном и том же звуке (например, до мажор и до минор).

    * * *

    ОДНОИМЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

    ОДНОИМЕННЫЕ ТОНА́ЛЬНОСТИ, две тональности противоположного ладового наклонения(см. НАКЛОНЕНИЕ (в музыке)), тоники(см. ТОНИКА) которых строятся на одном и том же звуке (напр., до мажор и до минор).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальная энциклопедия

    пара тональностей противоположного наклонения, тоники к-рых строятся на одной и той же ступени. Напр., О. т. C-dur и c-moll имеют общий осн. тон лада - звук С, по названию ("имени") к-рого они и получают наименования (отсюда термин "О. т."). Осн. ладовые функции (Т, S и D) в О. т. базируются на одних и тех же ступенях звукоряда, что определяет особый характер их взаимоотношения. Эстетически О. т. с наибольшей остротой и силой воплощают противоположность двух главных ладов - мажора и минора. Термин "О. т." предполагает идентичность осн. тона, поэтому понятие "О. т." не может быть распространено на тональности, тоники к-рых строятся на разных ступенях. Так, вопреки мнению нек-рых музыковедов, неправомерно отнесение к О. т. однотерцовых тональностей. Напр., в C-dur ступень сis и тональность cis-moll нельзя считать альтерационным вариантом осн. ступени и тональности, т.к. с и сis - самостоятельные, "разноимённые" звуки.

    Литература: Способин И. В., Элементарная теория музыки, М., 1951, 1958; Mазель Л. А., О расширении понятия одноименной тональности, "СМ", 1957, No 2.Ю. Н. Холопов.

  7. Источник: Музыкальная энциклопедия



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: