Словарь Брокгауза и Ефрона

    один из наиболее выдающихся государств. деятелей царствования Александра II, род. 25 марта 1821 г. в СПб.; воспитание получил под руководством своей матери, урожденной Лутковской, женщины замечательного ума и характера; в 1839 г. с отличием кончил курс в Царскосельском лицее. С 1848 г. Г. состоял чиновником особых поручений при начальнике Главного морского штаба — кн. Меншикове, а с 1850 г. и секретарем при вел. кн. Константине Николаевиче, одним из воспитателей которого был дядя Г., Ф. С. Лутковский. По поручению кн. Меншикова Г. составил обширный очерк истории и современного положения городов Финляндии, благодаря чему выучился шведскому языку сверх англ., франц., немец. и итальянского, которыми он владел и прежде. Заслужив расположение вел. кн. Константина Николаевича, Г. сделался руководителем "Морского сборника", который в первые годы царствования Александра II играл большую роль в новом общественном движении. Здесь печатались, между прочим, труды молодых литераторов, снаряженных в различные местности России для изучения их народного и экономического быта (см. Библиография). Инициатором этой замечательной экспедиции был, по-видимому, Г., который и впоследствии, в бытность свою министром, прибегал к такому же способу исследования, да и сам еще до поступления на службу в морское ведомство путешествовал год по России для всестороннего изучения ее тогдашнего положения. Он принимал незримое, но далеко не маловажное участие в работах над крестьянской реформой, служа посредником между разными лицами и вел. князем; с тех пор самая тесная дружба соединяла Г. с Н. А. Милютиным, Ю. Ф. Самариным, К. Д. Кавелиным, Н. X. Бунге и другими участниками в разрешении крестьянского вопроса. В 1859 г. Г. назначен был статс-секретарем и членом Главного правления училищ при министерстве народного просвещения, а в дек. 1861 г. призван к управлению этим министерством. Незадолго перед тем происходили студенческие волнения, приведшие к временному закрытию СПб. унив. и выдвинувшие на первый план уже прежде осознанную необходимость нового университетского устава. Студенческие беспорядки Г. объяснял упадком научной деятельности университетов и недостатками университетской организации, уничтожавшей всякую нравственную связь между профессорами и студентами. Для пополнения персонала профессоров Г. отправил много молодых людей за границу, а руководство ими поручил Н. И. Пирогову. Для ознакомления с университетскими порядками за границей командированы были опытные лица, в том числе К. Д. Кавелин; в самой России опрошены были все лица, которые могли считаться сведущими в этом деле, а проект нового устава в переводе был обсуждаем лучшими европейскими авторитетами. Немногие из законодательных памятников имели такую обстоятельную и всестороннюю предварительную разработку, как университетский устав 1863 г., который ввел приват-доцентуру, университетское самоуправление, университетский суд над студентами, умножил число кафедр, увеличил вознаграждение профессоров. Расширены были средства университетских библиотек; основан Новороссийский унив. (1864); издан особый устав для Дерптского унив. Для поднятия научного уровня наших университетов Г. считал необходимым отменить вовсе право университетов давать чины, предоставив им только право удостаивать ученых степеней; но это предположение не осуществилось. Г. высоко поднял значение министерства нар. просв., которое до него считалось одним из второстепенных; он почти удвоил его бюджет, сократив вместе с тем непроизводительные расходы; уничтожил канцелярию министра и всю административную часть сосредоточил в переустроенном департаменте народн. просвещения. Главное правление училищ Г. преобразовал в совет министра. Во многих городах открыты при нем гимназии и прогимназии, частью вновь учрежденные, частью преобразованные из бывших уездных училищ. В 1864 г. издан был устав гимназий, который, по выражению гр. Д. А. Толстого, "положил классическое образование в основу собственно-научного университетского образования". Г. выработал обширный план правильной организации народного образования в России, но успел привести его в исполнение только отчасти. Положение 1864 г. о народных школах послужило, однако, основанием для широкого развития земской начальной школы. При Г. основан Московский публичный музей с присоединением к нему перенесенного из Петербурга Румянцевского музея, издан новый устав Николаевской главной астрономической обсерватории, состоялась передача Императорской публичной библиотеки из ведомства Императорского двора в министерство народного просвещения. Цензура перешла в 1863 г. из ведомства м-ва нар. просв. в ведомство мин. внутр. дел, но под непосредственным влиянием Г. приступлено было к выработке нового закона о печати, который и был обнародован в 1865 г. Г. был искренним поборником гласности и во все управление свое министерством никогда не стеснял свободного обсуждения вопросов, относившихся к его кругу действий. По увольнении от должности министра Г. назначен был членом Государственного совета, с 1870 г. присутствовал в департаменте государственной экономии, а с 1872 до 1876 г. — в департаменте законов. † 3 ноября 1886 г. Широко образованный, глубоко преданный преобразовательным идеям, Г. был одним из лучших представителей движения, господствовавшего с конца пятидесятых до половины шестидесятых годов в наших административных сферах. У него было много друзей, но много и врагов, которым он казался опасным даже тогда, когда сошел с политической сцены. В некоторых органах печати злобные нападения на Г. не прекращались до самой его смерти. Любопытную страницу в жизни Г. представляют его отношения к крестьянам родового села его Гулынки Пронского у. Рязанской губ. Оставшуюся за ним после надела крестьян землю Г. раздавал им в аренду не для извлечения выгоды, а чтобы привязать их к деревне и хозяйству. В 1863-65 г. он на собственные средства построил в Гулынках новый каменный храм, а в 1863 г. в том же селе основал начальное училище для мальчиков, переведенное впоследствии в особое каменное здание, с квартирами для двух учителей. При училище — физический кабинет, метеорологическая станция, две библиотеки: одною из них (5000 т.) пользуется окрестное население. Г. постоянно интересовался ходом дел в школе, состоял в переписке с ее учителями, ежегодно жертвовал в пользу ее до 1000 р. деньгами и всевозможные пособия. В 1870 г. Г. основал еще начальное училище для девочек, в особом деревянном доме. Им же открыта в Гулынках больница, с родильным приютом. Обеспечив дальнейшее существование всех этих учреждений капиталом в 12000 р., Г. передал их в ведение Пронского земства. Г. напеч. "Заметку о двух церквах при селе Гулынках" (СПб., 1873), "Заметки о лечебнице для приходящих и о двух начальных училищах при селе Гулынках" (СПб., 1874), издал соч. своего отца Вас. Мих. Г.; сообщил записку Тургенева, относящуюся к эпохе трудов по крестьянскому вопросу ("Русская старина" 1883 г., т. XL), собрал значительное число материалов для истории царствования Александра II, которые передал в Императорскую публичную библиотеку, а в библиотеку Павловского дворца передал документы, касающиеся деятельности вел. кн. Константина Павловича. Г. был одним из первых членов Русского географического общества, в котором с 1845 по 1847 г. состоял секретарем. См. материалы для биографии Г. в "Русской старине" 1887 г. № 3, 8, 9, 11; 1888 г. № 3, 6; 1889 г. № 2; в "Русском архиве" 1888 г. № 12.

    А. Я.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Головнин Александр Васильевич [25.3(6.4).1821, Петербург, — 3(15).11.1886, там же], русский государственный деятель. Сын В. М. Головнина. В 1848—59 служил в Главном морском штабе. В 50-е гг. один из руководителей журнала «Морской сборник»; принимал участие в организации экспедиций литераторов и учёных для исследования экономики и этнографии России. С декабря 1861 по апрель 1866 министр народного просвещения. С именем Г. связаны буржуазные преобразования в области просвещения и культуры (университетский устав 1863, устав гимназий 1864, цензурный устав 1865). В связи с покушением Д. В. Каракозова (1866) на Александра II ушёл в отставку, был назначен член Государственного совета. Занимался собиранием источников по истории царствования Александра II.

    Лит.: А. В. Головнин, «Русская старина», 1887, №3; Гейман В. Г. и Кочаков Б. М., Письма А. В. Головнина к Н. В. Ханыкову, «Исторический архив», 1950, т. 5; Эймонтова Р. Г., Университетская реформа 1863 г., в сборнике: Исторические записки, т. 70, М., 1961.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ГОЛОВНИН Александр Васильевич (1821-86) - российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1861). Принадлежал к группе "либеральных бюрократов". Личный секретарь великого князя Константина Николаевича, редактор "Морского сборника". В 1861-66 министр народного просвещения, провел университетские, гимназические цензурные реформы 1860-х гг.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Головни́н Александр Васильевич

    (1821—1886), государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1861). Сын В. М. Головнина. Принадлежал к группе «либеральных бюрократов». Личный секретарь великого князя Константина Николаевича, редактор «Морского сборника». В 1861—66 министр народного просвещения, провёл университетскую, гимназическую, цензурную реформы.

    * * *

    ГОЛОВНИН Александр Васильевич

    ГОЛОВНИ́Н Александр Васильевич (25 марта 1821, Санкт-Петербург — 3 ноября 1886, там же), русский государственный деятель, министр народного просвещения в 1862—66, видный деятель эпохи реформ 1860—70-х годов, почетный член Петербургской АН с 1861.

    Сын адмирала В. М. Головнина(см. ГОЛОВНИН Василий Михайлович), Александр родился очень слабым и болезненным ребенком, до пяти лет он не мог ходить и говорить. Только забота родителей помогла ему выжить. Начав учиться в домашних условиях, Александр Головнин продолжал образование в Первой Петербургской гимназии, затем в Царскосельском лицее (где учился вместе с М. В. Петрашевским(см. ПЕТРАШЕВСКИЙ Михаил Васильевич)), который окончил в 1839 первым учеником своего выпуска.

    По окончании лицея А. Головнин поступил на службу в канцелярию по управлению женскими и богоугодными заведениями. Но, как сам он признавался, учреждение это было бесполезным, и в 1843 ему удалось перейти в канцелярию министерства внутренних дел, которой управлял В. И. Даль(см. ДАЛЬ Владимир Иванович). Здесь же служили Н. И. Надеждин(см. НАДЕЖДИН Николай Иванович) и И. С. Тургенев.(см. ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич) Головнин вошел в круг либерально настроенных чиновников, которые понимали необходимость проведения реформ в России, отмены крепостного права. Молодому чиновнику покровительствовали друзья его рано умершего отца, в частности адмирал светлейший князь А. С. Меншиков(см. МЕНШИКОВ Александр Сергеевич) и воспитатель великого князя Константина Николаевича(см. КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ) адмирал Ф. П. Литке(см. ЛИТКЕ Федор Петрович). Александр Головнин был представлен великому князю Константину, дружески с ним сошелся и с 1850 стал личным секретарем Константина, который руководил морским ведомством Российской империи.

    Позднее А. В. Головнин начал редактировать «Морской сборник» — орган морского министерства, который в предреформенный период вышел за узковедомственные рамки и стал рупором либеральных идей в России. С началом царствования Александра II(см. АЛЕКСАНДР II Николаевич) его младший брат Константин стал главным инициатором проводимых реформ и неудивительно, что Александр Васильевич в 1861 был назначен управляющим министерства народного просвещения, а в 1862 министром народного просвещения России.

    За годы пребывания А.В. Головнина на посту министра была проведена университетская реформа 1863 года, которая восстановила автономию университетов, утвержден новый устав гимназий, перестроена работа самого министерства. Положение 1864 года о народных школах дало дорогу широкому развитию земской начальной школы. Министерство выделяло средства для командирования молодых ученых за границу, уделяло большое внимание подготовке учительских кадров.

    Александр Васильевич не ограничивался исключительно делами народного просвещения, под его непосредственным влиянием был разработан закон о печати 1865 года. Он пользовался большим авторитетом среди литераторов и деятелей российской культуры, оказывал им покровительство в высших эшелонах власти. С такими знаменитыми писателями, как И. С. Тургенев, Н. С. Лесков(см. ЛЕСКОВ Николай Семенович), А. Н. Островский(см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич), Н. А. Некрасов(см. НЕКРАСОВ Николай Алексеевич), Александра Васильевича связывали дружеские отношения.

    После покушения Д. В. Каракозова(см. КАРАКОЗОВ Дмитрий Владимирович) Александр II решил ужесточить внутреннюю политику. В 1866 он заменил либерального А.В. Головнина на посту министра народного просвещения реакционным графом Д. А. Толстым.(см. ТОЛСТОЙ Дмитрий Андреевич)

    Тем не менее Александр Васильевич сохранил за собой должности статс-секретаря и члена Государственного совета и по мере своих возможностей пытался продолжать работу по либерализации жизни российского общества, противодействовал прохождению реакционных законов. А. В. Головнин является автором обширных неопубликованных воспоминаний объемом в 1100 машинописных страниц, которые содержат ценнейшие сведения по отечественной истории 19 века.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: