Большая Советская энциклопедия

    Пластов Аркадий Александрович [19(31).1.1893, с. Прислониха, ныне Ульяновской области,‒ 12.5.1972, там же], советский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Учился в московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912‒1914) и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914‒17) у С. М. Волнухина (посещал также занятия А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова). Жил в родном селе. В 1920-х ‒ начале 1930-х гг. работал главным образом над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. С 1935 П. писал преимущественно жанровые картины (а также портреты), проникнутые глубоким знанием и поэтическим восприятием природы, жизни русской современной деревни и её людей. С большой проникновенностью П. прославлял благородный труд и духовную красоту советского крестьянина. Сформировавшись как художник под влиянием передвижников и мастеров Союза русских художников, П. в своём творчестве продолжал и развивал традиции русской пленэрно-жанровой живописи конца 19 ‒ начала 20 вв. Его работам свойственна непринуждённая простота композиции с расположением крупных фигур обычно на первом плане и мажорная яркость тёплых красок. Произведения: «Колхозное стадо» («На пастбище»; 1938, Свердловская картинная галерея); «Фашист пролетел» (1942), «Сенокос» и «Жатва» (оба ‒ 1945; Государственная премия СССР, 1946) ‒ все три в Третьяковской галерее в Москве; портрет плотника Ивана Лобанова (1947, собственность семьи художника, с. Прислониха); цикл картин «Люди колхозной деревни» [1951‒65; Ленинская премия, 1966; в том числе «Ужин трактористов» (1951) и «Девушка с велосипедом» (1956; обе в Иркутском областном художественном музее), «Витя-подпасок» (1951) и «Сбор картофеля» (1956; обе в Русском музее в Ленинграде), «Весна» (1954) и «Мама» (1964; обе в Третьяковской галерее)]; «Костёр в поле» (1968‒1969, Ульяновский областной художественный музей) и «Из прошлого» (1969, Третьяковская галерея) ‒ Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина (1972); иллюстрации к рассказам Чехова (акварель, карандаш, тушь, белила, 1920‒27, Литературный музей, Москва), к поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (издана в 1949), к рассказу Л. Н. Толстого «Холстомер» (акварель, гуашь, 1952‒54, Третьяковская галерея). Награжден 2 орденами Ленина, а также медалями.

    См. илл.

    Лит.: А. А. Пластов. Авт.-сост. Б. М. Никифоров, М., [1972].

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ПЛАСТОВ Аркадий Александрович (1893-1972) - российский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Пленэрные жанровые картины и пейзажи, портреты Пластова проникнуты поэтическим восприятием природы, жизни русской деревни и ее людей (цикл "Люди колхозной деревни", 1951-65). Ленинская премия (1966). Государственная премия СССР (1946).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Пла́стов Аркадий Александрович

    (1893—1972), живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Пленэрные жанровые картины и пейзажи, портреты Пластова проникнуты поэтическим восприятием природы, жизни людей русской деревни («Сенокос», 1945; «Ужин трактористов», 1951; «Весна», 1954). Иллюстрации к произведениям Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Государственная премия СССР (1946), Ленинская премия (1966).

    * * *

    ПЛАСТОВ Аркадий Александрович

    ПЛА́СТОВ Аркадий Александрович (1893—1972), российский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Пленэрные жанровые картины и пейзажи, портреты Пластова проникнуты поэтическим восприятием природы, жизни русской деревни и ее людей (цикл «Люди колхозной деревни», 1951—65). Ленинская премия (1966). Государственная премия СССР (1946).

    * * *

    ПЛА́СТОВ Аркадий Александрович [19 (31) января 1893, село Прислониха, ныне в Ульяновской области — 12 мая 1972, там же], русский художник. Мастер бытового жанра и портрета, основоположник особого направления в искусстве середины—второй половины 20 в., посвященного делам и дням русской деревни.

    К «Колхозному празднику»

    Выходец из крестьянского рода (где были и художники-иконописцы), начальное образование получил в духовной семинарии. Приехав в Москву, осваивал живописное мастерство в Строгановском художественно-промышленном училище (1912—14) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1914—17). Испытал большое влияние ряда мастеров, входивших в «Союз русских художников»(см. СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ) (прежде всего тех, кто, подобно А. Е. Архипову(см. АРХИПОВ Абрам Ефимович), были особо увлечены сельской темой), а также С. В. Герасимова(см. ГЕРАСИМОВ Сергей Васильевич). В 1932 пожар в его деревенской мастерской уничтожил практически все ранние работы Пластова.

    Он вышел на авансцену советской культурной жизни как раз тогда, когда все художественные группировки были распущены и установилась строжайшая выставочная цензура. К тому же это были заключительные годы того «великого перелома», который безжалостно сокрушил в процессе коллективизации вековые устои крестьянской жизни. Высказаться об этом в образах, естественно, можно было лишь иносказательно, но «эзопов язык», надолго вошедший в моду, не был художнику свойственен. Язык самой краски, проникновенная точность характеров и пейзажа — это был тот арсенал, которым художник сумел воспользоваться по максимуму, не нарушая складывающихся канонов социалистического реализма, но выразив практически все, что хотел сказать.

    Впрочем, ту картину, что принесла Пластову прочную известность («Колхозный праздник», 1937, Русский музей), еще никак нельзя считать триумфом искренности. Яркие, правдивые кусочки, правда характеров и обстановки вправлены тут в идеологический миф о счастливой советской деревне, которая процветает под мудрым водительством Сталина (чей портрет реет над праздником, как бы осеняя его свыше). Главные успехи мастера были впереди.

    Образы беды и надежды

    Зрелый стиль Пластова окончательно сложился в 1940-е военные годы с их тяжелыми испытаниями. В пастозной, темпераментно-импрессионистичной(см. ИМПРЕССИОНИЗМ) манере изображая своих соседей, жителей Прислонихи, художник превращает частные эпизоды их быта в поэтические символы жизни, нисколько при этом не нарушая местного колорита.

    Поэтому каждое из его наиболее значительных полотен — это, по сути, целый этап российской истории, выраженный в жанрово-будничном облике. Картина «Фашист пролетел» (1942) с убитым из нацистского самолета мальчиком-пастухом, лежащим на фоне осенних перелесков и полей, воплощает идею чудовищной противоестественности войны, равно как и скорбь обо всех бедах, обрушившихся на деревню в целом. «Жатва» (1945) с изображением крестьянской семьи за скудной полевой трапезой — еще одна печальная поэма о сельском бедствии и нищете. Напротив, мажорный «Сенокос» (1945), где группа крестьян выкашивает залитую солнцем лужайку, зримо выражает те радостные социальные чаяния, что всколыхнулись с победоносным окончанием войны. Наконец, простая сценка с голой молодухой, выскочившей из баньки на талую землю, чтобы одеть маленькую дочку («Весна», 1954, все в Третьяковской галерее), была закономерно воспринята публикой как поэтический образ надежды, сопряженной с начавшейся политической «оттепелью».

    Поздние десятилетия

    Среди лучших его послевоенных произведений — «Ужин трактористов» (1951, Иркутский художественный музей; вариант 1961 года в Третьяковской галерее) и большой, многолетний цикл портретов односельчан. «Стиль Пластова», сочетающий живописную свободу кисти с меткостью жанровых и пейзажных наблюдений, способствовал сложению целого художественного течения, поставившего в центр своих интересов русское село, его традиции и современность (литературный аналог этому — «деревенская» проза В. И. Белова(см. БЕЛОВ Василий Иванович), Б. А. Можаева(см. МОЖАЕВ Борис Андреевич), В. Г. Распутина(см. РАСПУТИН Валентин Григорьевич) и др.). Параллелям с литературой способствовал и тот факт, что Пластов плодотворно работал и как художник книги (иллюстрируя Л. Н. Толстого(см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), А. П. Чехова(см. ЧЕХОВ Антон Павлович) и других авторов).

    Общественная позиция мастера отличалась консерватизмом: он не раз выступал с резкой критикой искусства авангарда(см. АВАНГАРДИЗМ), расценивая его как «подрыв» национальной традиции. Однако сам он вошел в традицию прежде всего своим искусством, отмеченным в лучших образцах высокой степенью искренности.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Большой Энциклопедический словарь

  7. Источник: