«Свободнопоршневой генератор газа»

Свободнопоршневой генератор газа в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Свободнопоршневой генератор газа»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    безвальный мотогенератор, агрегат, обеспечивающий газовую турбину рабочим телом необходимых параметров; состоит из двигателя внутреннего сгорания (См. Двигатель внутреннего сгорания) со свободно движущимися поршнями и поршневого компрессора. Рабочее тело — горячая сжатая смесь продуктов сгорания топлива в двигателе и продувочного воздуха из Компрессора. Двигатель приводит компрессор в действие и является генератором газа. Компрессор подаёт сжатый воздух в цилиндры двигателя для их продувки и Наддува. С. г. г. с газовой турбиной (См. Газовая турбина) образуют силовую установку. Идея такой установки (состоящей из генератора газа и расширительной машины) впервые была предложена и осуществлена В. И. Гриневецким (См. Гриневецкий). Первая конструкция С. г. г. была разработана в 1922—23 советским инженером Е. Е. Лонткевичем для газотурбинной установки транспортного типа. В 1951 во Франции был выпущен первый промышленный образец С. г. г. по схеме Пескара. В С. г. г. обычно используют двухтактный дизель с прямоточно-щелевой продувкой и высоким наддувом. Продукты сгорания или их смесь с избытком продувочного воздуха поступают в ресивер, а затем в турбину. Газы на выходе из С. г. г. имеют температуру 400—550 °С и давление 0,4—0,5 Мн/м2 (4—5 кгс/см2). Эти сравнительно низкие параметры рабочего тела позволили создать дешёвую и экономичную газовую турбину мощностью 10—50 Мвм.

    Силовая газотурбинная установка с С. г. г. сочетает в себе положительные свойства дизеля и газовой турбины, и её кпд достигает 40%. На одну газовую турбину могут работать несколько С. г. г. Силовые газотурбинные установки с С. г. г. применяют в различных отраслях промышленности, на транспорте и в энергетике.

    Недостатки С. г. г.: нерациональное использование энергии на холостом ходу и малых нагрузках, громоздкие газопроводы, сложность синхронизации работы поршней.

    Лит.: Двигатели внутреннего сгорания, под ред. А. С. Орлина, 2 изд., [т. 1—4], М., 1970—73; Жуков В. С., Газотурбинные установки со свободно-поршневыми генераторами газа в энергетике, М., 1971.

    Н. Ф. Кайдаш.

    Схема силовой газотурбинной установки со свободнопоршневым генератором газа: 1 — форсунка; 2 — камера сгорания; 3 — поршень дизеля; 4 — нагнетательный клапан компрессора; 5 — выпускной клапан компрессора; 6 — поршень компрессора; 7 — буферная полость генератора; 8 — ресивер; 9 — газовая турбина; 10 — выпускные окна; 11 — продувные окна.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический политехнический словарь

    (СПГГ) - двигатель внутр. сгорания, спаренный с компрессором; выполняется в виде свободнопоршневой машины. Обычная конструкция СПГГ имеет 2 противоположно движущихся поршня, каждый из к-рых жёстко связан с поршнем компрессора. Смесь отработавших газов двигателя и сжатого воздуха компрессора служит рабочим телом газовой турбины. СПГГ с газовой турбиной - один из типов комбинир. двигателя внутр. сгорания.

  3. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь