Мурнау Фридрих Вильгельм в словарях и энциклопедиях
Мурнау (Murnau) (псевдоним; настоящая фамилия Плумпе; Plumpe) Фридрих Вильгельм [28.12.1889, Мурнау, близ Билефельда (Вестфалия), 11.3.1931, Голливуд, Лос-Анджелес], немецкий кинорежиссёр. Учился в театральной школе М. Рейнхардта, был театральным актёром и режиссёром. Первые фильмы, поставленные М., по тематике, трактовке образов и внешним выразительным средствам были близки экспрессионизму. Известность принесли ему картины «Двуликий Янус» (1920, по Р. Л. Стивенсону, в советском прокате «Тайна сэра О'Коннора»), «Носферату» (1922, по роману Б. Стокера «Дракула», в советском прокате «Вампир Носферату»), а также фильмы с участием, видного актёра Э. Яннингса «Тартюф» (1925, по Мольеру) и «Фауст» (1926, по И. В. Гёте). Лучшая работа М. «Последний человек» (1925, в советском прокате «Человек и ливрея»). В 1926 уехал в Голливуд, поставил фильмы «Восход солнца» (1927, по Г. Зудерману), «Табу» (1931, совместно с Р. Флаэрти) и др. Погиб в автомобильной катастрофе.
Лит.: Комаров С., История зарубежного кино, [2 изд.], М., 1965; Eisner L., F. W. Murnau, P., 1964.
О. В. Якубович.
Му́рнау Фридрих Вильгельм
(Murnau) (1889—1931), немецкий кинорежиссёр. Фильмы отмечены влиянием экспрессионизма: «Носферату — симфония ужаса» (1922, в отечественном прокате — «Вампир Носферату»), «Тартюф» (1926), «Последний человек» (1925, в отечественном прокате — «Человек и ливрея») и др.
* * *
МУРНАУ Фридрих ВильгельмМУ́РНАУ (Murnau) Фридрих Вильгельм (наст. фам. Плумпе) (28 декабря 1888 — 11 марта 1931), немецкий режиссер театра и кино.
C раннего детства мечтал о театре. Изучал изобразительное искусство и историю литературы в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Был принят в «Немецкий театр» М. Рейнхардта(см. РЕЙНХАРДТ Макс) — сначала актером, затем ассистентом режиссера. В годы Первой мировой войны Мурнау был военным летчиком, затем попал в Швейцарию, где работал для немецкого посольства. По возвращении в 1919 году в Германию, он попробовал свои силы в качестве кинорежиссера и дебютировал фильмом «Мальчик в голубом».
Мировая слава пришла с девятым фильмом «Носферату — симфония ужаса» (1922, в советском прокате «Вампир Носферату»). Всего Мурнау снял 22 фильма, но большая часть ранних картин: «Мальчик в голубом»; «Двуликий Янус» (1920; по мотивам «Доктора Джекилла и мистера Хайда» Р. Л. Стивенсона(см. СТИВЕНСОН Роберт Луис) ) — утеряны. Экранизируя роман Б. Стокера «Гость Дракулы», Мурнау не избежал влияния экспрессионистской стилистики, которая вошла в моду после «Кабинета доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине) и соответствовала атмосфере и сюжету. Однако он отказался от деформации предметного мира, которая поражала зрителей в «Калигари», и поместил действие «Носферату» в привычную, на первый взгляд, обстановку. Ощущение ужаса и сверхъестественности ситуаций внушалось с помощью «внутреннего зрения» главного героя, передавалось зловещими контрастами черного и белого, композицией кадра, неожиданными пластическими деталями и оригинальными техническими приемами (использование кусков негатива, вмонтированных в сцену первой встречи героя с Носферату). Экспрессионизм в этом фильме стал взглядом на действительность, выражением апокалиптического ужаса перед приближением неведомой катастрофы, идущей изнутри, из подсознания человека.
Другим шедевром, закрепившим место Мурнау в мировой киноэлите, стал его «Последний человек» (1924, по сценарию К. Майера; в советском прокате «Человек и ливрея»). Вершина немецкого направления «мещанской драмы(см. МЕЩАНСКАЯ ДРАМА)», эта лента без привычных для немого кино надписей идеально воплощала тезис Майера и его единомышленников о фильме, который выражает в движении внутренний мир переживающего драму человека. Превратив камеру в очевидца и рассказчика этой драмы, Мурнау нашел столь гибкие и разнообразные способы пластического рассказа (движение камеры, подбор актеров и даже типажей в эпизодах, съемки ручной камерой и продуманный монтаж), что этого режиссера считают предшественником О. Уэллса(см. УЭЛЛС Орсон), У. Уайлера(см. УАЙЛЕР Уильям)и М. И. Ромма(см. РОММ Михаил Ильич), которые ввели в 1930-е годы в обиход глубинную мизансцену. Экранизации «Тартюфа» Мольера и «Фауста» И. В. Гете (оба — 1926) не обладали остротой социальной тематики и эмоциональностью «Последнего человека», но оставались образцом искусства режиссера и актеров.
Переехав в 1927 в Голливуд, Мурнау выпускает там немецкий по мироощущению и экспрессионистский по стилистике «Восход солнца» (1927, сценарий К. Майера по Г. Зудерману, премия «Оскар» за художественные достоинства постановки), который резко выделяется на фоне американской продукции. В 1930 приступает к съемкам совместного с Р. Флаэрти(см. ФЛАЭРТИ Роберт) фильма «Табу», поэтического рассказа об обитателях Таити, и заканчивает его самостоятельно после конфликта со знаменитым документалистом. За неделю до премьеры жизнь Мурнау нелепо оборвалась в автомобильной катастрофе.
(наст. фам. Плумпе; 1889–1931) – нем. кинорежиссер. Пост. ф.: «Носферату – симфония ужаса» (1922, в сов. прокате «Вампир Носферату»), «Тартюф» (1926), «Последний человек» (1925, в сов. прокате «Человек и ливрея») и др.
МУРНАУ (Murnau) Фридрих Вильгельм (28. 12. 1888 — 11. 03. 1931), немецкий режиссер. Настоящая фамилия — Плумпе.
C раннего детства мечтал о театре. Изучал изобразительное искусство и историю литературы в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Был принят в «Немецкий театр» М. Рейнхардта — сначала актером, затем ассистентом режиссера. Военный летчик в годы первой мировой войны, попал в Швейцарию, где работал для немецкого посольства. По возвращении (1919) попробовал свои силы в качестве режиссера. Мировая слава пришла с девятым фильмом «Носферату — симфония ужаса» (Nosferatu·eine Symphonie Des Grauens, 1922). Большая часть картин, снятых до этого, например, «Мальчик в голубом» (Der Knabe In Blau, 1919); «Двуликий Янус» (Der Januskopf, 1920), по мотивам «Доктора Джекилла и мистера Хайда» Р. Л. Стивенсона и др., потеряны.
Экранизируя роман Б. Стокера «Гость Дракулы», Мурнау не мог избежать влияния экспрессионистской стилистики, которая вошла в моду после «Кабинета доктора Калигари» и соответствовала атмосфере и сюжету. Однако он отказался от деформации предметного мира, которая поражала зрителей в «Калигари», и поместил действие «Носферату» в привычную, на первый взгляд, обстановку. Ощущение ужаса и сверхъестественности ситуаций внушалось с помощью «внутреннего зрения» главного героя, что передавалось зловещими контрастами черного и белого, композицией кадра, неожиданными пластическими деталями и оригинальными техническими приемами (использование кусков негатива, вмонтированных в сцену первой встречи героя с Носферату). Экспрессионизм в этом фильме стал взглядом на действительность, выражением апокалиптического ужаса перед приближением неведомой катастрофы, идущей изнутри, из подполья человека.
Другим шедевром, закрепившим место Мурнау в мировой киноэлите, стал его «Последний человек» (Der Letzte Mann, 1924, по сценарию К. Майера). Вершина немецкого направления «Каммершпиле», эта лента без привычных для немого кино надписей идеально воплощала тезис Майера и его единомышленников о фильме, который выражает в движении внутренний мир переживающего драму человека. Превратив камеру в очевидца и рассказчика этой драмы, Мурнау нашел столь гибкие и разнообразные способы пластического рассказа (движение камеры, подбор актеров и даже типажей в эпизодах, съемки ручной камерой и продуманный монтаж), что этого режиссера считают предшественником О. Уэллса, У. Уайлера и М. Ромма, которые ввели в 30-е годы в обиход глубинную мизансцену. Экранизации мольеровского «Тартюфа» (Tartuff, 1926) и гетевского «Фауста» (Faust, 1926) не обладали остротой социальной тематики и эмоциональностью «Последнего человека», но оставались образцом искусства режиссера и актеров.
Переехав в 1927 в США, Мурнау выпускает там немецкий по мироощущению и экспрессионистский по стилистике «Восход солнца» (Sunrise, 1927, сценарий К. Майера по Г. Зудерману, премия «Оскар» за художественные достоинства постановки), который резко выделяется на фоне американской продукции. В 1930 приступает к съемкам совместного с Р. Флаэрти фильма «Табу» (Tabu), поэтического рассказа об обитателях Таити, и заканчивает его самостоятельно после конфликта со знаменитым документалистом. За неделю до премьеры жизнь Мурнау нелепо оборвалась в автомобильной катастрофе.
Владимир Утилов
Премия «Оскар» в номинации «Приз за художественные достоинства» за 1927/28 год
1919 МАЛЬЧИК В ГОЛУБОМ / DER KNABE IN BLAU режиссер
1919 SATANAS режиссер
1920 DER BUCKLIGE UND DIE TANZERIN режиссер
1920 ДВУЛИКИЙ ЯНУС / DER JANUSKOPF режиссер
1920 DER GANG IN DIE NACHT режиссер
1920 SEHNSUCHT режиссер
1921 SCHLOSS VOGELOD режиссер
1921 MARIZZA, GENNANT DIE SCHMUGGLERMADONNA режиссер
1922 DER BRENNENDE ACKER режиссер
1922 NOSFERATU—EINE SYMPHONIE DES GRAUENS режиссер
1922 PHANTOM режиссер
1923 DIE AUSTREIBUNG—DIE MACHT DER ZWEITEN FRAU режиссер
1923 DIE FINANZEN DES GROSSHERZOGS режиссер
1924 DER LETZTE MANN режиссер
1926 TARTUFF режиссер
1926 ФАУСТ / FAUST режиссер
1927 SUNRISE режиссер
1928 FOUR DEVILS режиссер
1930 CITY GIRL продюсер, режиссер
1931 ТАБУ / TABU режиссер, сюжет
2001 HOTEL исполнитель