«Свердловский театр оперы и балета»

Свердловский театр оперы и балета в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Свердловский театр оперы и балета»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    академический имени А. В. Луначарского. Ежегодные оперные антрепризы в городе существовали с 1907; в 1912 построено специальное театральное здание (зрительный зал на 1200 мест). После Великой Октябрьской революции театр открылся в 1919; с 1924 назывался Государственный оперный театр им. А. В. Луначарского, в 1931 получил современное название, с 1966 академический. В 1922 создана балетная труппа, первый спектакль — «Коппелия» Делиба. С середины 20-х гг. театр активно включает в репертуар произведения советских авторов [оперы — «Орлиный бунт» Пащенко (1926), «Декабристы» Золотарева (1930), «Тихий Дон» Дзержинского (1936), «Емельян Пугачев» Коваля (1943). «В бурю» Хренникова (1952), «Тропою грома» Магиденко (1959); балеты — «Гаянэ» Хачатуряна (1943), «Берег счастья» Спадавеккиа (1953), «Левша» Б. Александрова (1954)], постоянно обращаясь к творчеству уральских композиторов [оперы — «Орлёна» Трамбицкого (1934, 3-я ред. 1973), «Охоня» Белоглазова (1956), «Мальчиш-Кибальчиш» Кацман (1969) и др.; балеты — «Каменный цветок» (1944) и «Бесприданница» (1958) Фридлендера]. Среди лучших постановок разных лет: оперы — «Отелло» (1945; Государственная премия СССР, 1946) и «Симон Бокканегра» (1957) Верди, «Руслан и Людмила» Глинки (1960), «Хованщина» Мусоргского (1964), «Укрощение строптивой» Шебалина (1964), «Богема» Пуччини (1965), «Дон Жуан» Моцарта (1967), «Даиси» Палиашвили (1972), «Арабелла» Р. Штрауса (1974, впервые в СССР); балеты — «Пер Гюнт» на музыку Грига (1962), «Конёк-Горбунок» Щедрина (1964), «Спартак» Хачатуряна (1966), «Антоний и Клеопатра» Лазарева (1970), «Легенда о любви» Меликова (1971), «Собор Парижской богоматери» Пуньи, Глиэра, Василенко (1973).

    В труппе театра (1975): певцы — народная артистка РСФСР В. М. Нестягина. заслуженные артисты РСФСР М. Г. Васильева, Л. Т. Коновалова, Л. Э. Краснопольская, О. А. Агафонов, Н. Н. Голышев, Г. М. Зелюк, А. С. Шабунио; солисты балета — народная артистка СССР Н. И. Меновщикова, заслуженная артистка РСФСР — Е. Р. Гускина; педагоги-репетиторы — К. Г. Черменская, заслуженный артист Чувашской АССР А. Ф. Федоров; главный дирижёр — заслуженный деятель искусств РСФСР и Татарской АССР К. К. Тихонов, главный режиссёр — народный артист РСФСР М. Л. Минский, главный балетмейстер — М. Н. Лазарева, главный хормейстер — Н. Г. Попович, главный художник — народный художник РСФСР Н. В. Ситников. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1962).

    Лит.: Майбурова Е. В., Музыкальная жизнь Екатеринбурга, в сборнике: Из музыкального прошлого, т. 1, М., 1960; Хлесткина М. Н., Двадцать два сезона Свердловской оперы (1919—1941); там же, т. 2, М., 1965; Курлапов Н., Полвека на оперной сцене, «Урал», 1970, №12; Келлер И., Минувшее проходит предо мною..., там же, 1972, № 4; его же, Как я стал либреттистом, там же, 1973, №8; Штоколов Б. Т., «Гори, гори, моя звезда...», там же, 1972, № 5; Свердловский академический начинался так..., там же, 1972, № 10.

    М. Н. Хлёсткина.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Музыкальная энциклопедия

    (Свердловский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета им. А. В. Луначарского) - один из старейших рус. муз. т-ров, центр муз. культуры Урала. Оперные антрепризы в Свердловске существовали с 1879, с 1907 - ежегодные. В 1912 построено театр. здание (арх. В. Н. Семёнов; зрит. зал на 1200 мест). В 1912-14 т-р находился в ведении гор. театр. дирекции (пред. П. Ф. Давыдов), содержавшей труппу на обществ. средства (дирижёр С. Барбини, режиссёр А. Я. Альтшулер). С 1915 т-р снова передан частной антрепризе. В репертуаре были оперы рус. и зап.-европ. композиторов, в т.ч. "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Чародейка", "Майская ночь", "Демон", "Кармен", "Аида"; "Андре Шенье" Джордано, "Девушка с Запада" Пуччини.

    После Окт. революции 1917 была сформирована первая сов. оперная труппа, т-р открылся в 1919 оперой "Фауст". С 1924 стал именоваться Гос. оперным т-ром им. А. В. Луначарского, в 1931 получил совр. назв., с 1966 - звание академического. В 1922 пост. первый балетный спектакль - "Коппелия". С 1924 т-р включает в репертуар произв. сов. композиторов: оперы - "Трильби" Юрасовского (1924), "Орлиный бунт" Пащенко (1926), "Прорыв" Потоцкого (1929), "Декабристы" Золотарёва (1930), "Северный ветер" Книппера (1930), "Тихий Дон" (1936) и "Поднятая целина" (1937) Дзержинского, "Броненосец "Потёмкин" Чишко (1938), "Емельян Пугачёв" Коваля (1943), "Семья Тараса" (1951), "В бурю" (1952), "Богдан Хмельницкий" Даньке-вича (1954), "Тропою грома" Магиденко (1959); балеты - "Красный мак" (1928), "Бахчисарайский фонтан" (1938), "Гаянэ" (1943), "Доктор Айболит" Морозова (1948), "Пламя Парижа" (1950); "Берег счастья" Спадавеккиа (1953), "Левша" Б. А. Александрова (1954). Среди пост. классич. репертуара: оперы - "Мазепа" (1922), "Золотой петушок" (1923), "Хованщина" (1924), "Лоэнгрин" (1925), "Садко", "Снегурочка" (обе в 1926), "Валькирия" (1927); "Нерон" Рубинштейна (1927), "Турандот" Пуччини (1928), "Аида", "Борис Годунов" (обе в 1928), "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1935), "Самсон и Далила", "Евгений Онегин" (обе в 1937), "Иван Сусанин" (1939), "Опричник" (1940), "Руслан и Людмила" (1942), "Отелло" (1945; Гос. пр. СССР, 1946), "Богема" (1949), "Ромео и Джульетта" (1950); "Симон Бокканегра" Верди (1955, впервые на рус. сцене), "Орлеанская дева" (1957); балеты - "Лебединое озеро" (1931), "Спящая красавица" (1937), "Жизель" (1945), "Раймонда" (1949), "Корсар" (1956). Т-р постоянно обращается к произв. уральских композиторов; пост. ораторию "Поэма об Урале" Фролова (1932), оперы - "Овод" (1929), "Орлёна" (1934, 3-я ред. 1973) и "Гроза" (1943, 2-я ред. 1957) Трамбицкого, "Охоня" Белоглазова (1956), "Половодье" (1962) и "Мальчиш-Кибальчиш" (1969) Кацман, "Товарищ Андрей" Гибалина (1967); балеты - "Каменный цветок" (1944, 3-я ред. 1975) и "Бесприданница" (1958) Фридлендера и др.

    К нач. 30-х гг. труппа т-ра окончательно стабилизируется. Развитию т-ра во многом способствовали певцы - Д. С. Аграновский, Я. X. Вутирас, Ф. С. Мухтарова, Д. Т. Спришевская, А. Н. Ульянов, В. Г. Ухов. В разное время в т-ре выступали: певцы - Д. Г. Бадридзе, М. И. Донец, А. А. Иванов, Ю. С. Кипоренко-Даман-ский, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, О. А. Петрусенко, Г. С. Пирогов, Н. Н. Середа, а также И. К. Архипова, А. А. Большаков, Ю. А. Гуляев, Б. Т. Штоколов; солисты балета - H. P. Млодзинская, В. А. Преображенский. Муз. руководство т-ром осуществляли дирижёры - В. В. Бердяев, Л. М. Брагинский, А. А. Людмилин, А. Э. Маргулян, А. В. Павлов-Арбенин, А. М. Пазовский, И. П. Палиев, И. О. Палицын, В. И. Пирадов, Н. А. Шкаровский, А. Д. Шморгонер, Л. П. Штейнберг; работали режиссёры - Л. В. Баратов, H. H. Боголюбов, И. И. Келлер, B. А. Лосский, С. Д. Масловская; балетмейстеры - П. К. Иоркин, В. А. Кононович, M. P. Моисеев, C. Н. Сергеев; художники - A. B. Дубровин, А. И. Константиновский, А. А. Кузьмин, В. А. Людмилин, Б. А. Матрунин.

    В 60-70-е гг. т-р уделяет много внимания произв. сов. композиторов, осуществляются также новые пост. классич. репертуара; значительно повышается художеств. уровень спектаклей. Среди пост. этих лет: оперы - "Руслан и Людмила" (1960); "Орлиное племя" Бабаева (1961), "Бравый солдат Швейк" (1962) и "Юкки" (1969) Спадавеккиа, "Заза" Леонкавалло (1962), "Обручение в монастыре" (1963); "Джоконда" Понкьелли (1963), "Укрощение строптивой" (1964), "Хованщина" (1964, в ред. Д. Д. Шостаковича), "Богема" (1965); "Анна Снегина" Холминова, "Дон Жуан" (обе в 1967); "Ромео, Джульетта и тьма" (1967), "Русская женщина" (1970), "Зори здесь тихие" (1975) Молчанова, "Дон Карлос" (1968), "Псковитянка" (1971), "Паяцы", "Даиси" (обе в 1972); "Арабелла" Р. Штрауса (1974, впервые в СССР), "Князь Игорь" (1976); балеты - "Янко-музыкант" Юровского (1961), "Пер Гюнт" на музыку Грига (1962), "Жизель", "Дон Кихот" (оба в 1963); "Конёк-Горбунок" Щедрина (1964), "Барышня и хулиган" (1964) и "Ленинградская симфония" (1968) на музыку Шостаковича, "Спартак" (1966); "Антоний и Клеопатра" Лазарева (1970), "Легенда о любви" Меликова (1971), "Сонеты" на музыку Б. Бриттена (1973), "Собор Парижской богоматери" на музыку Пуньи, Глиэра и Василенко (1973), "Коппелия" (1974); "Слуга двух господ" Чулаки (1976).

    В труппе т-ра (1977): певцы - нар. арт. РСФСР B. М. Нестягина, засл. арт. РСФСР О. А. Агафонов, М. Г. Васильева, H. H. Голышев, Л. А. Громыко, Г. М. Зелюк, Л. Т. Коновалова, Л. Э. Краснопольская, А. С. Шабунио, артисты Т. И. Бобровицкая, А. Р. Бондарец, В. В. Ефимов, А. П. Жилкин, C. В. Зализняк, Н. Т. Иванова, А. И. Кириченко, Н. С. Моисеенко, В. М. Огновенко, Н. М. Паздникова, В. Ю. Писарев, О. С. Плетенко, Э. С. Сафонова, А. В. Северянина и др.; солисты балета - засл. арт. РСФСР Е. Р. Гускина, засл. арт. Чуваш. АССР А. Ф. Фёдоров; педагоги-репетиторы - нар. арт. СССР Н. И. Меновщикова, засл. арт. РСФСР К. Г. Черменская; артисты балета - Л. А. Воробьёва, А. А. Григорьев, Е. Н. Давыдова, Н. А. Ильченко, М. П. Окатова, Н. В. Остапенко, Ю. И. Супрунов и др.; гл. дирижёр - засл. деят. иск-в РСФСР и Тат. АССР К. К. Тихонов, дирижёр - засл. арт. Казах. ССР Е. В. Манаев, гл. режиссёр - нар. арт. РСФСР М. Л. Минский, гл. балетмейстер - М. Н. Лазарева, гл. хормейстер - Н. Г. Попович, гл. художник - нар. худ. РСФСР Н. В. Ситников. Т-р гастролирует во мн. городах Сов. Союза. В 1962 награждён орденом Трудового Красного Знамени.

    Литература: Боголюбов H. H., Полвека на оперной сцене, М., 1957; его же, Шестьдесят лет в оперном театре. Воспоминания режиссёра, (М.), 1967, с. 272-79; Mайбурова Е. В., Музыкальная жизнь Екатеринбурга, в кн.: Из музыкального прошлого. Сб. очерков, ред.-сост. Б. С. Штейнпресс, в. 1, М., 1960; Хлёсткина M. H., Двадцать два сезона Свердловской оперы (1919-1941), там же, в. 2, М., 1965; Лемшев С., Путь к искусству, М., 1968, с. 78-87; Келлер И., Минувшее проходит предо мною..., "Урал", 1972, No 4; Свердловский академический начинался так..., там же, 1972, No 10; Вутирас Я. X., О друзьях-товарищах, там же, 1973, No 4, 1974, No 10.M. H. Хлёсткина.

  3. Источник: Музыкальная энциклопедия