Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Полянское) — село Вятской губернии, Малмыжского у., с пристанью на р. Вятке. Торговый пункт, с 32 лавками и еженедельными базарами. Жителей 763; школа.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    город (до 1942 — посёлок) в Кировской области РСФСР, пристань на р. Вятка. Железнодорожная станция на линии Казань — Агрыз. 33 тыс. жителей (1970). Машиностроительный завод (выпускает мотороллеры «Вятка», коляски к мотоциклам), мясокомбинат, маслозавод, производство мебели. Механический техникум.

    Лит.: Города Кировской области, Киров, 1968; Шнайдер С. С., Город Вятские Поляны, Киров, 1968.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ВЯТСКИЕ ПОЛЯНЫ - город (с 1942) в Российской Федерации, Кировская обл., пристань на р. Вятка. Железнодорожная станция. 46 тыс. жителей (1992). Машиностроительный завод; деревообрабатывающая, пищевая промышленность. Известен с 1595.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Вя́тские Поля́ны

    город (с 1942) в России, Кировская область, пристань на р. Вятка. Железнодорожная станция. 42,3 тыс. жителей (1998). Машиностроительный завод; деревообрабатывающая, пищевая промышленность. Исторический музей. Известен с 1595.

    * * *

    ВЯТСКИЕ ПОЛЯНЫ

    ВЯ́ТСКИЕ ПОЛЯ́НЫ, город в Российской Федерации, Кировская обл., расположен в Приуралье, на высоком правом берегу р. Вятка(см. ВЯТКА (река)), в ее нижнем течении, в 350 км к юго-востоку от Кирова. Пристань. Железнодорожная станция на линии Казань — Агрыз. Аэропорт. Районный центр. Население 42,0 тыс. человек (2001). Основан в 1596. Город с 1942.

    Основные промышленные предприятия: машиностроительный завод, ОАО «Вятскополянский завод «Молот» (производство колясок к мотоциклам, автоприцепов и др.). Кирпичный завод, ОАО «Домостроитель», мясокомбинат «Стратег», маслодельный завод, хлебозавод, маслохолодильник, птицефабрика и др. В районе обнаружены месторождения известняка, гравия, строительного камня, песка, глины, торфа и др.

    Основан как вотчина Вятского Успенского монастыря (Рождественский монастырь, просуществовал до 1764. Вокруг него разрослось село Вятская Поляна, ставшее в 17 в. оживленным центром торговли хлебом и лесом. Из промыслов были наиболее развиты деревообработка и кирпичное производство. С середины 19 в. возросло значение Вятских Полян как речной пристани. Пристань и значительная часть пароходства находились в руках владельца Т. Ф. Булычева и его компании. В 1915 была проложена железнодорожная ветка Москва — Екатеринбург, заметно оживившая транспортные и торговые связи с промышленными центрами Поволжья и Урала. В конце 19 — начале 20 вв. название села получает форму Вятские Поляны. В 1938 село преобразовано в рабочий поселок, а в 1942 — в город.

    В Вятских Полянах работают исторический музей и дом-музей конструктора автоматического оружия Г. С. Шпагина(см. ШПАГИН Георгий Семенович).

    Памятники архитектуры: Николаевская церковь (1826). В 17 км от Вятских Полян, в селе Суши, находится деревянная Архангельская церковь (1733).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Города России

    В Кировской области, областного подчинения, в 350 км к юго-востоку от Кирова. Расположен в Приуралье, на высоком правом берегу р. Вятка, в её нижнем течении (пристань). Железнодорожная станция на линии Казань - Агрыз. Аэропорт. Население 46,0 тыс. человек (1992; 38,1 тыс. в 1979).

    До середины XVI в. на месте В. П. находилось небольшое удмуртское село Ошторма-Бодия. После победы Русского государства над Казанским ханством в 1552 начинается освоение Вятского края русскими. В 1596 в районе В. П. был построен Рождественский монастырь, вокруг которого разрослось поселение, ставшее в XVII в. оживлённым центром торговли хлебом и лесом. Из промыслов были наиболее развиты деревообработка и кирпичное производство. С середины XIX в. возросло значение В. П. как речной пристани. Пристань и значительная часть пароходства находились в руках владельца Т. Ф. Булычёва и его компании. В 1915 через село прошла железная дорога Москва - Екатеринбург, заметно оживившая транспортные и торговые связи с промышленными центрами Поволжья и Урала. В 1938 село В. П. было преобразовано в рабочий посёлок; город - с 1942.

    В современных В. П. - машиностроительный завод (производство колясок к мотоциклам, автоприцепов и др.); предприятия деревообрабатывающей и пищевой промышленности. Исторический музей. Дом-музей конструктора автоматического оружия Г. С. Шпагина.Литература: Шнайдер С. С., Город Вятские Поляны, Киров, 1968.

  9. Источник: Города России



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: