Большая Советская энциклопедия

    оппортунистическая националистическая теория, выдвинутая в начале 20 в. некоторыми деятелями австрийской социал-демократии и являвшаяся составной частью Австромарксизма. Эта теория претендовала на разрешение национального вопроса (См. Национальный вопрос) в условиях австро-венгерского многонационального буржуазно-феодального государства без ликвидации его социальной основы. Наиболее видными представителями этой теории были К. Реннер и О. Бауэр, хотя независимо от них аналогичные взгляды с некоторыми вариациями возникли также и у словенских социал-демократов (Э. Кристан и др.).

    Наиболее полно теория К.-н. а. сформулирована Бауэром в книге «Национальный вопрос и социал-демократия» (1907, рус. пер. 1909). «Все нации, — писал Бауэр, — где бы они ни жили, всегда составляли бы корпорации, самостоятельно заведующие своими национальными делами. В одном и том же городе жили бы рядом, друг другу не мешая, две или несколько наций, которые спокойно развивали бы формы своего национального самоуправления, строили бы свои образовательные учреждения...» (указ. работа, СПБ, 1909, с. 368).

    Основой К.-н. а. была ошибочная теория нации (См. Нация) как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы. В теории К.-н. а. нация отрывалась от занимаемой территории, игнорировался раскол нации на противоположные классы. К.-н. а. сводила решение национального вопроса лишь к достижению национального самоуправления, ограниченного вопросами культуры, школы и языка, оторванными от политической борьбы классов. На деле это означало бы изоляцию, разобщение различных частей пролетариата по национальному признаку, подчинение его буржуазии.

    Разоблачая оппортунистический характер теории К.-н. а., В. И. Ленин критиковал также попытки перенести её на почву многонационального Российского государства, подменить ею принципы интернационализма. Пятнадцать работ Ленина (написанных в 1913—14) содержат критику австрийских и российских сторонников К.-н. а., бундовцев, меньшевиков, буржуазных идеологов и политиков. Ленин показал несостоятельность теории К.-н. а. и с позиций последовательного интернационализма доказал, что «... пропаганда ее является проповедью утончённого национализма» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с, 342). Ленин констатировал, что теория К.-н. а. возникла из идеалистической концепций нации узкого круга социал-демократических лидеров и не имела никакого шанса на осуществление. «В Австрии культурно-национальная автономия осталась в значительной степени литераторской выдумкой, которую не взяли всерьез сами австрийские социал-демократы» (там же, с. 135). Ленин указал также, что теорию К.-н. а. породило отчаяние её авторов, не видевших возможности решения национальной проблемы в Австро-Венгрии на пути подлинно революционной борьбы. В этой связи Ленин писал: «Только на востоке Европы, в отсталой феодальной, клерикальной, чиновничьей Австрии, где всякая общественная и политическая жизнь застопорена мизерно-мелкой дракой (даже хуже: сварой, потасовкой) из-за языков, возникла эта идея отчаявшегося мелкого буржуа» (там же, с. 176).

    Утопичность теории К.-н. а. была настолько велика, что несмотря на значительное идеологическое влияние Реннера и Бауэра в австрийской социал-демократии, она не приобрела характера партийного документа (см. Брюннская программа). В то время как Реннер продолжал исповедовать теорию К.-н. а., Бауэр под давлением реальной действительности начал фактически менять свои позиции, не отказываясь формально от К.-н. а., выдвигал лозунг территориальной автономии, а почти накануне распада Австро-Венгрии в 1918 выдвинул лозунг самоопределения наций с правом отделения. Т. о., теория К.-н. а. продемонстрировала свою теоретическую и практическую несостоятельность.

    Лит.: Ленин В. И., Рабочий класс и национальный вопрос, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23; его же, Тезисы по национальному вопросу, там же; его же, О «культурно-национальной» автономии, там же, т. 24; его же, О национальной программе РСДРП, там же; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же; его же, О праве наций на самоопределение, там же, т. 25; Сталин И. В., Марксизм и национальный вопрос, Соч., т. 2, М., 1946.

    В. М. Турок.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ - право национальных меньшинств в многонациональных государствах на самоуправление в сфере собственной культуры (язык и школа, литература и искусство, печать и т. п.). Впервые принципы культурно-национальной автономии выдвинуты в нач. 20 в. К. Реннером, О. Бауэром и другими деятелями австрийской социал-демократии.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия юриста

    КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ; КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ - в конституционном праве предоставление какой-либо обособленной этнической общности, составляющей меньшинство в данном государстве, определенной самостоятельности в вопросах организации образования и других форм культурной жизни (право создания национальных школ, библиотек, театров и т.д.). К.а. распространяется не на какую-либо конкретную территорию, а на всех представителей определенной национальности. К.а. реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации (например, Союз российских немцев в РФ). В Бельгии К.а. осуществляется через особые сообщества (фламандское, валлонское и немецкое) -

    один из двух видов субъектов бельгийской федерации.

  5. Источник: Энциклопедия юриста



  6. Энциклопедический словарь

    культу́рно-национа́льная автоно́мия

    право национального меньшинства в многонациональных государствах на самоуправление в сфере собственной культуры (язык и школа, литература и искусство, печать и т. п.). Впервые принципы культурно-национальной автономии выдвинуты в начале XX в. К. Реннером, О. Бауэром и другими деятелями австрийской социал-демократии.

    * * *

    КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ

    КУЛЬТУ́РНО-НАЦИОНА́ЛЬНАЯ АВТОНО́МИЯ, (национально-культурная автономия, культурная автономия) — в конституционном праве(см. ПРАВО (система норм)) предоставление этнической общности, составляющей меньшинство в государстве, самостоятельности в вопросах организации образования и культурной жизни: право создания национальных школ, библиотек, театров. Культурно-национальная автономия является статусом этнических групп, который определяется законом. Это государственно-правовая форма разрешения национальных противоречий в многонациональном государстве. Культурно-национальная автономия является формой самоорганизации лиц одной национальности, создается для выражения своих национальных, духовных, культурных, образовательных интересов. Она строится на экстратерриториальной основе, распространяется не на конкретную территорию, а на всех представителей национальности. Культурно-национальная автономия реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации.

    Идеи культурно-национальной автономии были разработаны в конце 19 — начале 20 века в Австро-Венгрии лидерами австрийской социал-демократии К. Пеннером и О. Бауэром, и легли в основу Бронкской программы (1899) по национальному вопросу, где выдвигался принцип территориально-федеративного устройства Австрии. Программа подверглась критике со стороны большевиков и в особенности В.И. Ленина, считавшего, что при таком решении национальной проблемы игнорируется фактическое территориальное расселение народов и этнических групп. В Советской России возобладал тип национально-территориальной автономии, в то время как национально-культурная автономия нашла широкое применение во многих государствах для удовлетворения запросов этнических меньшинств. Сущность культурно-национальной автономии сводится к образованию в национально-смешанных районах этнических общин (землячеств), этнокультурных центров с введением образования на родном языке, стимулированием разнообразных форм национального развития и национальных традиций. После распада СССР проблема национально-культурной автономии стала актуальной для русского этноса.

    В Российской Федерации право на культурно-национальную автономию закреплено законом. Она представляет собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Культурно-национальные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Они образуют органы внутреннего управления. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются куьтурно-национальными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.

    Особым видом экстратерриториальной (культурно-национальной) автономии является корпоративная автономия — способ разрешения национального вопроса и защиты интересов коренных малочисленных народов. В порядке корпоративной автономии этнические меньшинства вправе создавать свои органы, представляющие их интересы на общегосударственном уровне. В Финляндии существует Шведская народная ассамблея (75 членов) и Саамский парламент (25 членов). Саамские парламенты существуют также в Швеции и Норвегии. Советы различных национальных меньшинств существуют при правительстве Австрии.

    От корпоративной автономии следует отличать корпоративную федерацию — экстерриториальную форму федеративного устройства, в соответствии с которой разделение власти осуществляется не по географическому, а по культурно-национальному принципу. На практике корпоративный федерализм в большинстве стран оказался недолговечным и деформированным. Положительный пример корпоративного федерализма представляет Бельгия, соединившая в себе черты федерации с системой культурных сообществ.

    Еще одним способом решения национального вопроса является персональная автономия — вид экстерриториальной (культурно-национальной) автономии, которая представляет собой законодательно закрепленную возможность национальных меньшинств, в том числе не составляющих компактной общины на территории государства, сохранять самобытность: исповедовать свою религию, использовать родной язык в частной и публичной жизни, создавать ассоциации, поддерживать контакты с другими представителями своей национальности, изучать родной язык, историю, традиции и культуру своей этнической группы. В некоторых странах персональная автономия включает участие представителей разрозненных национальных меньшинств в деятельности центральных органов государства.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    антимарксистская бурж.-националистич. программа решения нац. вопроса, выдвинутая в кон. 19 - нач. 20 вв. австр. с.-д. и др. деятелями 2-го Интернационала (см. Интернационал 2-й). Идея "К.-н. а." была сформулирована лидерами австр. социал-демократии - К. Реннером, О. Бауэром и др. Сущность ее состояла в том, что права наций она сводила к свободе развития нац. культуры, считая решение нац. вопроса вполне возможным в рамках бурж. гос-ва. Под правом на "К.-н. а." подразумевалось обособление каждой нации в отдельную нац. орг-цию, к-рой и передавалось управление школой и др. учреждениями культуры в соответствии с нац. обычаями, с обязательным употреблением родного языка. Политич. власть при этом оставалась в руках эксплуататорских классов господствующей нации. Осуществление "К.-н. а." не связывалось с определенной терр., с характером социально-экономич. строя, с клас. борьбой трудящихся. Тем самым "К.-н. а." искусственно разделяла весь пролетариат по принадлежности к той или иной нации, затушевывала клас. борьбу внутри нации, под лозунгом единой нац. культуры стремилась усилить связь трудящихся масс с буржуазией, подчинить их бурж. идеологии, раздробляла единое рабочее движение, создавая почву для трений между рабочими разных национальностей. "К.-н. а." игнорировала клас. характер культуры, деление каждой нац. культуры на две: буржуазную и демократическую, социалистическую. Такая программа была выгодна буржуазии, к-рая охотно принимала ее и всячески поддерживала. Программа "К.-н. а." пропагандировала сохранение бурж. строя, отвлекала пролетариат от действительной борьбы за разрешение нац. вопроса и в случае осуществления повела бы к расколу рабочего класса по нац. признакам. "К.-н. а." поддерживали и оппортунистич. с.-д. орг-ции России: "Бунд", армянские социалисты-федералисты, кавк. меньшевики, нек-рые польские с.-д.

    В. И. Ленин, большевики отстаивали марксистскую программу по нац. вопросу, вели непримиримую борьбу против теории "К.-н. а.". Ленин указывал, что сама идея отделения одной нации от другой реакционна, что "...задача социал-демократии состоит в усилении интернациональной культуры всемирного пролетариата"(Соч., т. 24, с. 270). "Основной, принципиальный грех этой программы (т. е. "К.-п. а.". - Ред.) тот, что она стремится воплотить в жизнь самый утонченный и самый абсолютный, до конца доведенный, национализм" (там же, т. 20, с. 17). "Культурно-национальная автономия" есть националистический лозунг, "...соединяющий пролетариат и буржуазию одной нации, разделяющий пролетариат разных наций" (там же, т. 19, с. 92).

    Марксизм-ленинизм рассматривает национальный вопрос как часть общего вопроса о развитии пролет. революции, о диктатуре пролетариата. Лозунгу "К.-н. а." он противопоставляет право наций на самоопределение и принцип пролетарского интернационализма. Правильность марксистско-ленинской нац. программы подтверждена опытом создания многонац. Сов. гос-ва.

    Лит.: Ленин В. И., Рабочий класс и национальный вопрос, Соч., 4 изд., т. 19; его же, Тезисы по национальному вопросу, там же; его же, О "культурно-национальной" автономии, там же; его же, О национальной программе РСДРП, там же; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 20; его же, О праве наций на самоопределение, там же; его же, Развращение рабочих утонченным национализмом, там же; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), ч. 1,разд. 5-7, М., 1962; Шаумян С. Г., О национально-культурной автономии, М., 1959.

    С. И. Елкина. Москва.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: