«Ларошфуко Франсуа де»

Ларошфуко Франсуа де в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Ларошфуко Франсуа де»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Ларошфуко(La Rochefoucauld) Франсуа де (15.9.1613, Париж, 17.3.1680, там же), герцог, французский писатель-моралист. Участвовал в дворцовых интригах против А. Ж. Ришельё, примкнул к Фронде. В своих «Мемуарах» (1662, полностью изданных 1817), освещающих события 162452, написанных с позиции фрондёра-аристократа, выступил противником абсолютизма. Главное сочинение Л. «Размышления, или Моральные изречения и максимы» (1665, русский перевод 1959) философский итог его наблюдений над нравами современного ему французского общества. Главными движущими силами поведения человека Л. считает себялюбие и эгоистический расчёт («интерес»). Эта идея, высказанная Т. Гоббсом и весьма распространённая у многих мыслителей той эпохи, приобретает у Л. особую новизну благодаря его тонкому психологическому анализу нравов французской аристократии и прежде всего тех сознательных, а чаще бессознательных уловок, с помощью которых подлинные мотивы и интересы маскируются фиктивными этическими идеалами. Л. мастер афористического стиля.

    Соч.: Œuvres complètes, [P., 1957]; в рус. пер. Мемуары. Максимы, Л., 1971.

    Лит.: История французской литературы, т. 1, М. Л., 1946, с. 449 54; Линецкая Э., Ф. Ларошфуко, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Разумовская М. В., Ларошфуко, автор «Максим», Л., 1971; Moore W. G., La Rochefoucauld, [L.], 1969; Marchand J., Bibliographie gеnеrale raisonnеe de la Rochefoucauld, P., 1948.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (La Rochefoucauld, Francois de)

    ФРАНСУА ДЕ ЛАРОШФУКО

    ФРАНСУА ДЕ ЛАРОШФУКО

    (1613-1680), французский писатель-моралист. Родился 15 сентября 1613 в Париже. Принадлежал к прославленному древнему роду из Пуату. Детские годы Ларошфуко провел в Ангулеме, но в пятнадцатилетнем возрасте переехал в Париж, где принял участие в сражениях Фронды. Полученное им в 1652 огнестрельное ранение привело к резкому ухудшению зрения. После смерти отца в 1653 унаследовал герцогский титул. Ларошфуко находился в близких отношениях с самыми выдающимися женщинами своей эпохи; последней была его связь с мадам де Лафайет. Умер Ларошфуко в Париже 17 мая 1680. В Мемуарах (Mmoires, 1662) Ларошфуко в присущей ему беспристрастной, независимой манере рассказывает о собственной неудачной роли в событиях Фронды. Этот объективный стиль с еще большим блеском заявил о себе в главном его произведении - Максимах (Размышления, или Моральные изречения и максимы - Rflexions, ou Sentences et maximes morales, 1665. Ларошфуко не первым открыл главную побудительную причину человеческих поступков - скрываемое себялюбие (amoure propre): его оригинальность в том, сколь искусно и метко этот основополагающий принцип иллюстрируется примерами и облекается в изящные лаконичные фразы. Ларошфуко часто называли пессимистом, но он скорее был реалистом, принимавшим общество со всеми его пороками и считавшим принцип всеобщего эгоизма чем-то вроде закона природы, который позволяет объяснить человеческие слабости.

    ЛИТЕРАТУРА

    Разумовская М.В. Ларошфуко и Фронда. - В кн.: Литература и эстетика. Л., 1960

    Линецкая Э. Франсуа Ларошфуко. - В кн.: Писатели Франции. М., 1964 Ларошфуко Ф. де Мемуары, максимы. Л., 1971 Ларошфуко Ф. де; Паскаль Б.; Лабрюйер Ж. де. Суждения и афоризмы. М., 1990

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Ларошфуко́ Франсуа де

    (La Rochefoucauld) (1613—1680), герцог, французский писатель-моралист. Участник Фронды (общественное движение 1648—53 против абсолютизма). В «Мемуарах» (1662) даны нелицеприятные портреты представителей королевской власти и единомышленников-фрондёров. В «Максимах» (1665) в афористической форме передал итоги наблюдений над природой человека, обнажив парадоксальное переплетение скрытых эгоистических мотивов (главный из которых себялюбие) и бескорыстных побуждений.

    * * *

    ЛАРОШФУКО Франсуа де

    ЛАРОШФУКО́ (La Rochefoucauld) Франсуа де (1613—80), французский писатель-моралист. В «Мемуарах» (1662) и «Максимах» (1665) в афористичной форме переданы философские итоги наблюдений над природой человеческого характера.

    * * *

    ЛАРОШФУКО́ (La Rochefoucauld) Франсуа, герцог де (15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, там же), французский писатель.

    Сторонник Фронды

    Ларошфуко принадлежал к древнему роду из Пуату и после смерти отца в 1653 унаследовал герцогский титул (до того он носил титул принца де Марсийяк). Детские годы он провел в Ангулеме, но после женитьбы (в 15-летнем возрасте) перебрался в Париж, где принял участие в интригах и сражениях, связанных с направленным против кардинала Мазарини(см. МАЗАРИНИ Джулио) движением Фронды(см. ФРОНДА). В битве у Сен-Антуанских ворот 2 июля 1652 Ларошфуко получил тяжелую огнестрельную рану, из-за которой едва не лишился зрения. Политические и военные перипетии этого бурного времени вызвали у него глубокое разочарование, поскольку он пришел к выводу, что подавляющая часть фрондеров стремится только к личной выгоде. В 1662 появились его «Мемуары» (полностью были опубликованы в 1817), написанные «в праздности, вызванной опалой». Эта книга дает яркую картину эпохи: Ларошфуко в присущей ему беспристрастной манере рассказывает о своей не слишком удачной роли в событиях Фронды, а также описывает известных людей того времени — Ришелье(см. РИШЕЛЬЕ Арман Жан), Мазарини, Анну Австрийскую(см. АННА Австрийская (1601—1666)), герцога де Бофора, аббата Гонди, герцогиню де Лонгвиль и многих других.

    Снова в Париже

    В конце 1650-х годов Ларошфуко разрешили вернуться в Париж: он был полностью прощен и обласкан королем, но старался как можно реже бывать при дворе. Островками «частной жизни» в это время являлись салоны, игравшие очень важную роль в духовной жизни Франции 17 века. Ларошфуко отличался влюбчивым нравом и был в близких отношениях с самыми выдающимися женщинами своей эпохи: последней оказалась связь с мадам де Лафайет(см. ЛАФАЙЕТ Мари Мадлен), в обществе которой он провел остаток жизни. В ее салоне одной из любимейших игр было составление афоризмов на заданную тему, причем наибольший интерес вызывал анализ «механизма человеческого сердца». Благодаря этим светским забавам появилось на свет главное произведение Ларошфуко — «Размышления, или Моральные изречения и максимы» (1665). Над составлением своего сборника писатель работал постоянно, добавляя или, наоборот, исключая некоторые изречения: в последнем прижизненном издании (1678) насчитывается уже 504 фразы, тогда как первоначально их было 188. Жанр афоризма идеально соответствовал канонам господствующей тогда эстетики классицизма(см. КЛАССИЦИЗМ): находясь вне связи с прошлым и будущим, он был обращен к вечности и выражал то, что всегда присуще человеку. Совершенствуя свои «Максимы», Ларошфуко добивался максимальной универсализации, убирая из книги все, что было связано с конкретными историческими событиями — в частности, с Фрондой.

    «Лица» и «маски»

    Писатель считал, что главной пружиной человеческих поступков являются себялюбие и расчет («интерес»). Сама по себе эта мысль не была оригинальной, но в «Максимах» она иллюстрируется с непревзойденным мастерством в безупречных по изяществу и лаконизму фразах. В основе афоризмов Ларошфуко почти всегда лежит парадокс, и не случайно в качестве эпиграфа он избрал изречение: «Наши добродетели — это чаще всего искусно переряженные пороки». Противоречие между видимостью и сутью было одной из центральных проблем философии и этики 17 века. У Ларошфуко это становится проблемой «лица» и «маски», причем маска далеко не всегда представляет собой сознательное лицемерие: люди вынуждены носить личину и казаться не тем, чем они являются на самом деле, ибо этого требует от них жизнь в обществе. В результате человек начинает притворяться не только перед другими, но и перед самим собой, причем отделить одно от другого иногда просто невозможно — на выявлении этого противоречия строятся многие афоризмы Ларошфуко. Однако его язвительная ирония всегда имела под собой твердую нравственную основу: беспощадные психологические наблюдения не допускали никакой зыбкости моральных оценок. Современники воспринимали «Максимы» по-разному: одни полагали, что Ларошфуко неправомерно распространил свой горький опыт на весь человеческий род, тогда как другие восхищались глубиной проникновения в тайники человеческого сердца.

  5. Источник: Энциклопедический словарь