Большая Советская энциклопедия

    Клавдий (Claudius Galenus) [129, Пергам, — 201 (?), Рим], римский врач и естествоиспытатель, классик античной медицины. В Пергаме изучал медицину и философию Платона, Аристотеля (См. Аристотель), стоиков, эпикурейцев. Совершил путешествие в Александрию, Смирну, Коринф. Переехал в Рим (164), стал врачом императора Марка Аврелия. Оставил более 400 трактатов по медицине философии, из которых сохранилось около 100 (преимущественно по медицине). Изучал анатомию и физиологию, широко пользуясь опытами над животными (производил вскрытие трупов обезьян и т. д.). В клинических концепциях Г. продолжал разрабатывать гуморальное учение Гиппократа. Г. опровергал мнение Аристотеля о мозге как о железе, выделяющей слизь для охлаждения теплоты сердца, считал его средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности. Описал четверохолмие, Блуждающий нерв, 7 пар черепномозговых нервов (См. Черепномозговые нервы). В опытах с перерезкой на разных уровнях спинного мозга свиней показал значение функций корешков спинного мозга: чувствительных задних и двигательных передних (в 19 в. описаны шотландским врачом Ч. Беллом и французским Ф. Мажанди). Г. изучил многие мышцы: им точно описаны мышцы позвоночного столба, спины и др. Выделил 3 слоя в стенках артерии. Обнаружение им на трупах недоношенных младенцев овального отверстия в межжелудочковой перегородке, а также отсутствия крови в левом сердце и артериях (следствие острой смерти животных и гладиаторов) послужило основанием для создания им по существу первой в истории науки концепции о движении крови, просуществовавшей вплоть до открытий А. Везалия (См. Везалий) и У. Гарвея (См. Гарвей). Согласно этой концепции, центр кровообращения — печень, ею вырабатывается кровь из материала, всасывающегося после приёма пищи (хилус). Из печени кровь попадает в правое сердце, из которого разносится по всему телу и поглощается тканями. Небольшая часть крови через межжелудочковую перегородку попадает в левое сердце для питания «пневмы», наполняющей артерии. Левый желудочек толще, т. к. это необходимо для уравновешивания сердца и поддержания его в вертикальном положении. Г. описал известные в его время способы получения лекарств.

    Физиологические представления Г. предопределили характер понимания им душевной деятельности: трактовку психических явлений как порождений органической жизни, стремление раскрыть их телесную основу. Это выразилось в его учении о Темпераменте. Г. полагал, что смешение 4 основных соков, входящих в состав организма, обусловливает не только здоровье или болезнь тела, но и различие в психических свойствах людей. В учении об органах чувств и о произвольных движениях у Г. можно усмотреть разграничение понятий психики и сознания; последнее толкуется как способность человека не только иметь восприятия и мысли, но и осознавать их принадлежность ему. В учении о пневме — своеобразной эфирной субстанции, подобной разогретому воздуху и являющейся носителем душевной жизни, Г. различает жизненную (физическую) пневму, находящуюся в печени, и психическую пневму, находящуюся в мозгу и нервах.

    Систематизировав представления античной медицины в виде единого всеохватывающего учения, Г. оказал огромное влияние на последующее развитие медицины вплоть до начала нового времени; в качестве врача считался непререкаемым авторитетом в течение всего средневековья.

    Соч.: Opera omnia, Venetiis, 1541—45; Oeuvres anatomiques, physiologiques et medicales, Р., 1854—56.

    Лит.: Ковнер С., История древней медицины, ч. 1, вып. 1—3, К., 1878—88; Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии, 2 изд., т. 1—2, М., 1960; История медицины, под ред. Б. Д. Петрова, М., 1954.

    М. М. Левит, М. Г. Ярошевский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ГАЛЕН (Galenus) (около 130 - около 200), древнеримский врач. В классических трудах "О частях человеческого тела" дал первое анатомо-физиологическое описание целостного организма. Ввел в медицину вивисекционные эксперименты на животных. Обобщил представления античной медицины в виде единого учения, оказавшего большое влияние на развитие естествознания. Одностороннее истолкование сочинений Галена способствовало трансформации его учения в систему схоластических анатомо-физиологических и других медицинских положений (так называемый галенизм), господствовавших в медицине вплоть до 15 - 16 вв.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  5. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  6. Научно-технический энциклопедический словарь

    ГАЛЕН (Galen) (ок. 129 - ок. 199), греческий врач, чьи работы и записи легли в основу развития медицинской практики. Пытался систематизировать все, что на то время было известно в практической медицине, развил теоретическую основу для объяснения всех нарушений в организме. Ему принадлежат многочисленные анатомические и физиологические открытия, связанные с СЕРДЕЧНЫМИ клапанами, секрецией ПОЧЕК, ДЫХАТЕЛЬНОЙ И НЕРВНОЙ СИСТЕМАМИ. Был среди первых, кто стал изучать физиологию посредством вивисекции животных. Теория Галена, хотя во многих отношениях и неточная, влияла на развитие медицинской практики на протяжении многих веков.

  7. Источник: Научно-технический энциклопедический словарь



  8. Биологический энциклопедический словарь

    Гале́н

    (Galenus) Клавдий (ок. 130—ок. 200), римский врач и естествоиспытатель. Автор более 400 научных трактатов по медицине, анатомии, физиологии и фармакологии. Развил многие положения Гиппократа. Изучил и описал строение и функции пищеварительного тракта, дыхательной системы, головного и спинного мозга и др. органов и систем. Создал первую в истории науки концепцию о движении крови (центром кровообращения считал печень), просуществовавшую до 17 в. и опровергнутую У. Гарвеем. Одним из первых стал проводить опыты на животных. Систематизировав представления античной медицины, создал единое всеобъемлющее учение, многие века служившее теоретической основой медицины.

    .

  9. Источник: Биологический энциклопедический словарь



  10. Энциклопедия Кольера

    (129 - ок. 200), один из самых знаменитых древнегреческих врачей и естествоиспытателей. Нередко Галена, в латинизированной форме, называют Клавдием Галеном (Claudius Galenus). Родился в Пергаме, важном центре эллинистической культуры в Малой Азии, расположенном в 75 км севернее Смирны (совр. Измир). В 15 лет Гален начал изучать философию, но уже в 18 серьезно занялся медициной. Среди его преподавателей было несколько выдающихся греческих ммедиков того времени - Сатир, Фициан, Стратоник. В 150 он написал философский трактат О медицинском опыте, который сохранился в арабском переводе. Затем учился некоторое время в Смирне; посетив Грецию, отправился для изучения анатомии в Александрию, главный центр греческой науки и медицины, где практика вскрытия человеческих трупов началась при греческой династии Птолемеев ок. 300 до н.э. Некоторое время Гален работал в Александрии, совершенствуя свои познания в медицине и уделяя особое внимание изучению человеческого скелета. После возвращения в Пергам в 157 он стал лечащим врачом гладиаторов и атлетов. Приобрел большой опыт в практической медицине и хирургии, начал проводить физиологические эксперименты. Около 159, ставя эксперименты на свиньях, Гален открыл функции нервов, контролирующих голос: например, затягивая или ослабляя лигатуры, он мог регулировать деятельность этих нервов. Примерно в это же время изучал сложное строение и функции мышц, принимающих участие в дыхании. В 162, имея уже солидную репутацию, Гален покидает Пергам, чтобы работать в Риме. Гален был чрезвычайно удачливым практикующим врачом, нередко он брался лечить тех больных, от которых, как от безнадежных, отказывались другие врачи. Имел множество учеников, производил вскрытия и экспериментировал. Мы знаем о нескольких знаменитых его пациентах в Риме. Среди них были император Марк Аврелий, римский претор и будущий наместник Палестины. Четыре года спустя Гален едет в Грецию (такие поездки характерны для той эпохи) и по неясным причинам вновь остается в Пергаме. Однако, когда в 168 в Аквилее в войсках начинается эпидемия чумы, император посылает за Галеном. Тот немедленно приезжает, а затем возвращается в Рим вместе с императором в качестве личного врача его одиннадцатилетнего сына и наследника Коммода. Судя по научным трудам Галена, последующие шесть лет были самыми продуктивными в его жизни. Обязанности при дворе не отнимали много времени, он мог спокойно заниматься с учениками, навещать пациентов и проводить эксперименты и вскрытия. В 175 Коммод отправляется на Восток, где находился тогда его отец, а Гален в Риме ведет постоянную и весьма успешную практику. Три года спустя умер император Марк Аврелий, в 192 был убит Коммод. Гален благоразумно возвращается в Пергам. Там он заканчивает последний большой труд и составляет каталог собственных сочинений. Это наиболее ценный источник данных о его жизни, который нередко считается одной из первых (из известных в литературе) автобиографий; во всяком случае, это несомненно первая автобиография врача. Умер Гален в Риме или Пергаме ок. 200. Собрание сочинений Галена, дошедших до нашего времени, превышает по объему все медицинские сочинения, написанные до него; для нас они - основной источник сведений по античной медицине. Большинство произведений той эпохи, за исключением тех, что дошли под именем Гиппократа, были утрачены. А медицинские сочинения, написанные после Галена, большей частью основаны на его трудах либо просто являются их повторениями или компиляциями. Обычно на его сочинения ссылаются по единственному "современному" изданию, которое претендует на относительную полноту. Это издание К.Кюна (1754-1840) в 22 томах, вышедшее в 1821-1833. В него включено 122 отдельных произведения. После выхода в свет этого издания был обнаружен еще ряд работ Галена. Многие из его произведений окончательно утрачены, некоторые дошли до нас лишь в арабских переводах, сделанных в 9 или 10 вв. Как на Востоке, так и на Западе Гален считался непререкаемым авторитетом почти до 16 в. Вне всякого сомнения, его сочинения существенно повлияли на развитие медицины. Особенно авторитетным в Средние века было его огромное произведение Метод врачевания (De methodo medendi), известное также под названием Великая наука (лат. Ars magna, греч. "Мега технэ"), которое существовало в нескольких сокращенных версиях. Именно оно в более или менее вульгаризированной форме составляло основу образования средневековых врачей. Однако начиная с 17 в. эта книга уже почти не оказывала влияния на медицину: в употреблении остались лишь некоторые упоминаемые в ней ценные растительные препараты, названные "галеновыми". Книги по анатомии и физиологии содержат обширный фактический материал и ближе всего к науке по своему духу. Они оказали и самое большое влияние: переведенные на латынь и опубликованные в 16 в., эти работы стали основой развития современной научной медицины. Многие термины современного медицинского языка непосредственно восходят к Галену или к латинским переводам его трудов. Другие сочинения посвящены патологии, гигиене, вопросам диететики и терапии, фармакологии. Здесь имеются комментарии к сочинениям Гиппократа, полемические сочинения по медицине, труды по философии, логике и филологии. Многие из его медицинских сочинений имели большой вес в Средние века, но вклад в развитие современной медицины внесли только книги по анатомии, физиологии, гигиене и патологии.

    Мировоззрение и теории Галена. Гален верил в единого Бога-творца, вся его научная деятельность проникнута сознанием божественности творения всей природы и в первую очередь человека. Гален считал, что все в строении человеческого организма, вплоть до мельчайших деталей, было создано Богом. Излюбленным примером для доказательства этого служила Галену человеческая рука. Каждый ее мускул, сухожилие, нерв, кость, кровеносный сосуд созданы, по его мнению, настолько совершенным образом, насколько это вообще возможно. Рассуждениям о руке Гален посвятил немало страниц огромного труда О назначении частей человеческого тела (De usu partium corporis humani). Правда, имеющиеся здесь описания относятся скорее к конечности макаки резус, чем руке человека. Гален хорошо знал человеческий скелет, однако внес путаницу в анатомию человека, пытаясь "навесить" на человеческий скелет мышечную систему обезьяны.

    Учение о пневме. Те теории Галена, которые мы назвали бы теперь физиологическими, также были связаны с его религиозными воззрениями. Он твердо верил в существование пневмы, т.е. "духа" или "дыхания жизни". Он верил, что мир полон пневмы, которая при дыхании втягивается в организм, а также в то, что, когда мировая пневма перестает вдыхаться, человек или другое живое существо погибают. Попадая в печень, пища перерабатывается там в "природный дух" (греч. "пнеума фюсикон"). Кровь из печени идет ко всем частям тела и к сердцу, где проходит через поры (на самом деле не существующие) в перегородке, разделяющей левый и правый желудочки. Там она смешивается с "мировым духом" и превращается в "жизненный дух" (лат. spiritus vitalis), а проходя из левого желудочка в артериальную систему и затем в мозг, попадает в "чудесную сеть" (лат. rete mirabile) (также не существующую), где превращается в "душевный дух" (лат. spiritus animalis), распределяющийся по нервам, которые ошибочно считались полыми сосудами.

    Учение Гиппократа о четырех "соках". Гален придерживался и учения Гиппократа о четырех соках (гуморах), которым соответствуют четыре типа темперамента. Это кровь (сангвиник), флегма (флегматик), черная желчь (меланхолик), желтая желчь (холерик). Данные соки Гален соотносил с четырьмя классическими первоэлементами: землей, воздухом, огнем и водой.

    Основные сочинения. Наиболее полно анатомические взгляды Галена изложены в его великом труде Об анатомии (De anatomicis administrationibus). Первоначально он включал 16 книг, из которых только первые девять дошли до нас на греческом языке, прочие сохранились в арабских переводах. Приложением к этой работе является небольшой трактат о костях. Это единственный античный анатомический труд, непосредственно основанный на изучении человеческой анатомии в эпоху, когда вскрытие человеческого тела запрещалось. Описания отличаются большой точностью, особенно ценны описания костей черепа. Гален считает зубы костями и приводит вполне правдоподобную версию их происхождения. Он насчитывает 24 позвонка, расположенных над крестцом, который полагает самой важной костью позвоночного столба, и дает точные и подробные описания ребер, грудины, ключицы и костей конечностей. Гален определил два основных типа сочленений, назвав их диартрозами и синартрозами. Первые - подвижные суставы, вторые - неподвижные сочленения, такие, как швы черепа. Эти термины, как и многие другие, сохранились и в современной медицинской номенклатуре. Нет сомнения в том, что работы Галена по системе мышц во многом носили новаторский характер. Он написал специальную книгу О движении мышц (De motu musculorum). Вероятно, в его работах с наибольшей точностью описаны именно мышцы. В сочинениях Галена часто упоминаются форма и функции мышц различных животных. Так, мышцы глазницы и гортани описаны на примере быка, а мышцы языка - на примере обезьяны. Часто он отмечает разницу между определенными мышцами животных, которые описывает, и соответствующими мышцами человека. Описания головного мозга у Галена менее оригинальны, чем описания мышц или эксперименты со спинным мозгом. Очевидно, чаще всего он имел в виду мозг быка, так как обращает особое внимание на "чудесную сеть", которая хорошо развита у этого животного, но отсутствует у человека. Эксперименты с полным или частичным перерезанием спинного мозга на разных уровнях описаны ясно и точно, они явились основой современных исследований центральной нервной системы. Ученый знал о существовании ганглиев (нервных узлов) и проследил симпатическую нервную систему во всех ее элементах. Кровеносные сосуды описаны Галеном хуже, чем кости, мышцы или нервная система. Он посвятил им специальную работу Об анатомии вен и артерий (De venarum arteriarumque dissectione), но ложные представления о кровообращении препятствовали исследованиям в этой области. Вслед за Гиппократом венозная система сравнивалась с деревом, корни которого идут от органов брюшной полости. Ствол - большая вена груди и брюшной полости, ветви находятся в легких и других частях тела; особенно важно то ответвление, которое мы сейчас называем правым желудочком. Вены представляются выходящими из печени. У Галена имелось здравое представление об общем направлении кровотока в венах. Он считал, что вены получают питание из кишок и несут его в печень через "ворота" (греч. "пюлэ", лат. porta), отсюда современное название "воротная вена". У него были четкие представления о венах головного мозга, а некоторые из них до сих пор носят его имя. Внимание, которое Гален уделяет поверхностным венам, современному читателю может показаться чрезмерным. Гален дал сравнительное описание артерий. "Корни" артериальный системы исходят из артериальной вены (в легких), которую мы называем теперь легочной артерией. Левый желудочек и аорта рассматриваются как ствол, от которого отходят ответвления. Гален заметил, что у артерии стенки намного толще, чем у вен. Он доказал, что его предшественники-анатомы, которые считали, что артерии содержат воздух, или пневму, или то и другое вместе, и что кровь попадает в них только после надреза, заблуждались. Для этого Гален поставил в высшей степени наглядный эксперимент: он открыл артерию на достаточную длину и в двух местах ее перевязал, а затем перерезал ее между двумя лигатурами, после чего потекла кровь. Через перевязки она пройти не могла, а значит, должна была находиться в артерии до их наложения. С 16 в. было известно, что большинство вскрытий Гален проводил на обезьянах и что именно они описаны им в практическом трактате Об анатомии. Впоследствии неоднократно обсуждался вопрос, производил ли он вскрытия человеческих тел. В ряде мест Гален упоминает о вскрытиях человека, в других можно увидеть намек, что он сам их производил. У Галена было множество учеников, но из-за наступившего смутного времени его работа не получила продолжения. С его смертью развитие экспериментальной физиологии остановилось по крайней мере на 1300 лет.

    ЛИТЕРАТУРА

    Сорокина Т.С. История медицины. М., 1994

  11. Источник: Энциклопедия Кольера



  12. Философская энциклопедия

    ГАЛЁН

    (, рим. имя Claudius Gnlenus) (129, Пергам,— 199, Рим), др.-рим. врач и философ греч. происхождения (писал на греч. яз.). Изучал медицину и философию в Греции и Александрии. С 169 жил в Риме, лейб-медик при дворе императоров Марка Ав-релия и Луция Вера, впоследствии также Коммода. Громадная по размаху и влиянию преподават. и лит. деятельность Г., во многом определившего пути развития европ. медицины вплоть до эпохи Возрождения, проникнута ведущей мыслью о тождестве медицины и философии (ср. программное соч. Г. «О том, что лучший врач в то же время — философ»); его кумиры — Гиппократ и Платон (многочисл. комм. к соч. Гиппократа, трактат «О взглядах Гиппократа и Платона», «сокращение» платоновского «Тимея»), но также и Аристотель. Филос. взгляды Г. эклектичны. В логике, физике и метафизике Г. примыкал к Аристотелю. В метафизике он добавил к «четырём причинам» Аристотеля пятую — «инструментальную» (oi'ou). Осн. физиолого-анатомич. трактат Г. «О назначении частей человеч. тела» (рус. пер. 1971) обнаруживает последоват. проведение принципа телеологии, что не мешало Г. склоняться к эмпиризму в теории познания и делать важные открытия в экспериментальной анатомии. Созданная Г. система медицины, сочетание монотеистич. идей (отождествление бога с высшим мировым разумом — стоич.-пла-тонич. нусом) с телеологией обеспечили Г. место высшего авторитета в медицине и естествознании ср. веков (сравнимого только с авторитетом Аристотеля). Соч. Г. были переведены на араб., сирийский, евр. языки. Названная именем Г. 4-я фигура силлогизма восходит к Тоофрасту и Евдему. Сохранившаяся под именем Г. «История философии» — учебник для студентов-медиков, составленный ок. 500 (см. Доксографя).

    Opera omnia, ed. K. G. Kuhn, v. 1—20, Lpz., 1821—33 (изд. сильно устарело); отд. трактаты в серии «Corpus medicorum graecorum», v. 4, 9,10; Scripta minors, v. l—3, Lipsiae, 1884—92; Einfuhrung in die Logik, Komm., ubers, v. J. Mau, B., I960; Galen's Institutio logica, transl., introd., comm. by J. S. Kief-fer, Baltimore,1964; Oriental Studies, v. l, Camb.,1962 (араб, пер.).

    Bowersoek Q. W., Greek sophists in the Roman Empire, Oxf.,1969, eh. 6.

  13. Источник: Философская энциклопедия



  14. Энциклопедический словарь

    Гале́н

    (Galenus) (около 130 — около 200), римский врач. В классической трилогии «О частях человеческого тела» дал первое анатомо-физиологическое описание целостного организма. Ввёл в медицину вивисекционные эксперименты на животных. Показал, что анатомия и физиология — основа научной диагностики, лечения и профилактики. Обобщил представления античной медицины в виде единого учения, оказавшего большое влияние на развитие естествознания вплоть до XV—XVI вв. Учение Галена канонизировано церковью и господствовало в медицине в течение многих веков.

    * * *

    ГАЛЕН

    ГАЛЕ́Н (Galenus) (ок. 130 — ок. 200), древнеримский врач. В классическом труде «О частях человеческого тела» дал первое анатомо-физиологическое описание целостного организма. Ввел в медицину вивисекционные эксперименты на животных. Показал, что анатомия и физиология — основа научной диагностики, лечения и профилактики. Обобщил представления античной медицины в виде единого учения, оказавшего большое влияние на развитие естествознания вплоть до 15—16 вв. Учение Галена канонизировано церковью и господствовало в медицине в течение многих веков.

  15. Источник: Энциклопедический словарь



  16. Сводная энциклопедия афоризмов

    Гален

    (129—199 гг.) врач, грек по происхождениюНарод жаждет лекарств.Ни днем, ни ночью не может он перестать подгонять себя и напрягаться, чтобы изучить в совершенстве все, что было сказано наиболее знаменитыми из древних… Для такого человека мой трактат окажется полезным. Такие люди немногочисленны. Для других эта книга будет столь же излишня, как история, рассказанная ослу.Ничего лишнего.

  17. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  18. Реальный словарь классических древностей


    • Galēnus,

    Γαληνός, Claudius, врач, история жизни и образования которого известна нам из многочисленных намеков в его сочинениях. Он родился в 131 г. от Р. X. в Пергаме. Отец его Никон, геометр и архитектор, был человек зажиточный и знающий и дал своему сыну весьма тщательное воспитание. На 15-м и 16-м году своей жизни Г. пользовался преподаванием замечательных философов различных школ, которые пребывали в его родном городе; преимущественно он слушал перипатетиков, которые направили его рано к усердному изучению сочинений Аристотеля и Теофраста. Медицине его учили Сатир, Фициан, Стратоник, Элиан Мекций и Эсхрион. После смерти отца он отправился на 21 году от роду в Смирну, чтобы слушать анатома Пелопа и платоника Альбина, затем в Коринф к Немесиану и в Александрию, где он занимался анатомическими исследованиями под руководством Гераклиана. В 158 г. он возвратился в Пергам и получил врачебный уход за гладиаторами, что для него сделалось лучшею школою хирургии. В 164 г., на 34 году жизни, он приехал в Рим, где достиг большой славы счастливыми лечениями, публичными лекциями и литературной деятельностью. Не желая более переносить преследования завистливых своих товарищей врачей, он оставил Рим после трехлетнего пребывания, совершил научное путешествие по разным странам и поселился в своем родном городе. Уже год спустя императоры Марк Аврелий и Луций Вер вызвали его в Италию; он застал их, но вместе с тем и чуму в Аквилее. Императоры отправились в Рим, куда он последовал за ними и сделался лейб-медиком юного Коммода. Здесь он написал несколько из своих замечательнейших сочинений, из которых часть сгорела при пожаре храма Мира. Еще при императоре Пертинаксе и Септимие Севере он жил в Риме и умер в самом начале 3 в. Высокое уважение, которое оказывали ему современники, еще превышается почетом, оказанным ему потомками. Это уважение основано на такой научной деятельности, каковая в подобных размерах не находится ни у кого из древних писателей. 125 сочинений общего содержания потеряны; из числа медицинских сочинений сохранилось 100 несомненно подлинных и 18 подлежащих сомнению; от 19-ти остались более или менее значительные отрывки, а 24 сочинения — подложны. Сочинения Г. относятся ко всем отраслям медицины; замечательнее всего его результаты по анатомии и физиологии, если принять в соображение трудность этих наук. 9 книг περὶ α̉νατομικω̃ν ε̉γχειρήσεων содержат описание мускулов, органов пищеварения и дыхания, мозга и позвоночного хребта. Сюда относятся сочинения περὶ ο̉στω̃ν, περὶ φλεβω̃ν καὶ α̉ρτηρίων, περὶ νεύρων α̉νατομη̉ς, περιί μήτρας α̉νατομη̉ς, περὶ μυω̃ν κινήσεως, περὶ τω̃ν τη̉ς α̉νατομη̉ς αι̉τιω̃ν, περὶ σπέρματος, περὶ οσφρήσεως ο̉ργάνου и т. п. С физиологией знакомят нас преимущественно 17 книг его главного сочинения περὶ χρείας τω̃ν ε̉ν α̉νθρώπου σώματι μορίων, в котором старается доказать, что каждая часть тела устроена по плану высшего промысла и совершенно соответствует своему назначению. Это сочинение проникнуто теплым религиозным чувством. И в патологии он доказал свое остроумие; главное его сочинение περὶ τω̃ν πεπονθότων τόπων содержит 6 книг: περὶ διαφορãς νοσημάτων, περὶ τω̃ν ε̉ν ται̃ς νοσήμασιν αι̉τιω̃ν, περὶ συμπτωμάτων διαφορãς, περὶ ε̉ν ται̃ς νόσοις καιρω̃ν, περὶ διαφορãς πυρετω̃ν, περὶ δυσπνοίας, περὶ πλήθους, περὶ τρόμου καὶ παλμού καὶ σπασμου̃ καὶ ρ̉ίγους, περὶ μαρασμου̃; сюда относятся и комментарии к Афоризмам Гиппократа и находящиеся в связи с ним афоризмы, направленные против Лика и Юлиана. Относительно семиотики он в разных сочинениях изложил учение о пульсе, о критических днях и о кризисе и в особенности указал на влияние и значение сновидений, причем, конечно, не мог избежать предрассудков своего времени. Учение о лекарствах он изложил в 9-ти книгах περὶ κράσεως καὶ δυνάμεως τω̃ν α̉πλω̃ν φαρμάκων, Β 10-ти книгах περὶ δυνάμεως φαρμακων τω̃ν κατὰ τόπους, в 7-ми книгах περὶ συνθέσεως φαρμάκων κατὰ γε̉νη; сюда же относятся два сочинения περὶ α̉ντιδότων и περὶ τη̃ς θηριακη̃ς. В терапии он держался принципов Гиппократа; он также старался противодействовать болезненному состоянию, вызывая противоположное состояние, и устранять жар — холодом, сухость — влагой и т. п. Его сочинение τέχνη ι̉ατρική долгое время служило главным учебником и, может быть, из всех его сочинений было наиболее известным; в сочинении θεραπευτικη̃ς μεθόδου βιβλία (14 т.) он защищает способ лечения Гиппократа; сюда следует отнести и сочинение о кровопускании, советы для одержимых падучей болезнью, учение о здоровье в 6-ти книгах, 3 книги о силе питательных веществ, о хороших и худых соках питательных веществ, о ячменном напитке, о пиявках и т. п. На диететику он обращает большое внимание. Хирургией он занимался и практически и теоретически, хотя он, особенно в Риме, предоставлял занятие ею специалистам по этой части. Полное издание С. G. Külin (20 т., 1821-1833). Многие из его сочинений существуют в арабском, латинском, даже еврейском переводах в доказательство высокого авторитета, которым он пользовался даже на Востоке и который остался непоколеблен до 16 в. Много еще скрывается в рукописном виде. Огромная плодовитость автора делает понятным, почему слог в этих сочинениях часто небрежен и отнюдь не классический. Он страдает недостатками своего времени, лишней распространенностью и многословием, диалектическими хитростями и бесплодной педантичностью, но, несмотря на это, Г. является одним их самых выдающихся умов древнего мира, которым товарищи его по науке пренебрегают совершенно напрасно.

  19. Источник: Реальный словарь классических древностей



  20. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    гале́н, -ну

  21. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  22. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    гале́н, -ну

  23. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  24. Українсько-російський політехнічний словник

    техн. гале́н

  25. Источник: Українсько-російський політехнічний словник



  26. Античные писатели

    Гален, Galenos, лат. Galenus Claudius, из Пергама, 129-199 гг. н. э., греческий врач. Сын математика и архитектора Никона; учился сперва математике и философии, затем медицине в Александрии. Работал врачом у гладиаторов в Пергаме и в Риме. В конце концов снискал славу хорошего диагноста. В 166 г., чтобы избегнуть заразы, уехал в Пергам. Однако вскоре императоры Марк Аврелий и Луций Вер призвали его обратно, назначив своим личным врачом. Умер, по-видимому, в Риме. — Наряду с медицинской практикой Г. развил оживленную писательскую деятельность. Он оставил нам 2 списка собственных произведений. Сохранилось примерно 150 сочинений Г. в оригинале, несколько — в арабском и латинском переводах. Кроме медицины Г. занимался также философией, например в сочинениях Влечение к медицине (Protremptikos epi iatriken), О том, что лучший врач всегда философ (Hoti ho aristos iatos kai philosophos), Введение в логику (Eisagoge logike), или в многочисленных комментариях к сочинениям Платона, Аристотеля, Теофраста и др. (фр.). Многие философские и риторические сочинения Г. утрачены. В медицине следовал за Гиппократом, личность и произведения которого он, однако, понимал чрезвычайно субъективно. Сохранились комментарии Г. ко многим произведениям из Корпуса Гиппократа и глоссарий Пояснения к Гиппократу, выстроенные в алфавитном порядке. Г. делал упор на рациональное изучение медицины и старался сделать ее точной наукой. В сочинении Врачебное искусство (Techne iatrike) он предприянл попытку объединить до того раздробленную на специальности медицину. Отдельно он изложил свои взгляды в работе О собственных мнениях (Peri ton heauto dokunton). Г. интересовался почти всеми областями медицины, менее всего, как представляется, хирургией и гинекологией. Особенно плодотворно он трудился как физиолог и анатом. Практикуя вскрытие животных и анализируя полученные данные, он собрал воедино и исправил выводы своих предшественников. Важнейшие его сочинения: О назначении частей тела человека (Peri chreias ton en anthropu morion) в 7 книгах, Практическая анатомия (Peri ton anatomikon encheireseon) в 15 книгах, сохранившаяся частично в оригинале, а частично в арабском переводе, а также О костях (Peri oston), О сокращении мышц (Peri myon kineseos) и другие. В области патологии Г. опирался на гиппократову доктрину 4 гуморов (жидкостей). Некоторые термины, введенные Г. в патологию, используются в современной медицине. Необычайно велик вклад Г. в терапию, основы которой он изложил в Методах лечения (Therapeutike methodos) в 14 книгах. Много в сочинениях Г. и теоретических спекуляций и именно они (порой в неузнаваемой форме) оказали большое влияние на медицину средних веков. Несмотря на ошибки и недочеты, Г. был, без сомнения, одним из наиболее выдающихся врачей и не только в древности.

  27. Источник: Античные писатели



  28. Античная философия

    ГАЛЕН (Γαληνός) из Пергама (129, Пергам - ок. 210 н. э., Рим), греческий ученый, врач и философ.

    Жизнь и сочинения. Благодаря своему отцу, архитектору Элию Никону, Г. получил всестороннее образование, с 14 лет начал изучать грамматику, диалектику, математику, астрономию, медицину и философию. В Пергаме он познакомился с учениями ведущих философских школ: слушал стоика, «ученика Филопатора», посещал занятия некоего платоника, «ученика Гая», учился у перипатетика «ученика Аспасия», а потом у «эпикурейца из Афин» (De dign. et cur., t. 5, p. 41,10-42,2 Kühn). В 20 лет, после смерти отца, Г. уехал в Смирну, там, продолжая свое медицинское и философское образование, слушал платоника Альбина (De libr. pr., 1.19, p. 16,13-15 К.); затем с образовательными целями посетил Коринф и Александрию и ок. 157, в 29 лет, возвратился в Пергам, где ему была предложена должность врача в школе гладиаторов (De сотр. med., t. 13, p. 599,11 К.). Ок. 163 Г. приехал в Рим, где выступал с публичными лекциями и демонстрационным анатомированием (на первой лекции, устроенной для высокопоставленных римских политиков, риторов и интеллектуалов, присутствовал Александр из Дамаска); в 168 как придворный медик сопровождал имп. Марка Аврелия и Луция Вера в германском походе; с 169 постоянно жил и работал в Риме при императорском дворе. Умер Г., согласно арабским источникам, в возрасте 80 лет (словарь Суда указывает 70 лет).

    Сохранился значительный корпус текстов Г., свыше 100 сочинений: трактаты по медицине (в т. ч. анатомии, диагностике, диететике), методологии науки, сочинения по философии (наиболее важны: «О мнениях Гиппократа и Платона», «О естественных способностях», «О том, что лучший врач в то же время - философ», «О диагностике и лечении заблуждений души», «О назначении органов тела», «Об элементах согласно Гиппократу», комментарий на избранные фрагменты «Тимея», «Введение в диалектику» и др.), комментарии на книги Гиппократовского корпуса (в т. ч. на «О природе человека», «Афоризмы», «Эпидемии», «Прогностику»), завершающие богатую экзегетическую традицию, у истоков которой стоял Герофил Александрийский (ок. 300 до н. э.).

    В конце жизни Г. составил списки своих сочинений (в хронологическом и систематическом порядке), важнейший источник сведений о его жизненном пути и творчестве: «О порядке моих книг» (Περὶ τῆς τάξεως τῶν ἰδίων βιβλίων) и «О моих книгах» (Περὶ τῶν ἰδίων βιβλίων). Многое из написанного Г. не сохранилось; он был автором 17 комментариев на Гиппократа, из которых сохранилось 11, из сочинений по философии и риторике сохранилась приблизительно пятая часть (27 из 127, см.: DPhA III, p. 455-465). Часть рукописей погибла в 191, когда в Пергаме сгорел храм Мира, в котором Г. хранил свои рукописи. Некоторые труды Г. известны только в сирийских, арабских, латинских и еврейских переводах и переложениях.

    Философская составляющая в наследии Г. весьма значительна, но поскольку философией Г. интересовался прежде всего ради разработки теории и метода медицинского искусства, в центре его внимания оказываются логика, натурфилософия, учение о душе. Дискуссии между различными медицинскими школами (эмпириками, методистами, рационалистами) были во многом философскими по содержанию и касались таких вопросов, как природа знания и способы его достижения, соотношение теории и врачебной практики, структура причинно-следственного объяснения.

    В соч. «О том, что хороший врач должен быть философом» (Ὅτι ὁ ἄριστος ἰατρός καὶ φιλόσοφος) Г. указывает на важность изучения астрономии и геометрии (следуя Гиппократу), а также - для знания родов и видов болезней - логики, которой врачи обычно пренебрегают (Quod opt. med., t. 1, p. 54. 6-10 К.). О серьезности логических занятий Г. говорит длинный перечень сочинений по логике (De libr. pr., t. 19, p. 43. 9^5. 10 К), из которых большая часть не сохранилась, в т. ч. фундаментальный труд в 15 кн. «О доказательстве» (Περὶ ἀποδείξεως). Сохранились учебник «Введение в диалектику» (Εἰσαγωγὴ διαλεκτική, лат. Institutio logica) и фрагменты соч. «О софизмах» (Περὶ τῶν παρὰ τὴν λέξιν σοφισμάτων, лат. De captionibus), первый образец комментария к трактату «О софистических опровержениях» Аристотеля из дошедших до нас от Античности (см. Edlow 1977). Г. составил комментарии ко всем логическим сочинениям Аристотеля (De libr. propr., t. 19, p. 47 К.): на «Об истолковании» в 3-х кн., на обе «Аналитики» (в 8-ми и 11 -ти кн.), на «Категории» в 4-х кн. В целом в логике Г. следовал Аристотелю и Теофрасту, что было характерно для представителей Среднего платонизма 2 в. н. э. (ср. Алкиной, Апулей). Ряд трактатов Г. посвятил разбору силлогистики стоика Хрисиппа.

    Г. критически отзывается о современных ему философах и дистанцируется от всех школ. По его мнению, аристотелики неверно понимают Аристотеля (De semine, t. 4, p. 516-519 К.), стоики не могут разъяснить учение Хрисиппа (PHP III, 4, 12), платоники плохо комментируют «Тимея» (Ibid. VIII, 5, 14) и не понимают его учения о смертности низшей части души (Ibid. IX, 9,12-13), наконец, «именующие себя гиппократиками» тоже не понимают Гиппократа (De elem., t. 1, p. 478.11-13 К.). Наибольшее количество возражений вызывали у Г. учения стоиков (логика и физика) и эпикурейцев (этика).

    Авторитет самого Платона Г. признавал, хотя и с оговоркой, что он уступает Гиппократу (ср. De nat. fac. 38, 12: «Гиппократ - первый среди врачей и философов»; Платон у Гиппократа, по мнению Г., много заимствовал, ср. De usu part., t. 3, p. 16, 7-9). Платоновской философии Г. посвятил целую серию произведений: «О школе Платона», «О логическом учении Платона», составил комментарий к избранным местам из «Тимея» в 4-х кн. (Περὶ τῶν ἐν τῷ Πλάτωνος Τιμαίῳ ἰατρικῶς εἰρημένων), в котором ограничился медицинскими вопросами. От комментария сохранились фрагменты на греческом и арабском языках, греческий фрагмент содержит обсуждение Plat. Tim. 76d-80c. Г. также составил общий обзор (σύνοψις) содержания платоновских диалогов в 8 кн.; текст этого компендия не сохранился, однако из арабских источников известно, что в него вошли изложения диалогов «Евтифрон», «Кратил», «Федон», «Парменид», «Политик», «Тимей», «Государство», «Законы» (фрагменты последних трех см. в изд. Kraus-Walzer 1951).

    Совокупность своих философских взглядов Г. в конце жизни изложил в соч. «О моих взглядах» в 3-х кн. (Περὶ τῶν ἰδίων δοξάντων), которое сохранилось во фрагментах и двух латинских средневековых переводах (см. Nutton 1987). Сохранилось (за исключением значительной части 1-й книги) соч. «О мнениях Гиппократа и Платона» в 9-ти кн. (Περὶ τῶν Ἱπποκράτους καὶ Πλάτωνος δογμάτων, лат. De placitis Hippocratis et Piatonis) - основное философское произведение Г., над которым он работал более 10 лет (между 162 и 176). Г. попытался показать согласие во взглядах Платона и Гиппократа по ряду натурфилософских проблем. В кн. I-IV рассматриваются взгляды на природу сил, управляющих человеком и живыми существами, и обосновывается истинность взглядов Платона и Гиппократа, кн. V-IX посвящены проблемам чувственного восприятия и методологии исследования. Трактат Г. носит подчеркнуто полемический характер. Г. принимает платоновское деление души на вожделеющую, аффективную и разумную и в этой связи постоянно критикует монистическую психологию стоиков за отрицание неразумной души и понимание «страстей» как ошибок суждения. Г. подробно обсуждает вопрос о локализации трех душевных способностей, и стоики критикуются за локализацию «ведущей способности» души (равно как и речевой и двигательной) в сердце, - по Г., это противоречит «анатомической очевидности». Излюбленной формулой опровержения у Г. являлась также констатация логической противоречивости того или иного положения, его «самопротиворечивость» (πρὸς ἑαυτόν ἐναντιολογία), напр., PHP III, 7, 48; IV, 4, 1; V, 4, 14 и мн. др. В качестве главного оппонента для Г. выступает Хрисипп, чей трактат «О душе» Г. часто цитирует, и в силу этого De placitis оказывается для нас важным доксографическим источником; имя стоика Посидония Г. приводит с неизменной симпатией, в частности, потому, что тот принял платоническую трехчастную модель души.

    Для Г. было характерно сочетание монотеистических идей (отождествление бога с умом-нусом, в духе Среднего платонизма) с телеологическим принципом, см. особ. «О назначении органов тела» (Περὶ χρείας μορίων):

    на основании изучения строения организма Г. приходит к выводу, что причиной порядка является некий божественный разум, демиург (по образцу платоновского «Тимея»): «ум-νοῦς все распределяет и упорядочивает» (De usu part., t. 3, p. 469. 11), «творец-δημιουργός ведет все возникающее к наилучшему виду» (470. 11-12), «во всем наш творец имеет в виду единую цель совершенства всех частей, выбор наилучшего» (476. 8-10). В PHP IX, 8 Г. даже пытается доказать существование демиурга с помощью аргумента о целесообразности, проводя аналогию между устроением живых существ и искусственных вещей, что не объяснимо действием слепого случая. Вместе с тем Г. охотно говорит «природа создала» (ἡ φύσις ἐδημιούργησε) при описании функции телесных органов (De usu part., 64. 15; 88. 5; 137. 10 и др.; ср. тж. De elem. I, 495. 7), разделяет аристотелевский принцип «природа ничего не делает напрасно», но видит в этой концепции «природы-устроительницы» наследие Гиппократа (PHP IX, 8, 23).

    Душа, по Г., как совокупность жизненных сил организма связана с состояниями тела. В посвященном этой проблематике соч. «О том, что силы души есть отражение телесного темперамента» (Ὅτι ταῖς τοῦ σώματος κράσεσιν αἱ τῆς ψυχῖς δυνάμεις ἕπονται) Г., опираясь на учение Платона, говорит о трех частях души, локализации разумной в мозге, чувствующей в сердце и в печени вожделеющей. От ответа на вопрос, бессмертна ли разумная душа, Г. воздерживается (Quod an. mor., t. 4, p. 773, 1-4 К.), но сам считает верным перипатетическое учение в версии Андроника Родосского о душе как «смеси или функции тела» (782. 15-19).

    Г. полагал, что знание строения тела, функций его органов, структуры души составляет основу для верного выбора в области моральной философии. Связь между проблематикой физиологии и этики усматривалась Г. в учении об удовольствии и страдании, и Г. посвятил ряд произведений критике эпикурейского гедонизма. Названия утраченных ныне сочинений Г. показывают основное направление его возражений («О том, что о причинах возникновения удовольствия у Эпикура сказано недостаточно», «О гедонистической школе», «О счастливой и блаженной жизни согласно Эпикуру»).

    Гален-комментатор. Экзегетический метод у Г. был разработан весьма подробно, и во многих отношениях его можно считать предшественником классических форм неоплатонической экзегезы. Г.-комментатор считает для себя обязательным, помимо разъяснения содержания текста, 1) давать сведения об истории комментариев на корпус Гиппократа, благодаря чему сохранились сведения об этой почти полностью утраченной традиции, 2) обсуждать текстологические проблемы и 3) непосредственно в ходе комментирования давать профессиональную оценку излагаемым сведениям. Своим книгам Г., как правило, предпосылает общее введение в предмет, в котором обсуждает круг вопросов, сходный с вопросами из пропедевтических глав неоплатонических комментариев к Аристотелю (см. Аристотеля комментаторы): различие между медицинскими школами, систематическая классификация трактатов, порядок изучения, тема (цель написания) отдельной работы, ее аутентичность, порядок изучения, смысл названия работы, деление ее на части, к какой части философии (или медицины) принадлежит комментируемый трактат.

    Комментарии Г. относились к типу построчных (ср. De libr. pr. I, 124: «к каждой фразе сочинения»). Сам Г. делит их на две группы: одни из них были написаны для своих друзей и учеников, как бы для внутреннего круга слушателей, другие - для широкого круга читателей. Цель комментария Г. традиционно понимает как «разъяснение сказанного неясно» (De diff. resp., t. 7, p. 825, 6-7 К.) и отмечает два вида неясности (ἀσάφεια): объективную, неясность комментируемого текста, и субъективную, проистекающую от подготовки и понятливости слушателя (In De fract., t. 18, p. 318, 1-322, 2 К.) - ср. David. In Isag. 105, 9-28. Текст (Гиппократа), неясный из-за его краткости и сжатости, требует от комментатора более подробного разъяснения самого предмета; текст, неясный в силу сложности вопроса, требует профессиональной подготовки комментатора, который сам должен быть опытным врачом. Для ясности и лучшего понимания комментатору следует пользоваться обычными словами в общепринятом их значении (De nat. fac. 1, 9-2, 2). Г. стремится комментировать, исходя из позиции «самого автора» (ἐξ ἑαυτοῦ σαφηνίζεσθαι, De diagn. puls., t. 8, p. 958. 6 ел. К., ср.: In De comate, - CMG V 9, 1, p. 183, 23 ел.).

    Наследие Г. были известно и востребовано в последующей традиции (см. Todd 1977; Nutton 1984); уже современник Г. перипатетик Александр Афродисийский, комментатор и многолетний оппонент Г., пишет несколько сочинений с опровержением Г. (в частности, его учения о движении), но вместе с тем в In Top. 549, 24 ставит его в один ряд «знаменитостей» вместе с Платоном и Аристотелем. Фемистий и Симпликий цитируют Г. в своих комментариях к «Физике» (Themist. In Phys. 114; Simpl. In Phys. 708; 718; 1039) и не без иронии высокопарно именуют его «мудрейшим», «всезнающим» и «ученейшим»; Иоанн Филопон считает Г. вполне «заслуживающим доверия» и обсуждает его мнение в De aet. mund. 522, 5 слл.; 529, 23 слл.; Элий упоминает сочинения Г. и Прокла для иллюстрации пункта о «неясности», проистекающей от «витиеватости слога, которому нужна узда», и сам Элий, по-видимому, комментировал его «О школах» (Περὶ αἱρέσεων) (ср. Elias. In Isag. 6, 7-9).

    В своих сочинениях Г. представил свод знаний всей античной медицины. С его именем связано становление экспериментального метода; эксперименты, в т. ч. по вивисекции живых животных, проводились Г. с целью опровержения стоических и аристотелевских представлений о физиологии организма, в частности, в ходе таких опытов была опровергнута традиционная точка зрения, согласно которой кровь содержалась исключительно в венах, а в артериях - пневма (потому что при вскрытии трупов артерии оказывались пустыми). Несмотря на опровержение пневматической парадигмы, Г. для объяснения процесса дыхания все же признавал наличие некоей пнев-мы, соответственно 3 частям души разделяющейся на 3 вида, которая может смешиваться с кровью. Ряд опытов Г. провел также для доказательства того, что центр ощущений и источник двигательных импульсов сосредоточен не в сердце, а в головном и спинном мозге. Вслед за Гиппократом Г. был сторонником гуморальной теории, согласно которой основными составляющими организма человека являются кровь, слизь, желтая и черная желчь, каждая из которых ассоциируется с парой фундаментальных противоположностей (по Аристотелю): горячим, холодным, сухим и влажным. Болезнь определяется как «повреждение естественных функций», она проистекает от избытка или недостатка 4 основных качеств, самих по себе или в сочетании.

    Г. придавал большое значение воздухо- и водолечению; отдельный трактат он посвятил рецептам составления лекарственных препаратов, составил несколько травников с описанием лекарственных растений (травники Г. неоднократно переводились на латынь, арабский, сирийский и персидский). Рецепты Г. порой включали в себя до нескольких десятков компонентов, в т. ч. малые дозы ядов; понятие «галеновы препараты» существует в медицине до сих пор и означает препараты, полученные из растительного сырья путем особой технологии (настойки, экстракты и др.).

    В последующие эпохи, особенно в Средневековье (как на Востоке, так и на Западе), Г. оставался в медицине непререкаемым авторитетом и представлял тот идеал, о котором у Гиппократа сказано: «врач-философ подобен богу». Написание имени Г. в форме Claudius Galenus не зафиксировано в рукописной традиции и известно не ранее эпохи Возрождения; таким образом было расшифровано буквенное сокращение Cl. (= Clarissimus, знаменитый), эпитет, которым сопровождали его фамильное имя (cognomen) Galenus.

    Соч.: Galeni Opera Omnia. Rec. С. G. Kühn. Lpz., 1821-1833, repr. Hldh., 1965; Galeni Pergameni Opera Minora. Edd. J. Marquardt, I. v. Mueller, G. Helmreich. T. 1-3. Lpz., 1884— 1893; Galenus. De usu partium. Ed. G. Heimreich. 2 vols. Lpz., 1907-1909; Galeni De Placitis Hippocratis et Piatonis. Ed. and comm. P. H. De Lacy. 3 vols. В., 1978-1983; Galen 's Institutio logica. Tr., introd., comm. by J. S. Kieffer. Baltm., 1964; Galenus. On the natural faculties. Tr. by A. J. Brock. Camb. (Mass.), 1979; Galens Kommentar zu Piatons Timaeos. Hrsg. v. С. J. Larrain. Stuttg., 1992; Kraus P., Walzer R. Plato Arabus I: Galeni Compendium Timaei Platonis aliorumque dialogorum synopsis quae extant fragmenta. L., 1951; Galen. On my own opinions. Ed., transi, and comm. by V. Nutton. В., 1999. Рус. пер.: Гачен. О назначении частей человеческого тела. Пер. С. П. Кондратьева, ред. и вступит, ст. В. Н. Терновского и Б. Д. Петрова. М., 1971.

    Лит.: Walzer R. Galen on Jews and Christians. Oxf, 1949; Idem. New Light on Galen's Moral Philosophy, - Cß43, 1/2, 1949, p. 82-96; Sarton G. Galen of Pergamon. Kansas, 1954; Rosenthal F. An Ancient Commentary on the Hippocratic Oath, - BullHistMed 30, 1956, p. 52-87; Resher N. Galen and syllogism. Pittsburg, 1966; De Lacy Ph. Galen's Platonism, -AJP 93, 1972, p. 27-32; Temkin O. Galenism. L., 1977; Edlow R. B. Galen on language and ambiguity: An English translation of De captionibus. Leiden, 1977; Todd R. B. Galenic medical ideas in the Greek Aristotelian commentators, - SymbO LII, 1977, p. 117-134; Nutton V. (ed.). Galen: Problems and Prospects. L., 1981; Eadem. Galen in the Eyes of His Contemporaries, - BullHistMed 58, 3, 1984, p. 315-324; Moraux P. Galien de Pergame. P., 1985; Nutton V. Galen's philosophical testament: On my own opinions, - Wiesner J. (hrsg.). Aristoteles. Werk und Wirkung. T. II. Kommentierung. Überlieferung. Nachleben. В., 1987, S. 27-51; Le opère psicologiche di Galeno. Atti del terzo CoUoquio galenico intemazionale di Pavia, 10-12 settembre 1986. A cura di P. Manuli e M. Vegetti. 1988; Hülser К. Galen und die Logik, - ANRWII, 36, 5, 1992, p. 3523-3554; Donini Ρ L. Galeno e la filosofia, - Ibid, S. 3484-3504; Hankinson R. J. Galen's Philosophical Eclecticism, - Ibid., S. 3505-3522; Idem. Actions and Passions: Galen's Anatomy of the Soul, - Brunschwig J., Nussbaum M.C. (edd.). Passions and Perceptions: Studies in Hellenistic Philosophy of Mind. Camb., 1993, p. 184-222; MansfeldJ. Prolegomena. Leiden; N. Y., 1994, p. 117-177; Tieleman T. Galen and Chrysippus on the Soul: Argument and Refutation in the De Placitis Books II—III. Leiden, 1996; Singer P. N. Levels of Explanation in Galen, - CQ 47, 2, 1997, p. 525-542; Boudon V. Galien de Pergame, - DPhA III, 2000, p. 440-166; The Unknown Galen. Ed. by V. Nutton. L., 2002; ENTRETIENS 49. Galien et la Philosophic Prep, et près, par J. Barnes et J. Jouanna. Vandv.; Gen., 2003; Frede M. Galen's Theology, - Ibid., S. 73-126; Tieleman T. Galen's Psychology, - Ibid., S. 131-161; Jouanna J. La notion de nature chez Galien, - Ibid., S. 229-262. Полемика с Александром Афродисийским: Pines S. Omne quod movetur necesse est ab aliquo moveri: A Refutation of Galen by Alexander of Aphrodisias and the Theory of Motion, - Isis 52, 1, 1961, p. 21-54; Rescher Ν., Marmura M. The Refutation by Alexander of Aphrodisias of Galen's Treatise on the Theory of Motion. Islamabad, 1969.

    Библ.: Kollesch J., Nickel D. Bibliographia Galeniana. Die Beiträge des 20. Jahrhunderts zur Galenforschung, - ANRW II, 37. 2, 1994, p. 1351-1420; 2063-2070; Garcia Sola M С. Bibliografia de Galeno, - Tempus 14, 1996, p. 5-44.

    M. А. СОЛОПОВА

  29. Источник: Античная философия