Большая Советская энциклопедия

    (Bezruč)

    Петр [псевдоним; настоящее имя Владимир Вашек (Vašek)] (15.9.1867, Опава, — 17.2.1958, Костелец на Гане), чешский поэт. Народный поэт республики (1945). Родился в семье учителя. Учился в Карловом университете в Праге. Первые стихи опубликовал в 1899. В сборнике стихов «Силезские песни» (1909), который поэт дополнял всю жизнь, отражён революционный протест народа, создан образ чешского рабочего. Б. развивал жанр реалистической социальной баллады, обращался к поэтике фольклора. В поэме «Голубая бабочка» (1931), стихах и очерках 20—30-х гг. Б. развенчивает буржуазную демократию в Чехословакии. В 1937—38 вышел сборник стихов разных лет «Паралипомены».

    Соч.: Slezské pisné, 2 vyd., Praha, 1957; в рус. пер. — Силезские песни, М., 1958.

    Лит.: Соловьева А., Петр Безруч и его «Силезские песни», в сборнике: Литература славянских народов, в. 2, М., 1957; Очерки истории чешской литературы XIX—XX вв., М., 1963; Buriánek F., Petr Bezruč, Praha, 1957.

    П. Безруч.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Безруч

    БЕЗРУЧ (Petr Bezruč, 1867–) — под таким именем известен чешский поэт Владимир Вашек, автор знаменитых «Силезских песен». В чешской поэзии 90-х гг. поэзия Б. своей национальной и социальной революционностью представляет исключительное явление и резко выделяется на фоне преобладающих индивидуалистических тенденций того времени (декаденты и символисты). Теперь уже трудно отделить поэзию Б. от борьбы силезского пролетариата против его поработителей. Чешская Силезия — родина поэта — богатый углем и разными рудами край (центр — Моравская Острава) — с 70-х гг. прошлого столетия быстро превратился в один из самых промышленных районов бывшей Австрии. В период развития капитализма ускоренно прошел процесс обнищания крестьянства и превращения его в рабочий резерв. В дальнейшем массовые расстрелы, медленное вырождение, онемечение сопровождали этот процесс. Т. к. рудники, копи и заводы, огромные латифундии, угодья, поместья принадлежали (и сейчас принадлежат) иностранцам, гл. обр. немцам — князьям, баронам, дворянству, духовенству (в некоторых округах до 60% общей земельной площади), то естественно, что социальное революционное движение пролетариата носило также и национальный характер. Все это Б. ярко отразил в своем творчестве. В своих песнях поэт чаще всего говорит о «Черной Остраве», черной от дыма фабричных труб и угля, о судьбе силезских углекопов, которые, добывая для своих эксплоататоров земные богатства, превратились в каторжан (песня «Острава»), о крестьянах, работающих на отнятых у них князьями полях, о «Злодухе» — маркизе Геро, к-рому принадлежат рудники и шахты, руки к-рого в крови от тысяч расстрелянных рабочих («Маркиз Геро», «Отвратительное видение», «Škaredý Liev» и др.), о борце освободителе Ондраше, национальном герое и гл. обр. о «70 тысячах» тех, которые заранее присуждены к смерти («70 тысяч могил копают нам у Тешина»). Отражая трагедию трудящихся масс, ужасы действительности, которые сопровождают капиталистическую эксплоатацию, песни Безруча тем не менее бодры духом, твердой надеждой на скорое освобождение, в них много веры во всепобеждающее начало труда. Цель его песен, почти всегда заканчивающихся призывом к борьбе, а иногда и угрозами («Придет день, из шахт вырвется огонь и дым. Придет день, и мы сочтемся») — поддержать в эксплоатируемом народе бодрость духа. Их форма — написанный дактилем вольный стих, чаще эпического характера (Б. сравнивают с Уот Уитменом (см.)). Язык сильно окрашен силезским наречием, благодаря чему он приобрел свежесть и красочность, способствовавшие проникновению произведений Б. в массы. В развитии социальной поэзии Чехии роль Б. весьма велика, и его творчество не утратило до сих пор своего актуального революционного значения.

    После «Силезских песен» Б. многие годы ничего не писал. Только недавно вышла его новая книга «Два гроба». В новых стихах уже нет ни боевых призывов к пролетариату, ни отражения той борьбы, к-рую до сих пор ведут силезские углекопы. В этом отношении нельзя не признать справедливыми упреки некоторых учеников Безруча (напр. И. Горы) в том, что Б. отказался от основного пункта своей поэтической программы — призыва к социальной революции.Библиография:

    B. P., Čezké pisně, Brno, 1924; Dvě mohily, Praha, 1928; Hora I, P. B. статья в Liternich novinéch, 1927; Novak J., d-r и Novak A., d-r, Přehledné dehiny čezke literatury.

  3. Источник: Литературная энциклопедия