Словарь Брокгауза и Ефрона

    (1838—1888) — даровитый географ и публицист-социолог, сын харьковского помещика; изучал медицину в Харькове и СПб., но, не кончив курса, отправился в качестве переводчика при дипломатической миссии Мансурова на Восток и посетил Константинополь, Афон и Иерусалим. Уволенный за дуэль и неповиновение начальству, М. поступил агентом в общество мореходства и торговли, но в 1860 г. зачислился волонтером в знаменитую "тысячу" Гарибальди и был тяжело ранен в сражении. В 1873 г. отправился в Иеддо, где устроил русскую школу и читал лекции по предметам общего образования. Неблагоприятный климат заставил его вернуться в Европу. Познакомившись с Э. Реклю, М. стал сотрудником его по изданию "Geographie Universelle". В 1884 г. получил кафедру сравнительной статистики и географии в невшательской академии. При жизни М. его статьи появлялись в "Современнике, "Деле", "Русском Богатстве"; после его смерти напечатан отдельно его труд: "La civilisation et les grands fleuves historiques" (П., 1889), в котором он развивает теорию зарождения первоначальных цивилизаций в области великих рек (см. также статью М. "Географическая теория развития исторических народов", "Вестник Европы", 1889, 3). Особенно интересовали М. явления кооперации: степенью и достоинствами ее измеряются, по его мнению, успехи общежития; существенный признак биологического прогресса, указанный Бером и Дарвином, — дифференциация — подчиняется в области социологии началу сочетания сил. Первоначально стихийный и принудительный характер кооперации переходит постепенно в свободный договор, во имя общей цели. Свобода является, таким образом, единственным существенным признаком цивилизации, но социологическая эволюция часто должна была подчиняться органической необходимости. Началом новой и высшей фазы развития М. признает декларацию прав человека.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Мечников Лев Ильич [18(30).5.1838, Петербург, — 18(30).6.1888, Невшатель, Швейцария], русский географ и социолог. Брат И. И. Мечникова. В 1856 за участие в революционном студенческом движении был исключен из Харьковского университета. В 1860 участвовал в национально-освободительной борьбе итальянского народа. Сотрудничал в «Колоколе» А. И. Герцена. В 1868 вместе с Н. П. Огаревым и Н. А. Шевелевым опубликовал в Женеве «Землеописание для народа». В 1874—76 читал лекции по русскому языку в Токийском университете. С 1876 был помощником Э. Реклю по созданию труда «Всеобщая география. Земля и люди». В 1881 опубликовал исследование о Японии. В 1883—88 занимал кафедру сравнительной географии и статистики в Невшательской академии (Швейцария). В 1889 был издан труд «Цивилизация и великие исторические реки» (русский перевод 1898, переизд. 1924), в котором М., игнорируя способ производства, излагает «географическую теорию прогресса и социального развития», при этом преувеличивает роль влияния природной среды на историю человеческого общества.

    Лит.: Экономическая география в СССР, М., 1965, с. 359—68.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    МЕ́ЧНИКОВ Лев Ильич

    [18(30) мая 1838 – 18(30) июня 1888 ] – рус. географ, социолог и публицист, брат И. И. Мечникова. Учился в Харьковском ун-те (1855–56), Петерб. медико-хирургич. академии (1857), Петерб. ун-те. Не закончил образования, т.к. преследовался за участие в студенч. движении. С 1860 участвовал в нац.-освободит. борьбе итал. народа, волонтер в "тысяче" Гарибальди; был ранен. В сер. 60-х гг. в Италии сблизился с Бакуниным, усвоил нек-рые его идеи. Переехав в Женеву (1865), принимал участие в делах Интернационала и рус. революц. пропаганды, сотрудничал в герценовском "Колоколе". В 1874–76 читал лекции в Токийском ун-те; в 1883–88 занимал кафедру в Невшательской Академии наук (Швейцария), участвуя в подготовке труда Э. Реклю ("Nouvelle géographie universelle. La terre et les hommes", v. 1–19, 1876–94; рус. пер. – "Земля и люди. Всеобщая география", т. 1–19, 1898–1901). В 1889 в Париже на франц. яз. вышло гл. соч. М. "Цивилизация и великие историч. реки.

    Географич. теория развития совр. обществ" ("La civilisation et les grands fleuves historiques", рус. пер. 1898, более полный – 1924).

    M. – представитель географической школы в социологии. В обществе, по М., имеет место постоянный прогресс, проявляющийся в "...нарастании общечеловеческой с о л и -д а р н о с т и" ("Цивилизация...", 1924, с. 42). Различные формы солидарности проявляются в кооперации; область социологии охватывает все факты, где наблюдается кооперация. М. понимал кооперацию в значит. степени натуралистически, видя ее даже в механич. связи первичных недифференциров. многоклеточных организмов. Прогресс социальной связи состоит в том, что она все более принимает психологич. характер и выливается в форму свободного союза. Общество движется от деспотизма с его угнетением личности к анархии с ее полной свободой. Выступая против расистских идей К. Фохта, Ш. Летурно и др., подвергая в этой связи критике колониалистскую политику капиталистич. гос-в, М. видел основу историч. развития в условиях географич. среды и прежде всего в гидросфере. Водные пути, по М., являясь как бы синтезом географич. условий, оказывают гораздо большее влияние на развитие общества, чем др. компоненты среды. В соответствии с тем, чтό составляет основу цивилизации – река, море или океан, – М. делил историю человечества на три периода; 1) Речной, охватывающий 4 древних цивилизации (Египет на Ниле, Месопотамия на Тигре и Евфрате, Индия на Инде и Ганге, Китай на Янцзы и Хуанхэ); отличит. черты этого периода – деспотизм и рабство. 2) Средиземноморский, или средневековый (с основания Карфагена до Карла Великого), характеризующийся крепостничеством, подневольным трудом, олигархич. и феод. федерациями. 3) Океанический, охватывающий новое время (с открытия Америки); этот период, по М., только начинается; в нем должны осуществиться свобода (уничтожение принуждения), равенство (ликвидация социального неравенства), братство (солидарность согласованных индивидуальных сил). Данная М. периодизация внутренне противоречива и не может объяснить, напр., отсутствие синхронности в развитии восточных (Индия, Китай) и западных (Египет, Месопотамия) цивилизаций, отнесение одинаковых по типу гос-в (Египет и Финикия) к разным историч. периодам, а неодинаковых (Рим и гос-во Карла Великого) – к одному, исчезновение тех или иных культур в неизменяющихся географич. условиях и т.д. Тем не менее теория М. сыграла положит. роль в борьбе с религиозно-мистич. концепциями общества.

    Соч.: Географич. теория развития историч. народов, "Вестник Европы", 1889, т. 2, No 3.

    Лит.: Плеханов Г. В., О книге Л. И. М. (Л. М., "Цивилизация и великие историч. реки"), Соч., т. 7, М.–Л., 1925; его же, Л. И. Мечников [Некролог ], там же: Романенко В. М., Борьба Л. И. Мечникова против мальтузианства, социал-дарвинизма и расизма, "Вопр. философии", 1956, No 5; Семенов И. Е., Рус. гарибальдиец Л. И. М., "Уч. зап. историч. фак-та Кирг. ун-та", вып. 5, 1958.

    А. Поляков. Москва.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    МЕЧНИКОВ Лев Ильич

    МЕ́ЧНИКОВ Лев Ильич (1838 — 1888), русский географ, социолог, лингвист, основной представитель русского географического детерминизма(см. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ). Брат И. И. Мечникова(см. МЕЧНИКОВ Илья Ильич). Учился в Харьковском университете, Петербургской медико-хирургической академии, Петербургском университете. Работал переводчиком российской дипломатической миссии на Ближнем Востоке. Публиковался в журнале «Колокол».(см. КОЛОКОЛ (газета)) С 1883 — профессор Невшательской академии наук (Швейцария). Основная (незавершенная) работа — «Цивилизация и великие исторические реки» была опубликована во Франции уже после его смерти, в 1889.

    Мечников стремился превратить социологию в точную научную дисциплину, для чего необходимо было сформулировать специфические законы общественной жизни, а также определить критерии социального прогресса(см. ПРОГРЕСС (направление развития)). Он определяет социологию как науку, включающую любые явления солидарности(см. СОЛИДАРНОСТЬ), в том числе и в природе. Но от биологии социология отличается тем, что первая изучает по преимуществу явления борьбы за существование(см. БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ), а вторая, напротив, явления солидарности и объединения сил. Центральное место в теории Мечникова занимала идея прогресса. Его критерием он считал достигнутый людьми уровень солидарности. Причем солидарность может быть как принудительной (на ранних стадиях развития общества), так и добровольной; поэтому прогресс определяется также и степенью свободы в этом процессе. Источником эволюции являются отношения между средой и способностью населяющих ее людей к кооперации(см. КООПЕРАЦИЯ)и солидарности. Главным компонентом географической среды является гидрологический фактор, то есть воздействие водных ресурсов(см. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ) на деятельность людей. Мечников выделял три основные эпохи (цивилизации) мировой истории: речную (люди расселялись по берегам рек, солидарность была принудительной), морскую (выход к морям, развитие торговли, добровольная солидарность) и океаническую, или всемирную.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Российская социологическая энциклопедия

    (1838-1888) - русский географ, социолог, обществ. деятель. М. - крупнейший представитель географич. направления в социологии, получивший мировую известность после опубликования (посмертно) его главного сочинения "La civilisation et grands fleuves historiques". P., 1889 (русское издание: Цивилизация и великие исторические реки: географич. теория развития современного общества. СПб., 1898). Это сочинение было задумано как вступление к исследованию мировой культуры. С целью превращения социологии в точную науку М. выдвинул два методологич. принципа: установление специфич. законов соц. жизни и определение с естественно-научн. достоверностью критерия прогресса. М. настаивал на необходимости четкого отграничения сообщества природного, ecтественного от созданного людьми об-ва, обозначая их соответственно понятиями общественности и об-ва. Если общественность существует по М., уже на самых ранних уровнях органич. жизни, постепенно усложняясь, то об-во начинается там и тогда, где и когда несколько живых существ собрались вместе для достижения совместными усилиями общих целей. Если на уровне природной общественности борьба и сотрудничество уравниваются, то в об-ве на первый план выдвигается кооперация; в ней М. видит границу между биологическим и социальным. Социология, по М., - наука, изучающая все явления солидарности - от связей в мире многоклеточных до производственной кооперации людей, задача к-рой - выявить критерий прогресса, позволяющего узнать, прогрессирует ли данное об-во. Мерилом прогресса в об-ве служит солидарность, воплощающаяся в различн. формам кооперации, зависящих от осознания людьми необходимости объединения. В начальный период человеческой истории преобладают подневольные союзы, держащиеся внешней связью. Им на смену идут соподчиненные союзы, возникающие в условиях соц. дифференциации об-ва на основе разделения труда, когда одно объединение людей не может прожить без другого. Высший период истории человечества должен, по М. характеризоваться свободным и добровольным союзом людей, объединенных общностью интересов и склонностей, а потому сознательно стремящихся к солидарности. Под географич. средой М. понимал не природу вообще, но лишь ту часть природы, к-рая вовлечена в процесс труда и изменяется под его воздействием. В качестве главного двигателя цивилизации М. выделял гидрологич. фактор - моря, реки, океаны. Соответственно в мировой истории выделялись три эпохи, или цивилизации: речная, морская и океанистическая, или всемирная. Соч.: Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ. СПб, 1898 (более полное издание Пг., 1924). A.M. Черных.

  9. Источник: Российская социологическая энциклопедия



  10. Социология: Энциклопедия

    (1838-1888) - русский географ, социолог, общественный деятель. Учился медицине, образование не закончил из-за участия в студенческом движении. С 1858 за границей. Участвует в итальянском освободительном движении, сближается с Бакуниным, редакцией "Колокола". С 1876 - в Швейцарии, где сосредоточивается на научной работе, ближайший сотрудник Э. Реклю, с 1883 занимает кафедру сравнительной географии и статистики в Невшательской академии. Опубликовал ряд статей по социологии в ключе позитивизма. Основная работа М. - "Цивилизация и великие исторические реки" (опубликована посмертно на французском языке в 1889).

    Отвергая концепцию социал-дарвинизма за его механистическое уподобление социальных закономерностей закону борьбы за существование, исследователь стремился превратить социологию в точную научную дисциплину. Для этого, по его мнению, было необходимо сформулировать истинные специфические законы общественной жизни, а также достаточно корректно определить критерии социального прогресса.

    Полагая, что общество начинается там и тогда, где и когда несколько живых существ собрались вместе для достижения совместными усилиями общих целей, М. подчеркивал, что в обществе стремление к кооперации, сотрудничеству является определяющим. "Биология, - писал он, - изучает в области растительного и животного мира явления борьбы за существование, социология же интересуется только проявлениями солидарности и объединения сил, т.е. факторами ко-операции в природе".

    Определяя социологию как науку, включающую все явления солидарности - от связей в мире одноклеточных до производственной кооперации людей, М. ориентировался на использование продуктивных аналогий между обществом и биологическим организмом, отвергая при этом примитивный биологический редукционизм.

    Идея общественного прогресса занимала центральное место в социологической концепции М. Без идеи прогресса, по его мнению, человеческая история представляет лишь бессмысленный склад событий. И в этом контексте ученый видел задачу социологии в том, чтобы определить, в чем состоит прогресс и по какому точно определенному признаку можно узнать, прогрессирует ли данное общество.

    В качестве некоего количественного индикатора степени эволюции общества по пути социального прогресса М. фиксировал достигнутый людьми уровень солидарности, вытесняющей первичную борьбу за существование, характерную для биологической природы. Обращая внимание на то, что солидарность как отношение людей может конституироваться как добровольно, так и по принуждению, социолог полагал, что именно степень свободы индивидов в этом процессе выступает как главное мерило прогрессивности данной цивилизации. Исторические же типы кооперации, в которых реализуется людская солидарность, обусловливаются мерой необходимости последней, осознаваемой человеком.

    История, по М., - это в конечном счете процесс постепенной трансформации от кооперации подневольного типа (за счет внешних принудительных сил) через союзы индивидов подчиненного типа, обусловленные общественным разделением труда, к свободным и добровольным ассоциациям людей, формирующимся "в силу общности интересов, личных наклонностей и сознательного стремления к солидарности".

    Настаивая на том, что "социальный прогресс находится в обратном отношении к степени принуждения, насилия или власти, проявляющихся в общественной жизни, и, наоборот, в прямом отношении к степени развития свободы и самосознания", М. пытался выявить механизмы этого процесса, основания смены этапов истории.

    Ориентируясь на концептуальный подход, присущий географической школе, М. искал источник эволюции цивилизации в отношении "между средой и способностью населяющих данную среду людей к кооперации и солидарности".

    Среда, по М., - это не просто окружающая природа, а лишь та ее часть, которая вовлекалась в процесс человеческого труда и изменялась под его воздействием. Полагая, что главным компонентом географической среды является так называемый гидрологический фактор (воздействие водных ресурсов на деятельность людей), М. вычленил в мировой истории три основные эпохи или цивилизации: речную, морскую и океанскую (или "всемирную"). Данный фактор вместе со способностью населения приспосабливаться в ходе производственной деятельности к внешним условиям и рассматривал исследователь в качестве движущей силы истории.

    Несмотря на известный натурализм и некоторую односторонность в трактовке социального процесса и его источников, М. сумел не только преодолеть явную узость взглядов, как правило, присущих традиционалистским концепциям географического детерминизма, но также обозначить ряд проблем для дальнейших социологических исследований (особенности социальной психологии народов как элемент механизма социального развития, формы социокультурной трансляции трудовых привычек и общественных установлений и т.д.).

    А.А. Грицанов

  11. Источник: Социология: Энциклопедия