Большая Советская энциклопедия

    (1.3.1892, Токио, — 24.7.1927)

    японский писатель. Был учеником Нацумэ Сосэки. Печатался с 1914. Новеллы «Расёмон» (1915, рус. пер. 1936) и «Нос» (1916) принесли ему славу. Отвращение к милитаризму и скептицизм — основные черты мировоззрения А., отражённые в его произведениях «Муки ада» (1918), «Каппа» (1927), «Жизнь одного идиота» (1927). Отточенный блестящий стиль — особенность его прозы. Покончил с собой. В 1935 в Японии учреждена литературная премия имени Акутагавы.

    Соч. в рус. пер.: Новеллы, М., 1959.

    Лит.: Акутагава Рюноскэ. Биобиблиогр. указатель, М., 1961.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    АКУТАГАВА Рюноскэ (1892-1927) - японский писатель. "Загадочность", непредсказуемость человеческого сознания - в новеллах-притчах (не без влияния эстетизма) "Расемон" (1915), "В чаще" (1922); трагические коллизии добра в мире социального зла - в психологических новеллах "Осень" (1920), "Холод" (1924). Социально-фантастическая аллегория "В стране водяных" (1927). Одиночество человека, его бессилие перед временем, историей - в итоговой повести-исповеди "Жизнь идиота" (1927).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Акутага́ва Рюноскэ

    (1892—1927), японский писатель. Скептицизм, грусть, непознаваемые глубины человеческой души, бессилие добра в холодном и жестоком мире — в изящных по стилю рассказах-притчах, основанных на национальных преданиях («Ворота Ра́сёмон», 1915), психологических новеллах («Осень» 1920; «Холод» (1924), аллегорическом романе-сказке «В стране водяных» (1927), повестях-исповедях «Жизнь идиота», «Зубатые колёса» (обе 1927). Покончил с собой в состоянии депрессии.

    * * *

    АКУТАГАВА Рюноскэ

    АКУТАГА́ВА Рюноскэ (1892—1927), японский писатель. «Загадочность», непредсказуемость человеческого сознания — в новеллах-притчах (не без влияния эстетизма) «Расемон(см. КУРОСАВА Акира) » (1915), «В чаще» (1922); трагические коллизии добра в мире социального зла — в психологических новеллах «Осень» (1920), «Холод» (1924). Социально-фантастическая аллегория(см. АЛЛЕГОРИЯ) «В стране водяных» (1927). Одиночество человека, его бессилие перед временем, историей — в итоговой повести-исповеди «Жизнь идиота» (1927).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Вся Япония

    (1892–1927) - выдающийся японский писатель. Отцом будущего писателя был торговец молоком, имевший в собственности пастбища на окраине Токио. Мать принадлежала к семье Акутагава, в которой впоследствии воспитывался знаменитый писатель: отсюда и фамилия. Рюноскэ родился, когда отцу было сорок два года, а матери - тридцать три. Следуя старинному обычаю, родители сделали вид, будто мальчика им подкинули, и отдали его на воспитание в дом старшей сестры матери, которая хотя и была замужем, но детей не имела. Все это было сделано из суеверных соображений, поскольку в Японии считается не очень-то хорошей приметой, когда родителям новорожденного за тридцать лет. В 1910 г. он окончил токийскую муниципальную среднюю школу в числе лучших и, решив изучать английскую литературу, поступил в Первый колледж на литературное отделение. В 1913 г. Акутагава оканчивает колледж и поступает на английское отделение Токийского императорского университета. Занятия в университете разочаровали начинающего литератора - лекции оказались неинтересными, и он перестал их посещать, увлекшись изданием журнала "Синситё". Журнал занимал позицию критики школы натурализма, а его представители были первыми "антинатуралистами". Акутагава и его друзья-литераторы своим творческим методом провозгласили неореализм. Взлет демократического движения, по их мнению, породил в японской литературе два явления: пролетарскую литературу и неореализм. Начало творчества писателя относится к 1915 г., когда им были написаны рассказы "Ворота Расёмон" и "Нос", сразу же заставившие заговорить о появлении нового талантливого автора. (Кстати, кинофильм режиссера Куросава Акира под названием "Расёмон" к рассказу никакого отношения не имеет и основывается на другом произведении писателя - "В чаще".) Многие критики появление этих рассказов относят ко времени, когда Акутагава пребывал в душевной депрессии из-за любовной истории, трагично окончившейся, и стремился отвернуться от действительности, окунуться в мир древности. После окончания университета в декабре 1916 г. Акутагава получает должность преподавателя английского языка в Военно-морской школе. Свою жизнь в эти годы впоследствии он опишет в цикле новелл об учителе Ясукити - честном, но несколько непутевом человеке, который попадает в разные забавные истории. Своей будущей жене он писал, что люто ненавидит преподавание: "Стоит мне увидеть лица учеников, как сразу же охватывает тоска, и тут уж ничего не поделаешь. Но зато я моментально оживаю, когда передо мной бумага, книги, перо и хороший табак". Тем не менее это были самые плодотворные годы в его жизни - за девять месяцев он создал около двадцати новелл, эссе и статей. В то же время с помощью одного из друзей Акутагава пытается получить место преподавателя в университете Кэйо, но переговоры затягивались, и в конце концов он принимает другое предложение - становится сотрудником газеты "Осака майнити симбун". Относительно своего пристрастия к изображению прошлого Акутагава говорил: "Душа человека в древности и современного человека имеет много общего. В этом все дело". Поэтому в древности он искал аналоги поступков, мыслей, психологии современных ему людей. Вообще же сюжеты из прошлого у Акутагава можно разделить на три периода: XII в., когда древняя столица Японии Киото оказалась во власти множества несчастий, конец XVI в. - эпоха сильного влияния и распространения христианства в Японии и начало эпохи Мэйдзи - период просветительства. Акутагава становится непревзойденным мастером короткого рассказа, традиции которого имеют в Японии глубокие и древние корни. Литературные критики у Акутагава находят нечто общее с произведениями другого прославленного мэтра японской литературы - Нацумэ Сосэки, в частности проблему эгоизма. Это не случайно, ведь Акутагава считался одним из учеников Нацумэ и посещал литературные вечера, устраиваемые в его доме. И в романах Нацумэ, и в новеллах Акутагава эгоизм не был проблемой, касающейся личности как таковой. Оба писателя показали эгоизм как острую проблему общества в целом, как "государственный эгоизм Японии". Интересны новеллы о деятельности христиан в Японии, например "Табак и дьявол", "Джулиано Китискэ". Известно, что многие христиане, прибывавшие в Японию, были мошенниками, развращающими японцев, или авантюристами от торговли. В новелле "Табак и дьявол" рассказывается о том, как дьявол хитростью и коварством завез и распространил табак в Японии. Под табаком имеется в виду христианство. Последний период литературной деятельности писателя - 1921–1927 гг. Все произведения того периода окрашены в яркие социальные тона. Неприятие некоторых негативных сторон милитаризма и капитализма тех лет писатель выразил в ряде произведений, в том числе в повести "В стране водяных". Акутагава показал фашизирующееся японское общество 20-х гг. на примере государства, в котором живут сказочные существа - водяные каппа. Акутагава покончил с собой 24 июля 1927 г., приняв смертельную дозу веронала. Его самоубийство шокировало друзей и знакомых, но не стало для них чем-то неожиданным. Никто так и не узнал истинной причины его смерти. В 1935 г. его другом, писателем и издателем Кикути Каном была учреждена премия имени Акутагава Рюноскэ, которой раз в год удостаиваются молодые литераторы Японии по сей день. По числу художественных переводов Акутагава занимает одно из первых мест среди японских писателей.

  7. Источник: Вся Япония



  8. Сводная энциклопедия афоризмов

    Акутагава Рюноскэ

    Акутагава Рюноскэ (1892 - 1927)

    Японский писатель. Родился 1 марта 1892 в Токио. Был учеником Нацумэ Сосэки. Печатался с 1914. Умер 24 июля 1927. Покончил с собой в состоянии депрессии. В 1935 в Японии учреждена литературная премия имени Акутагавы.Афоризмы, цитаты
    • Сильный попирает мораль. Слабого мораль ласкает. Тот, кого мораль преследует, всегда стоит между сильным и слабым.
    • Ложь - это вчерашняя правда.
    • Среди увлекающихся азартной игрой нет пессимистов.
    • Человеческая жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться с ней серьезно - смешно. Обращаться несерьезно - опасно.
    • Совесть - строгое искусство.
    • Наследственность, окружение, случайность - вот три вещи, управляющие нашей судьбой.
    • Совесть не появляется с возрастом, как борода. Чтобы приобрести совесть, требуется некоторый опыт.
    • Может быть, совесть - источник морали, но мораль никогда еще не была источником того, что по совести считают добром.

  9. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: