Большая Советская энциклопедия

    богословская школа при Сен-Викторском аббатстве (abbaye de Saint-Victor) каноников-августинцев, существовавшем в Париже с 1113, международный центр ортодоксально-католической философии в 12 в. Основатель С.-В. ш. — Гильом из Шампо (около 1068—1121), представитель крайнего Реализма, противник Абеляра. Общая атмосфера С.-В. ш. определена традициями средневековой мистики (См. Мистика), восходящими к Августину и отчасти к Ареопагитикам (См. Ареопагитики), но получившими новый импульс от Бернара Клервоского (См. Бернар Клервоский). Некоторые деятели С.-В. ш. выступали во имя этих традиций против схоластического рационализма как такового (особенной агрессивностью отличается трактат Вальтера Сен-Викторского «Против четырёх лабиринтов Франции», где под «лабиринтами» подразумеваются системы Абеляра, Гильберта Порретанского, Петра Ломбардского и Петра Пуатевинского). Однако виднейшие мыслители С.-В. ш. — Гуго Сен-Викторский (около 1096—1141) и Ришар Сен-Викторский (умер 1173) — стремились к соединению мистики и рационализма в духе средневекового платонизма на основе принципов Ансельма Кентерберийского (постановка вопроса о «необходимых логических основаниях» даже «таинств веры», но при подчинении разума вере). Универсализм построений Гуго предвосхищает зрелую схоластику 13 в. Интересы Ришара значительно более узки и сосредоточены главным образом на чисто мистических темах; его учение о «восхождении» человеческого духа по ступеням деятельности воображения и ума к чистому созерцанию представляет собой необходимое звено между более ранней традицией христианского платонизма и доктринами Бонавентуры (См. Бонавентура).

    Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957; Dumeige G., Richard de St.-Victor et l'idée chretienne de l'amour. P., 1952; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2, В., 1957.

    С. С. Аверинцев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА средневековой философии (12 в.) - существовала при аббатстве каноников-августинцев Сен-Виктор (Saint-Victor) в Париже. Основатель - Гильом из Шампо, сторонник крайнего реализма, противник Абеляра. Виднейшие представители - Гуго и Ришар Сен-Викторские - стремились к сочетанию мистики и рационализма в духе августиновского платонизма на основе принципов Ансельма Кентерберийского.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА средневековой философии (12 в.), существовала при аббатстве каноников-августинцев Сен-Виктор в Париже. Основатель - Гильом из Шампо, сторонник крайнего реализма, противник Абеляра. Виднейшие представители - Гуго и Ришар Сен-Викторские - стремились к сочетанию мистики и рационализма в духе августиновского платонизма.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Философская энциклопедия

    СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА

    богословская школа при Сен-Викторском аббатстве (abbayc de Saint-Victor) каноников-августинцев, существовавшем в Париже с1113, междунар. центр ортодоксально-католич. философии в 12 в. Основатель С.-В. ш.— Гильом из Шампо (ок. 1068—1121), представитель крайнего реализма, противник Абеляра. Общая атмосфера С.-В. ш. определена традициями ср.-век. мистики, восходящими к Августину и отчасти к Псевдо-Дионисию Ареопагиту, но получившими новый импульс от Бернара Клерво-ского. Некоторые деятели С.-В. ш. выступали во имя этих традиций против схоластич. рационализма как такового (трактат Вальтера Сен-Викторского «Против четырёх лабиринтов Франции», где под «лабиринтами» подразумеваются системы Абеляра, Жильбера Порре-танского, Петра Ломбардского и Петра Пуатевинского). Однако виднейшие мыслители С.-В. ш.— Гуго Сен-Викторский (ок. 1096—1141) и Ришар Сен-Викторский (ум. 1173) — стремились к созданию мистики и рационализма в духе ср.-век. платонизма на основе принципов Ансельма Кентерберийского (постановка вопроса о «необходимых логич. основаниях» даже «таинств веры», но при подчинении разума вере).

    Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, М.,1957; Dumeige G., Richard de St.-Victor et l'idee chretienne de Гатоиг, Р.,1952; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2 B., 1957.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    Сен-Викто́рская шко́ла

    средневековой философии (XII в.), существовала при аббатстве каноников-августинцев Сен-Виктор (Saint-Victor) в Париже. Основатель — Гильом из Шампо, сторонник крайнего реализма, противник Абеляра. Виднейшие представители — Гуго и Ришар Сен-Викторские — стремились к сочетанию мистики и рационализма в духе августиновского платонизма на основе принципов Ансельма Кентерберийского.

    * * *

    СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА

    СЕН-ВИКТО́РСКАЯ ШКО́ЛА средневековой философии (12 в.), существовала при аббатстве каноников-августинцев Сен-Виктор (Saint-Victor) в Париже. Основатель — Гильом из Шампо(см. ГИЛЬОМ из Шампо), сторонник крайнего реализма, противник Абеляра(см. АБЕЛЯР Пьер). Виднейшие представители — Гуго и Ришар Сен-Викторские — стремились к сочетанию мистики и рационализма в духе августиновского платонизма на основе принципов Ансельма Кентерберийского(см. АНСЕЛЬМ Кентерберийский).

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Большой Энциклопедический словарь

    СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА
    СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА средневековой философии (12 в.) - существовала при аббатстве каноников-августинцев Сен-Виктор (Saint-Victor) в Париже. Основатель - Гильом из Шампо, сторонник крайнего реализма, противник Абеляра. Виднейшие представители - Гуго и Ришар Сен-Викторские - стремились к сочетанию мистики и рационализма в духе августиновского платонизма на основе принципов Ансельма Кентерберийского.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: