Большая Советская энциклопедия

    Бергман (Bergman) Ингмар (р. 14.7.1918, Упсала), шведский режиссёр театра и кино. В 1942 начал работать в театре, в 1943 ‒ в кино, вначале как сценарист, затем как режиссёр. Получил широкое признание с середине 50-х гг. В фильмах «Улыбки летней ночи» (1955), «Седьмая печать» (1956), «Земляничная поляна» (1957), «Лицо» (1958), «Источник» (1959) выдвигаются нравственные и философские проблемы, связанные с трагическим положением человека в условиях кризиса, падения духовных ценностей в буржуазном обществе; Б. склонен к негативному, пессимистическому взгляду на мир, однако в его фильмах звучит тема нравственного противостояния силам зла. Поиски смысла жизни нередко принимают у Б. религиозную форму. В 60-е гг. его фильмы приобретают особенно мрачный колорит. Через трилогию «Как в зеркале» (1961), «Причастие» (1963), «Молчание» (1963) траурной нитью проходит тема человека, утерявшего истинное содержание человеческого существования ‒ любовь к людям. Фильмы «Персона» (1966), «Волчий час» (1968), «Стыд» (1969) развивают тему распада человеческой личности. В них усиливаются апокалиптические мотивы. Для стилистики фильмов Б. характерно сочетание реалистической достоверности с иносказаниями и символикой, поэтическое ощущение природы, строгость и пластическое богатство изобразительных решений, порой ‒ склонность к экспрессионистским эффектам, акцентированию жестокости. Многие фильмы Б. награждены премиями на международных кинофестивалях. Лит.: Béranger J., Ingmar Bergman et ses films, P., 1959; Ингмар Бергман, М., 1969. В. И. Божович.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Bergman, Ingmar)

    (р. 1918), шведский кинорежиссер. Родился 14 июля 1918 в Упсале. Получил образование в Стокгольмском университете, художественную деятельность начал в 1940 режиссером в Королевском драматическом театре, затем сценаристом и режиссером в компании "Свенск Фильминдустри". Среди его фильмов - Земляничная поляна (Smultronstllet, 1957), Лицо (Ansiktet, 1958), Улыбки летней ночи (Sommarnattens, 1955), Седьмая печать (Det sjunde inseglet, 1957), Молчание (Tystnaden, 1963), Источник (Jungfrukllan, 1959), Персона (Persona, 1966), Сцены из супружеской жизни (Scener ur ett ktenskap, 1973), Как в зеркале (S'som i en spegel, 1961) и Осенняя соната (Hstsonaten, 1978). Бергман обычно снимал фильмы по собственным сценариям, затрагивая в них широкий круг проблем: поиски своего "я" (Персона), творчество и больное сознание (Час волка - Vargtimmen, 1968), одиночество и сексуальные отклонения (Молчание), способность любви выстоять во враждебном мире (Стыд - Skammen, 1968), отношения человека с Богом (Причастие - Nattvardsgsterna, 1962), смерть (Седьмая печать и Шепоты и крик - Viskningar och rop, 1972), разобщенность - между мужем и женой (Сцены из супружеской жизни), между человеком и Богом или между людьми (все его фильмы). Фанни и Александр (Fanny och Alexander, 1983) и Благие намерения (1992) - глубокие исследования детства и отношений между родителями. Вместе с автобиографическими работами Латерна магика (1988) и Образы (1994) они свидетельствуют о том, насколько неразделимы жизнь и творчество Бергмана.

    ЛИТЕРАТУРА

    Бергман И. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интервью. М., 1969

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Бе́ргман Ингмар

    (Bergman) (р. 1918), шведский режиссёр, сценарист. Творческий путь начал в театре, осуществил множество постановок по пьесам У. Шекспира, А. Стриндберга, А. П. Чехова и современных драматургов. В кино с 1944. Развивает тему трагического одиночества человека, тщетно ищущего смысл бытия. Фильмы: «Вечер шутов» (1953), «Седьмая печать», «Земляничная поляна» (оба 1957), «Лицо» (1958), «Молчание» (1963), «Осенняя соната» (1978), «Фанни и Александр» (1983) и др.

    * * *

    БЕРГМАН Ингмар

    БЕ́РГМАН (Bergman) Ингмар (1918—2007), шведский кинорежиссер. Фильмы: «Вечер шутов» (1953), «Седьмая печать», «Земляничная поляна» (оба 1957), «Лицо» (1958), «Молчание» (1963), «Осенняя соната» (1978), «Фанни и Александр» (1983) и др. Развивает тему трагического одиночества человека в современном обществе. Ставил спектакли в драматическом и оперном театрах.

    * * *

    БЕ́РГМАН (Bergman) Эрнест Ингмар (14 июля 1918, Упсала — 30 июля 2007, остров Фере), шведский режиссер кино и театра, сценарист, драматург, прозаик, эссеист, продюсер ряда своих фильмов, выдающихся деятель скандинавского театра 20 века, международно признанный лидер «авторского» направления в мировом киноискусстве.

    Родился в семье пастора. Окончив в 1944 факультет литературы и искусства Стокгольмского университета, работал режиссером в городских театрах Хельсингборга (1944), Гетеборга (1946—49) и Мальме (1952—58). С начала 1960 ставит спектакли на сцене Стокгольмского Королевского театра «Драматен», в 1963—66 является его директором. В 1944 дебютирует в кино в качестве сценариста («Травля», режиссер А. Шеберг).

    Раннее кинотворчество Бергмана проходит под знаком типичной для представителей шведского литературного авангарда 1940-х гг. бескомпромиссной критики социальной несправедливости, ханжества и лицемерия буржуазной морали и процветавшего на его родине культурно-политического изоляционизма. Герои его картин — люди трудной судьбы («Кризис», 1946, «Корабль в Индию», 1947, «Музыка во тьме», 1948), испытывающие крушение эмоционального мира влюбленные («К радости», 1949, «Летняя игра», 1950, «Лето с Моникой», 1952), неблагополучные супружеские пары («Жажда», 1949, «Женщины ждут», 1952). Однако уже в первых лентах режиссера стремление к углубленному психологическому анализу сочетается с постановкой философских вопросов о природе бытия и месте человека в нем («Тюрьма», 1949).

    С новой остротой Бергман выдвигает эти вопросы, рассматривая их на пространстве истории и мифа, в снискавших ему общенациональную и международную славу новаторских лентах 1950-х гг.: в пронизанном горьким социально-критическом пафосом «Вечере шутов» (1953), восходящей к истокам средневекового народного театра «Седьмой печати» (1956, премия Международного кинофестиваля в Канне) и погружающем в легендарное прошлое «Источнике» (1959), балансирующем на грани реального и фантазийного «Лице» (1958, премия Международного кинофестиваля в Венеции, 1959). Вершиной бергмановского этико-художественного максимализма в этот период становится отмеченная виртуозностью образно-выразительного решения мучительная драма переоценки жизненных ценностей, происходящая на исходе человеческого пути («Земляничная поляна», 1957).

    Поиск истоков одиночества, генезис отчуждения — в центре внимания Бергмана в его этапных фильмах 1960-х гг., сложившихся в тематическую трилогию о «молчании Бога»: «Как в зеркале» (1960), «Причастие» (1962), «Молчание» (1963, премия «Оскар»(см. ОСКАР (в кино))). Напоминая по форме «камерные пьесы» Ю. Стриндберга(см. СТРИНДБЕРГ Юхан Август) (небольшое число действующих лиц, узкие рамки времени и пространства), они, как и снятая двумя годами позже сложнейшая по замыслу и исполнению философская драма «Персона» (1956), весомо свидетельствовали, что с Бергманом в мировое кино приходит принципиально новое, связанное с тончайшими нюансами внутренней жизни людей измерение. Испытав влияние датского философа С. Кьеркегора,(см. КЬЕРКЕГОР Серен) одного из духовных учителей режиссера, Бергман анализирует в фильме «Час волка» (1965) психологическое состояние теряющего рассудок художника, в ленте-антиутопии «Стыд» (1967) вскрывает причины деградации одинокой личности, в картинах «Страсть» (1968), «Прикосновение» (1970), «Шепоты и крики» (1971) исследует болезненный слом устоев буржуазного брака и семьи. Бергмановская глубина постижения жизненных коллизий практически на знает себе равных в опыте современного киноискусства.

    1970-е годы отмечены в творчестве Бергмана усилением социально-критических и политико-разоблачительных мотивов. Живой общественный резонанс вызвала постановка в кино и на телевидении фильма «Сцены из супружеской жизни» (1972) и их своеобразного продолжения — фильма «Лицом к лицу» (1975). Ощущение непрочности, зыбкости современного миропорядка емко выразилось в галлюцинативной, с черточками научно-фантастического «прогноза» картине о психосоциальных истоках фашизма в Германии «Змеиное яйцо» (1976). На рубеже 1980-х гг. в манере режиссера берут верх тенденции к утверждению позитивных мировоззренческих ценностей. Важнейшее средоточие этих ценностей (и первооснова существования), по Бергману, — семья. Именно в рамках семьи развертывается напряженный внутренний конфликт позднейшего из психологических шедевров Бергмана «Осенней сонаты» (1977) и масштабной эпической саги «Фанни и Александр» (1982), явившейся самой дорогой постановкой за всю историю шведского кинопроизводства.

    Творческое наследие Бергмана огромно. На сценах Швеции и других стран им поставлено более 70 спектаклей по произведениям классической и современной драматургии, осуществлен ряд постановок на радио и телевидении. В кино с 1946 по 1986 режиссер снял 46 фильмов (в основном по собственным сценариям), ряд фильмов по его сценариям осуществлен другими режиссерами. Лауреат престижных международных кинопремий, включая премию Европейской киноакадемии «Феликс» (1988) и «Ветвь ветвей» 50-го юбилейного Международного кинофестиваля в Канне (1997). В 1989 в русском переводе вышла его блестяще написанная книга мемуаров «Латерна магика». Последний свой фильм «Сарабанда» поставил в 2003.

    Скончался в своем доме, расположенном на острове Фере в Балтийском море.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    БЕРГМАН (Bergman) Ингмар (р. 14 июля 1918, Упсала, Швеция), шведский режиссер, сценарист.

    Выдающийся деятель скандинавского театра 20 века, наряду с М. Антониони, Л. Бунюэлем, А. Куросавой, Ф. Феллини, международно признанный лидер «авторского» направления в мировом киноискусстве. Родился в Упсале в семье пастора. Окончив в 1944 факультет литературы и искусства Стокгольмского университета, работает режиссером в городских театрах Хельсингборга (1944), Гетеборга (1946—1949) и Мальме (1952—1958). С начала 60-х годов ставит спектакли на сцене стокгольмского Королевского театра «Драматен», в 1963—1966 является его директором. В кино дебютирует в качестве сценариста в 1944 («Травля», Hets, режиссер А. Шеберг).

    Творческое наследие Бергмана огромно. На сценах Швеции и других стран им поставлено более 70 спектаклей по произведениям классической и современной драматургии, осуществлен ряд постановок на радио и телевидении. В кино с 1946 по 1986 режиссер снял 46 фильмов (в основном по собственным сценариям), ряд фильмов по его сценариям осуществлен другими режиссерами. Лауреат престижных международных кинопремий, включая премию Европейской киноакадемии «Феликс» (1988) и «Ветвь ветвей» 50-го юбилейного МКФ в Канне (1997).

    Раннее кинотворчество Бергмана проходит под знаком типичной для представителей шведского литературного авангарда 40-х годов (так называемых «фюртиоталистов») бескомпромиссной критики социальной несправедливости, ханжества и лицемерия буржуазной морали и процветавшего на его родине культурно-политического изоляционизма. Герои его картин — люди трудной судьбы — «Кризис» (Kris, 1946); «Корабль в Индию» (Frustration, 1947); «Музыка во тьме» (Musik I Moker, 1947), юные изгои из регламентированного социума в фильме «Дождь над нашей любовью» (Det Regnar Pa Var Karlek, 1946); «Портовый город» (Hamnstad, 1948), испытывающие крушение эмоционального мира влюбленные в фильмах «К радости» (Till Gladje, 1949); «Летняя игра», 1950; «Лето с Моникой» (Sommaren Med Monika/Monika, 1952), неблагополучные супружеские пары в фильмах «Жажда» (Thirst, 1949); «Женщины ждут» (1952). Однако уже в первых лентах режиссера стремление к углубленному психологическому анализу сочетается с постановкой философских вопросов о природе бытия и месте человека в нем («Тюрьма», 1949).

    С новой остротой Бергман выдвигает эти вопросы, рассматривая их на пространстве истории и мифа, в снискавших ему общенациональную и международную славу новаторских лентах 50-х: пронизанном горьким социально-критическим пафосом, приводящем на память Ф. Достоевского, «Вечере шутов» (1953), восходящей к истокам средневекового народного театра «Седьмой печати» (1956, премия МКФ в Канне) и погружающем в легендарное прошлое «Источнике» (1959), балансирующем на грани реального и фантастического «Лицей» (1958, премия МКФ в Венеции, 1959). Вершиной бергмановского этико-художнического максимализма становится в этот период отмеченная виртуозностью образно-выразительного решения мучительная драма переоценки жизненных ценностей, происходящая на исходе человеческого пути «Земляничная поляна» (Smultronstallet, 1957).

    Поиск истоков одиночества, некоммуникабельности, генезис отчуждения — в центре внимания Бергмана в этапных фильмах 60-х годов, сложившихся в тематическую трилогию о «молчании Бога»: «Как в зеркале» (Sasom I En Spegel, 1960) (премия «Оскар»), «Причастие» (1962), «Молчание» (Tystnaden, 1963). Напоминая по форме «камерные пьесы» А. Стриндберга (небольшое число действующих лиц, узкие рамки времени и пространства), они, как и снятая двумя годами позже сложнейшая по замыслу и исполнению философская драма «Персона» (Persona, 1965), весомо свидетельствовали, что с Бергманом в мировое кино приходит принципиально новое, экзистенциальное, связанное с тончайшими нюансами внутренней жизни людей измерение. Анализ граней «несчастного сознания» (в терминологии одного из духовных учителей режиссера С. Кьеркегора), принимаемый в фильме о теряющем рассудок художнике («Час волка», 1965), ленте-антиутопии о неостановимой деградации одинокой личности под натиском антигуманной среды «Стыд» (Skammen, 1967), картинах о безболезненном сломе устоев буржуазного брака и семьи, таких как «Страсть» (1968); «Прикосновение» (Beroringen, 1970); «Шепоты и крики» (Viskningar Och Rop, 1971), практически не знает себе равных в опыте современного киноискусства.

    70-е годы отмечены в творчестве Бергмана усилением социально-критических и политико-разоблачительных мотивов. Живой общественный резонанс вызвала постановка в кино и на телевидении «Сцен из супружеской жизни» (Scenes From A Marriage, 1972) и их своеобразного продолжения — фильма «Лицом к лицу» (Face To Face/Ansikte Mot Ansikte, 1975). Ощущение непрочности, зыбкости современного миропорядка емко выразилось в галлюцинативной, с черточками научно-фантастического «прогноза», картине о психосоциальных истоках фашизма в Германии «Змеиное яйцо» (1976). На грани 80-х годов в манере режиссера берут верх тенденции к утверждению позитивных мировоззренческих ценностей. Важнейшее средоточие этих ценностей (и первооснова существования), по Бергману, — семья. Именно в рамках семьи развертывается напряженный внутренний конфликт позднейшего из психологических шедевров Бергмана — «Осенней сонаты» (Hostsonaten, 1977) и масштабной эпической саги «Фанни и Александр» (Fanny Och Alexander, 1982), явившейся самой дорогой постановкой за всю историю шведского кинопроизводства.

    Николай Пальцев

    1944 Hets ассистент режиссера

    1945 Кризис / Kris режиссер, сценарист

    1946 Дождь над нашей любовью / Det Regnar Pa Var Karlek режиссер, сценарист

    1947 Корабль в Индию / Skepp Till India Land / Frustration режиссер, сценарист

    1947 Kvinna Utan Ansikte сценарист

    1947 Музыка во тьме / Musik I Moker режиссер

    1948 Eva сценарист, сюжет

    1948 Портовый город / Hamnstad режиссер, сценарист, экранизация, дополнительный диалог

    1949 Fangelse режиссер, сценарист

    1949 Жажда / Thirst режиссер, исполнитель

    1949 К радости / Till Gladje режиссер, сценарист, исполнитель

    1950 Sant Hander Inte Har режиссер

    1950 Medan Staden Sover автор идеи

    1951 Franskild сценарист, сюжет

    1951 Illicit Interlude / Sommarlek режиссер, сценарист

    1952 Kvinnors Vantan режиссер, сценарист, исполнитель

    1952 Лето с Моникой / Sommaren Med Monika / Monika режиссер, сценарист

    1953 Gycklarnas Afton режиссер, сценарист

    1954 En Lektion I Karlek режиссер, исполнитель

    1955 Kvinnodrom режиссер, сценарист, исполнитель

    1955 Sommarnattens Leende режиссер, автор песен

    1956 Sista Paret Ut сценарист

    1956 Седьмая печать / Det Sjunde Inseglet режиссер

    1957 Det Sjunde Inseglet режиссер, сценарист

    1957 Земляничная поляна / Smultronstallet (см. ЗЕМЛЯНИЧНАЯ ПОЛЯНА) режиссер, сценарист

    1958 Nara Livet режиссер, сценарист

    1958 Ansiktet режиссер, автор песен

    1959 Девичий источник / Jungfrukallan (см. ДЕВИЧИЙ ИСТОЧНИК) продюсер, режиссер

    1960 Brollopsdagen сюжет

    1960 Djavulens Oga режиссер, сценарист

    1960 Как в зеркале / Sasom I En Spegel режиссер, сценарист

    1961 Lustgarden сценарист

    1962 Причастие / Nattvardsgasterna (см. ПРИЧАСТИЕ) продюсер, режиссер, сценарист

    1963 Молчание / Tystnaden (см. МОЛЧАНИЕ) режиссер, сценарист

    1964 For Att Inte Tala Om Alla Dessa Kvinnor продюсер, режиссер, сценарист

    1965 Персона / Persona (см. ПЕРСОНА) продюсер, режиссер, сценарист

    1967 Stimulantia режиссер, сценарист, оператор

    1967 Стыд / Skammen (см. СТЫД) режиссер, сценарист

    1968 Vargtimmen режиссер, сценарист

    1969 En Passion режиссер, сценарист

    1969 Riten режиссер, сценарист

    1970 Farodokument продюсер, режиссер, сценарист

    1970 Прикосновение / Beroringen (см. ПРИКОСНОВЕНИЕ) продюсер, режиссер, сценарист

    1971 Шепоты и крики / Viskningar Och Rop продюсер, режиссер, сценарист

    1972 Сцены из супружеской жизни / Scenes From A Marriage продюсер, режиссер, сценарист

    1974 Волшебная флейта / Trollflojten (см. ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА) режиссер, сценарист, экранизация

    1975 Лицом к лицу / Ansikte Mot Ansikte (см. ЛИЦОМ К ЛИЦУ (Швеция)) продюсер, режиссер, сценарист

    1977 Paradistorg продюсер

    1977 Осенняя соната / Hostsonaten продюсер, режиссер, руководитель по производству

    1978 Змеиное яйцо / Das Schlangenei (см. ЗМЕИНОЕ ЯЙЦО) режиссер, сюжет

    1979 Faro Document 1979 / Farodokument 1979 режиссер, сценарист, исполнитель

    1979 Min Alskade исполнительный продюсер

    1980 Из жизни марионеток / Aus Dem Leben Der Marionetten (см. ИЗ ЖИЗНИ МАРИОНЕТОК) продюсер, режиссер, сценарист

    1981 Sally Och Friheten продюсер

    1982 Фанни и Александр / Fanny Och Alexander (см. ФАННИ И АЛЕКСАНДР) режиссер, сценарист

    1983 Karins Ansikte продюсер, режиссер, сценарист

    1984 After The Rehearsal режиссер, сценарист

    1986 Dokument Fanny Och Alexander режиссер

    1992 Goda Viljan, Den сценарий

    1994 Sunday"s Children сценарий

    1995 Last Gasp, The (TV) режиссер, сценарий

    1996 Private Conversations / Private Confessions (TV) сценарий

    1997 In The Presence Of A Clown (TV) исполнитель, режиссер, сценарий

    2000 Faithless сценарий

  7. Источник: Энциклопедия кино