«Нищета философии»

Нищета философии в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Нищета философии»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    («Нищета́ филосо́фии»)

    Ответ на «Философию нищеты» господина Прудона, книга К. Маркса, одно из первых произведений зрелого марксизма. Впоследствии Маркс отмечал: «...чтобы расчистить путь социализму критическому и материалистическому... надо было резко порвать с той идеалистической политической экономией, последним воплощением которой был... Прудон» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 231 — 32). Разрыв Маркса и Энгельса с П. Ж. Прудоном произошёл летом — осенью 1846 в ходе борьбы за научно-коммунистическое мировоззрение и пропаганды коммунизма среди рабочих — членов парижских общин «Союза справедливых». В конце октября Маркс узнал от Энгельса о выходе в свет книги Прудона «Система экономических противоречий, или философия нищеты» с изложением его мелкобуржуазной реформистской идеологии. К концу декабря после ознакомления с самой книгой у Маркса сложился замысел «Н. ф.», основное содержание которой было намечено в его письме П. В. Анненкову 28 декабря 1846. «Н. ф.» была написана на французском языке, в основном к началу апреля, предисловие датировано 15 июня 1847, в начале июля она вышла из печати в издательствах Франка в Париже и Фоглера в Брюсселе.

    «Н. ф.» — первое печатное произведение Маркса, в котором он в форме критики Прудона изложил исходные положения своего экономического учения и вместе с тем основы созданного им и Энгельсом материалистического понимания истории (см. там же, т. 13, с. 8; т.20, с. 9, а также В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 33, с. 22 — 23). Книга состоит из двух глав. В первой («Научное открытие») преобладает критика экономических взглядов Прудона; во второй («Метафизика политической экономии») — критика их философских основ.

    Опираясь на разработанное в «Немецкой идеологии» (См. Немецкая идеология) материалистическое понимание истории, Маркс создаёт здесь необходимые предпосылки для своей будущей теории прибавочной стоимости. Подвергая критике идеализм и метафизику Прудона, его неудавшуюся попытку применить идеалистическую гегелевскую диалектику к политической экономии, Маркс развивает последовательно диалектическое понимание законов единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, принцип историзма, впервые затрагивает проблему соотношения исторического и логического. Развивая материалистическое понимание истории, Маркс впервые прямо формулирует здесь соотношение производительных сил и производственных отношений; даёт материалистическое объяснение экономических категорий как теоретического выражения, абстракции общественных отношений производства. В «Н. ф.» Маркс осознаёт уже значение трудовой теории стоимости и по существу начинает различать классическую и вульгарную политическую экономию, закладывает основы своей теории стоимости, через понимание исторического характера товара «труд» приближается к открытию того, что товаром является не труд, а рабочая сила, и таким путём — к открытию прибавочной стоимости. Углубляя теорию научного коммунизма, Маркс выясняет здесь исторические корни утопизма, исследует соотношение экономической и политической борьбы рабочего класса, затрагивает некоторые проблемы теории коммунистического общества. В противоположность утопическим планам Прудона реформировать буржуазное общество путём устранения его «дурных» сторон и сохранения «хороших», Маркс обосновывает необходимость его революционные преобразования. Рабочий класс создаст бесклассовое коммунистич. общество, и только тогда «...социальные эволюции перестанут быть политическими революциями» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 185).

    Как указывал сам Маркс, «...в этой книге содержится в зародыше то, что после двадцатилетнего труда превратилось в теорию, развитую в “Капитале”» (там же, г. 19, с. 231).

    При жизни Маркса «Н. ф.» не переиздавалась. В 1885 в Штутгарте в издательстве Дица под редакцией, с предисловием и примечаниями Энгельса вышло первое немецкое издание «Н. ф.». В 1886 в Женеве группа «Освобождение труда» выпустила в переводе В. Засулич 1-е русское издание. В 1891 в Мадриде в переводе Х. Меса вышло 1-е исправленное издание. В 1892 в Штутгарте вышло 2-е немецкое издание с кратким предисловием Энгельса, а в 1896, уже после его смерти, в Париже появилось подготовленное Л. Лафарг 2-е французское издание, 1-е итальянское издание вышло в Болонье в 1895, 1-е болгарское — в Варне в 1898 (перевод Г. Бакалова), 1-е английское — в Лондоне в 1900 (перевод Г. Квелча). С тех пор книга Маркса была переведена на многие языки (всего не менее 30) и издана во многих странах. В СССР, не считая публикаций в составе Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, она издавалась (отдельной книгой) 33 раза на 14 языках (в т. ч. на армянском, грузинском, латышском, туркменском, уйгурском, украинском, эстонском и иностранных языках) общим тиражом 683 тыс. экземпляров (данные на 1 января 1973).

    Лит.: Маркс К., Нищета философии, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., [Письмо] П.В.Анненкову, 28 дек. 1846 г., там же, т. 27; его же, О Прудоне, там же, т. 16; его же, О «Нищете философии», там же, т. 19; Энгельс Ф., [Письмо] В. И. Засулич, 6 марта 1884 г., там же, т. 36; Энгельс Ф., Маркс и Родбертус. Предисл. к 1-му нем. изд. работы К. Маркса «Нищета философии», там же, т. 21; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 344); Розенберг Д. И., Очерки развития экономического учения Маркса и Энгельса в сороковые годы XIX века, М., 1954, с. 220—38; Кешелава В. В., Об особенностях критики Марксом спекулятивной диалектики Гегеля в «Нищете философии», «Философские науки» (НДВШ), 1960, № 2; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, М., 1962, с. 488—514; Выгодский В. С., История одного великого открытия Карла Маркса, М., 1965, с. 17—33; Малыш А. И., Формирование марксистской политической экономии, М., 1966, с. 168—92; Карл Маркс. Биография, М., 1968, с. 124—34; Rossi М., Marx е la dialettica hegeliana, t. 2 — La genesi del materialismo storico, Roma, 1963, p. 837—951.

    Г. А. Багатурия.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    "НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ"

    "НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на „Философию нищеты“ г-на Прудона" - труд Маркса, в к-ром дан науч. анализ экономич. основ капиталистич. общества и изложены важнейшие принципы диалектико-материалистич. мировоззрения.

    Ближайший повод к созданию книги -опубликование осенью 1846 в Париже работы Прудона "Система экономических противоречий, или философия нищеты". Ответ Маркса появился в начале июля 1847 на франц. яз. Непримиримость критики, с к-рой Маркс обрушился на сочинение Прудона, объясняется тем, что мелкобурж. иллюзии, облеченные Прудоном в демагогич. фразеологию, получали все более широкое распространение в рабочем движении, грозя увести его в сторону от революц. борьбы. В противовес прудоновским утопич. планам реформирования капиталистич. общества, Маркс, основываясь на экономич. анализе, указал пути его революционного преобразования.

    "Н. ф." состоит из двух глав. Первая, иронически названная "Научное открытие", целиком посвящена критике экономич. взглядов Прудона. Основываясь на глубоком понимании органич. связи между товаром и деньгами, Маркс развенчал теорию "рабочих денег" Прудона, а также его идею создания "нар. банков" как средства преобразования бурж. общества; Маркс показал, что подобные планы, не затрагивающие самого товарного произ-ва, являются насквозь утопическими, т.к. в них игнорируется определяющая роль произ-ва по отношению к сфере обращения. Не довольствуясь простым восстановлением в правах теории трудовой стоимости, созданной Смитом и Рикардо, Маркс, в отличие от последних, рассматривает бурж. общество не как естественный и вечный порядок, а как конкретно-историч., преходящую форму общества. Несмотря на то что в "Н. ф." говорится еще о стоимости "труда" (а не рабочей силы), в понимании Марксом "труда-товара" содержатся важные элементы будущей теории прибавочной стоимости.

    Вторая глава "Н. ф." – "Метафизика политич. экономии"; центр тяжести перенесен здесь на критику филос. эклектики Прудона, в к-рую вылилась его попытка диалектически изложить науку политич. экономии. В "Н. ф." показано, что Прудон не только не сумел применить диалектику к политич. экономии, но ухудшил дело тем, что внес в нее совершенно чуждый ей дух идеалистич. философии. Политич. экономия превратилась у Прудона в прикладную метафизику: вместо единой системы диалектически связанных между собой экономич. категорий, долженствующей отразить структуру бурж. общества, у Прудона налицо оказалась произвольная причудливая связь категорий, образующая десять отд. "фаз" или "эпох" соответственно количеству рассмотренных им категорий.

    Неудачу Прудона Маркс объясняет тем, что тот, во-первых, разделял т. зр. идеалистич. философии и, во-вторых, усвоил лишь внешнюю, формальную сторону гегелевской диалектики, ее язык и никогда не понимал сущности диалектики. Так, Прудон объявляет противоречия аномалией и спешит их ликвидировать, изобретая формулы их примирения и "нейтрализации". В действительности же "сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения. Тот, кто ставит себе задачу устранения дурной стороны, уже одним этим сразу кладет конец диалектическому движению" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 136). Критикуя образ мышления Прудона с позиций материалистич. диалектики, Маркс показал практич. непригодность "абсолютного метода" Гегеля. Диалектич. метод в той форме, какую он имеет у Гегеля, не может быть использован в политич. экономии, т.к. в нем действит. история приносится в жертву истории чистого разума, диалектика действит. развития общества – некой логич. последовательности "в идее". Гегель "...воображает, – пишет Маркс, – что строит мир посредством движения мысли; между тем как в действительности лишь систематически перестраивает и располагает, согласно своему абсолютному методу, те мысли, которые имеются в голове у всех людей" (там же, с. 133). Подвергая основат. критике идеалистич. диалектику, Маркс разрабатывает отд. стороны своего диалектич. метода. В "Н. ф." поставлены как раз те методологич. вопросы, от решения к-рых во многом зависело дальнейшее развитие экономич. теории, в частности вопросы, к-рые впоследствии [см. "Введение"(из экономических рукописей 1857–1858 годов) ] будут определены как проблема восхождения от абстрактного к конкретному, соотношения историч. и логич. методов и др.

    В "Н. ф." освещены основные положения историч. материализма; более точной, чем в "Святом семействе", стала его терминология, более строго сформулирован закон обязат. соответствия производств. отношений характеру производит. сил, дан более полный анализ капиталистич. формации и тех противоречий, борьба к-рых делает неизбежным появление социалистич. общества. Раскрывая значение классовой борьбы пролетариата, Маркс подчеркивает, что рабочий класс призван уничтожить все виды эксплуатации и построить бесклассовое общество: "Только при таком порядке вещей, когда не будет больше классов и классового антагонизма, с о ц и а л ь н ы е э в о л ю ц и и перестанут быть п о л и т и ч е с -к и м и р е в о л ю ц и я м и" (там же, с. 185).

    "Н. ф." вместе с "Манифестом Коммунистической партии" знаменует собой завершение процесса формирования теории науч. коммунизма и наступление нового этапа в его развитии. В заметке "О „Нищете философии“", написанной Марксом в 1880, указывается, что в этой книге содержится в зародыше то, что после двадцатилетнего труда превратилось в теорию, развитую в "Капитале", и что, следовательно, чтение "Н. ф." "...может служить введением к изучению „Капитала“" (Маркс К., там же, т. 19, с. 231). Ленин называл "Н. ф." наряду с "Манифестом Коммунистической партии" произведением "зрелого марксизма" (см. Соч., т. 25, с. 373).

    "Н. ф.", сыгравшая в свое время большую роль в борьбе против псевдосоциалистич. и мелкобурж. идеологии, не потеряла своей теоретич. ценности и в совр. идейной борьбе. Поэтому-то совр. бурж. теоретики и фальсификаторы марксизма стремятся представить глубокую и яркую критику эклектицизма Прудона и идеалистич. диалектики Гегеля как решит. отказ Маркса от всякой, в т.ч. и материалистич., диалектики.

    При жизни Маркса "Н. ф." не переиздавалась. В 1885 вышло первое нем. издание этой книги, отредактированное Энгельсом. В 1886 появилось первое рус. издание "Н. ф." в переводе В. Засулич. Затем она переиздавалась неоднократно на многих языках. За годы Сов. власти книга была переведена на украинский, грузинский, армянский, эстонский и др. языки. Резюме критики филос. и социологич. взглядов Прудона, а также краткое и классич. изложение историч. материализма даны в письме Маркса к рус. ученому Анненкову; письмо включено в качестве приложения в ряд изданий "Н. ф.".

    Лит.: Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 231–32; Энгельс Ф., Маркс и Родбертус. Предисловие к первому немецкому изданию работы К. Маркса "Нищета философии", там же, т. 21; Маркс К., Капитал, т. 23, с. 91, 369, 372, 375, 431, 547, 660–661; Маркс К., [Письма ], в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избранные письма, М., 1948, с. 22–33, 152–59, 183–84, 212–15, 223–27; Ленин В. И., Собр. соч., 4 изд., т. 1, с. 125, 148; т. 25, с. 372; Розенберг Д. И., Очерки развития экономич. учения Маркса и Энгельса в сороковые годы XIX в., М., 1954, гл. Нищета философии; Mеринг Ф., Карл Маркс. История его жизни, М., 1957; История философии, т. 3, Μ., 1959, гл. 1, § 6; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, М., 1962, с. 488–514; Кешелава В. В., Об особенностях критики Марксом спекулятивной диалектики Гегеля в "Нищете философии", "ФН" (НДВШ), 1960, No 2; его же, Миф о двух Марксах, М., 1963, с. 102–10.

    В. Кешелава. Тбилиси.

  3. Источник: Философская энциклопедия