Большая Советская энциклопедия

    Кшенек, Кршенек, Кренек (Křenek, Krenek) Эрнст (р. 23.8.1900, Вена), австрийский композитор. Учился у Ф. Шрекера сначала в Венской музыкальной академии, затем в Берлинской высшей музыкальной школе. В 192837 жил преимущественно в Вене, с 1938 в США. Приобрёл известность с середины 20-х гг., особенно благодаря операм «Прыжок через тень» (постановка 1924) и «Джонни наигрывает» (постановка 1927) обе ставились также в СССР. В своём творчестве К. эволюционировал от позднеромантического стиля через увлечение урбанизмом и конструктивизмом к освоению додекафонной техники (см. Додекафония), став её активным пропагандистом. Первое крупное додекафонное сочинение К. опера «Карл V» (постановка 1938). Автор 15 опер, 5 симфоний и др. произведений многих жанров. Выступает также как теоретик (читал курсы лекций в университетах США) и музыкальный публицист.

    Лит.: Глебов Игорь (Асафьев Б. В.), Кшенек и Берг, как оперные композиторы, «Современная музыка», 1926, № 1718; Эрнст Кшенек и его опера «Джонни наигрывает», [М., 1929].

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Ksenek, Ernst) (1900-1991), также Кршенек, австро-американский композитор и педагог. Родился 23 августа 1900 в Вене. Первые же значительные сочинения, появившиеся вскоре после окончания Первой мировой войны, сделали Кшенека ведущей фигурой в молодом поколении немецких композиторов, искавших новые выразительные средства; характерной чертой стиля Кшенека стал насыщенный диссонансами контрапункт. Уже в молодости композитор писал для театра, в период до 1927 он создал две оперы и сценическую кантату, а в 1927 появилось наиболее удачное сочинение Кшенека - опера Джонни наигрывает (Jonny spielt auf), впервые поставленная в Лейпциге. Это произведение, представляющее собой причудливое сочетание серьезной музыки с танцевальными мотивами кабаре и напоминающее скорее ревю, чем оперу, принесло автору международную известность. В более позднем творчестве Кшенек выступает как убежденный додекафонист; он проявлял также активный интерес к электронной музыке. В 1937 композитор переехал в США. Преподавал в женском колледже Вассара в 1939-1942, в университете Хэмлина в Сен-Поле (шт. Миннесота) в 1942-1947. Затем переехал в Калифорнию. Наследие Кшенека включает оперы, симфонии, струнные квартеты, фортепианные сонаты и концерты, произведения хоровых жанров. Он написал ряд книг - Музыка здесь и сейчас (Music Here and Now, 1939), Исследование о контрапункте (Studies in Counterpoint, 1940), Тональный контрапункт (Tonal Counterpoint, 1958), Модальный контрапункт (Modal Counterpoint, 1959), Исследуя музыку (Zur Sprache gebracht, 1958; Exploring Music, 1966).

    Умер Кшенек в Палм-Спрингсе (США) 22 декабря 1991.

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Кше́нек Эрнст

    Кренек (Křenek, Krenek) (1900—1991), американский композитор, музыковед, педагог. По происхождению австриец. С 1937 в США. Оперы «Прыжок через тень» (1924), «Джонни наигрывает» (1927) и др., балеты, симфонии, хоры, электронная музыка. Разрабатывал в теоретических трудах и использовал в творчестве додекафонию и сериальную технику, алеаторику.

    * * *

    КШЕНЕК Эрнст

    КШЕ́НЕК (Кренек) (Krenek) Эрнст (1900—91), американский композитор, музыковед(см. МУЗЫКОВЕДЕНИЕ), педагог. По происхождению австриец. С 1937 в США. Оперы «Прыжок через тень» (1924), «Джонни наигрывает» (1927) и др., балеты, симфонии, хоры, электронная музыка(см. ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА). Разрабатывал в теоретических трудах и использовал в творчестве додекафонию(см. ДОДЕКАФОНИЯ) и сериальность, а также алеаторику(см. АЛЕАТОРИКА).

  5. Источник: Энциклопедический словарь