Большая Советская энциклопедия

    см. Погребение.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. по́хороны;
    2. похоро́н;
    3. похорона́м;
    4. по́хороны;
    5. похорона́ми;
    6. похорона́х.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ПО́ХОРОНЫ, -он, -онам. Обряд закапывания умершего в землю или обряд кремации. Пойти на п. Вернуться с похорон.

    | прил. похоронный, -ая, -ое. П. марш. Похоронные принадлежности (предметы, употребляемые при похоронном обряде). Похоронное настроение (перен.: грустное, подавленное).

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    -ро́н, -рона́м, мн.

    Церемония, обряд проводов тела умершего для погребения, кремации и т. п., а также само погребение, кремация.

    Однажды Петя был с отцом на похоронах одного скоропостижно скончавшегося преподавателя и слышал дивные, пугающие слова, возглашенные священником перед гробом. Катаев, Белеет парус одинокий.

    || разг.

    Похоронная процессия.

    [Проливной дождь] встретил у самой заставы похороны отставного бригадира. Пушкин, Гробовщик.

    [Ромашов] часто увязывался на другой конец Москвы за военной музыкой или за похоронами. Куприн, Поединок.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ПО́ХОРОНЫ, похорон, похоронам, ед. нет. Церемония, обряд проводов тела умершего для закапывания в землю, кремации и т.п. «В день похорон Ленина международный пролетариат объявил пятиминутную остановку всех работ.» История ВКП(б). Гражданские похороны. Быть на чьих-нибудь похоронах. Скромные похороны.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    мн.

    Обряд погребения умершего.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    мн. funeral, burialмн. funeral sg., burial sg.

  13. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    похороны мн. Be|erdigung f c, Begräbnis n 1a (-ss-); Bestattung f c (офиц.); Beisetzung f c (высок.)

  15. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    мн. ч.

    Beerdigung f, Begräbnis n (-ss-); Bestattung f (офиц.); Beisetzung f (высок.)

  17. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    мн.

    enterrement m; funérailles f pl(погребение); obsèques f pl(пышные)

  19. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  20. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    мн.

    1)entierro m, funerales m pl; sepelio m, exequias f pl(погребение)

    2)разг.(процессия) séquito funerario

  21. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  22. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    мн.

    1)funerale m; esequie f pl офиц.

    2)разг.(процессия) corteo funebre

  23. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  24. Энциклопедический словарь

    ПО́ХОРОНЫ -ро́н, -рона́м; мн. Церемония, обряд проводов тела умершего для погребения, кремации и т.п.; само погребение, кремация. Пышные, скромные п. Иду на п. Присутствовать на похоронах. Вернуться с похорон. П. состоятся в субботу на Северном кладбище. // Разг. Похоронная процессия. П. были многолюдны.

  25. Источник: Энциклопедический словарь



  26. Сводная энциклопедия афоризмов

    ПОХОРОНЫ

    Похороны — единственное светское мероприятие, на которое можно прийти без приглашения.

    Эдмон Ротшильд

    Чтоб не отстать от жизни, он ходил на все похороны.

    Эмиль Кроткий

    Если вы не будете ходить на похороны других людей, они не придут на ваши.

    Кларенс Дей

    Я не пойду на его похороны — он ведь на моих не был.

    Мечислав Шарган

    Я отказался участвовать в его похоронах, но послал очень вежливое письмо, в котором одобрил это мероприятие.

    Марк Твен

    Помни: твое участие в чьих-либо похоронах может быть предпоследним.

    Лешек Кумор

    На чужих похоронах мы волнуемся, как актер на репетиции.

    Эмиль Кроткий

    Если на его похороны пришло столько народа, то лишь для того, чтобы убедиться, что он действительно умер.

    Сэмюэл Голдвин

    о киномагнате Луисе Мейере

    Неважно, сколько народу пойдет за моим гробом; важно, за чьими гробами еще предстоит идти мне.

    Януш Васильковский

    Знай он, какие пышные похороны его ожидают, он бы уже давно умер.

    Авраам Линкольн об одном американском генерале

    Мы украсили бы любые похороны, но для более веселых торжеств не годились.

    Марк Твен

    На похоронах о человеке говорят столько хорошего, а мне не хватит считанных дней, чтобы до них дожить!

    Гаррисон Киллор

    Надгробные речи полны глубокого смысла: они дают точное представление о том, кем следовало бы быть покойнику.

    Дж. Ваперен

    На похоронах всем больше всего мешает покойник, но без него трудно обойтись.

    Аркадий Давидович

    Хорошие похороны — не импровизация: им нужно посвятить жизнь.

    Огюст Детёф

    Каждый сам формирует свою похоронную процессию.

    Юрий Авербух

    Жаль, что в рай надо ехать на катафалке!

    Станислав Ежи Лец

    Жизнь — комедия и трагедия вперемежку. Несколько самых смешных фраз в своей жизни я услышала на похоронах.

    Ширли Маклейн

    В последний раз надоедаешь родственникам в день похорон.

    Юрий Авербух

    Когда тебя некому забрать из морга — это уже одиночество.

    Юрий Авербух

    У могильщиков не бывает мертвого сезона.

    Станислав Ежи Лец

    Если могильщики поднимают цену, значит, стоимость жизни растет.

    Максим Звонарев

    Ничто так не примиряет со стоимостью жизни, как оплата счета за погребение.Давайте жить так, чтобы даже гробовщик пожалел о нас, когда мы умрем!

    Марк Твен

    (см. КЛАДБИЩЕ), (см. НЕКРОЛОГ)

  27. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  28. Реальный словарь классических древностей


    • Funus.

    I.

    У греков: τάφος.

    Торжественно хоронить мертвых и считать их могилы святыми было у греков религиозною обязанностью и вкоренившимся обычаем, основанным на их веровании в блуждание непогребенных. Какие глубокие корни сознание в этой обязанности пустило уже в древнейшие времена, непреложные доказательства тому мы имеем у Гомера и вообще в древних сказаниях. Так, Антигона ставит эту обязанность, налагаемую неписаными, нерушимыми законами богов, гораздо выше человеческих постановлений Креонта; так, умирающий Гектор умоляет, чтобы разгневанный победитель не отказал ему в погребении, и Приам подвергает свою жизнь опасности, чтобы получить труп сына и оказать ему последние почести. Даже относительно чужеземцев соблюдалась эта обязанность; на непогребенного, которого находили и не могли похоронить, бросали землю. Также и павшие в бою враги были погребаемы (частные исключения, вызванные особым ожесточением, не опровергают общего правила). Самым замечательным примером служит следующий случай: афиняне приговорили к смерти возвратившихся в 406 г. от Аргинузов победоносных полководцев своих за то, что они не собрали (вследствие бури) и не похоронили павших в бою воинов. Хеn. Hell. 1, 7, 1 слл. Что касается до обычаев при погребении (τὰ δίκαια, νόμιμα, νομιζομένα или προσήκοντα), то варварские обычаи древнего времени были совершенно уничтожены главнейшим образом законами Солона (Demosth. Macart., p. 1071). Тотчас после смерти мертвому клали в рот обол, называвшийся также δανάκη, для Харона, как плату за проезд в ад. После этого покойника омывали ближайшие родственники, особенно женщины, намазывали маслом, увенчивали еловыми ветвями, и особенно сельдереем (σέλινον), и облекали в белые одежды. Упоминают также, что мертвому давался в гроб пирожок из медa (μελιττου̃ττα), чтобы задобрить Кербера. Затем следовало обыкновенно на второй день после смерти выставление тела (πρόθεσις) на κλίνη в передней части дома так, что мертвый лицом и ногами лежал к двери дома. Родственники и друзья покойного находились в доме, а родственницы (посторонним женщинам, которые имели менее 60 лет, это было запрещено законом Солона) сидели вокруг постели усопшего плача. Чрезмерное выражение печали, как, напр., царапание щек, были запрещены законом Солона (ср. Aesch. Choeph. 20 слл.). Рядом с постелью ставились λήκυθοι, глиняные разрисованные сосуды, а при входе дома стоял сосуд с водой, которая не должна была быть взята из дома, где был умерший, как считавшегося нечистым, для омовения (α̉ρδάνιον) выходящих. Выставление и все остальное сначала исполняли сами родственники, но впоследствии и посторонние лица за плату. На следующий день перед восходом солнца происходил вынос тела, ε̉κφορά на κλίνη в сопровождении наемных плакальщиков (θρηνωδοί) или флейтщиц, равно как родственников и друзей. Труп или сжигали, как это бывало обыкновенно в героическое время, или, как это бывало впоследствии, наряду со сжиганьем — хоронили (καίειν, κατορύττειν; общее — θάπτειν). Трупы клались в гробы (σοροί, πύελοι, ληνοί, δροι̃ται, λάρνακες, в древние времена также урны для праха), которые приготовлялись из дерева, часто из глины, также из камня. Места для погребения (θη̃και, τάφοι, μνήματα, μνημει̃α, σήματα, ср. Sepulcrum, Погребение) находились в большей части городов вне города (в Спарте внутри), преимущественно вблизи дорог. В Афинах даже кенотафии павших воинов, тела которых не могли быть найдены, были вне города. Часто мертвые хоронились в своих имениях. Но были также места, предназначенные специально для погребения мертвых, в афинах местности перед конными воротами (πύλαι Ίππάδες; см. Attica, Аттика, 14). Памятники, или холмы (χώματα, χολω̃ναι, τύμβοι), или столбы (στη̃λαι), колонны (κίονες), храмообразные здания (ναΐδια, η̉ρω̃α), или чертырехугольные лежащие надгробные камни (τράπεζαι) были собственностью семьи (ср. Ναΐδια, Надгробия), так что даже на суде право собственности на место погребения служило доказательством родства. В могилу давалась всякая утварь, как-то: сосуды и т. п.; этим объясняется большое количество раскрашенных глиняных сосудов, сохранившихся до наших времен. В позднейшие времена обычай этот прекратился. За погребением следовала тризна (περίδειπνον), на которую родственники собирались в дом покойного. На 3-й день совершалась жертва по усопшем, τρίτα, главная жертва — на 9-й день, ένατα (έ'ννατα). Внешние признаки печали, обстриженные волосы, отсутствие украшений, черная и, в некоторых местностях, белая траурная одежда (μέλαι ι̉μάτιον), продолжались еще дольше, в Афинах, вероятно, 30 дней, когда снова приносилась жертва τριακάδες. Забота о могилах была постоянна, и в известные дни происходили празднества в честь умерших, соединенные с увенчиванием и украшением могил повязками (ταινίαι), равно как с жертвами ε̉ναγίσματα, χοαί; кровавые жертвы, αι̉μακουρίαι, в Афинах были запрещены. (Приносить жертвы называлось ε̉ναγίζειν.) Такими праздниками были γενέσια в день рождения умершего, затем в день смерти и, наконец, общий праздник νεκύσια, у афинян в 5-й день месяца Боедромиона, называвшийся тоже γενέσια. Впрочем, также и в другие, не назначенные дни происходили подобные празднества. Без торжественного погребения хоронились на том месте, где были поражены, убитые молнией (поражение богами, ι̉εροί νεκροί), иногда они оставались и совсем непогребенными. При многих преступлениях, особенно при измене отечеству, смертная казнь еще была усиливаема лишением погребения. Особые формальности бывали при погребении павшего от руки убийцы. Перед процессией неслось копье и втыкалось на могиле, как символ лежавшей на родственниках обязанности преследовать убийцу. Если тело умершего не могло быть найдено, напр., если кто-нибудь погиб на море, или после битвы не было отыскано тело, то устраивались похороны для виду и воздвигалась пустая могила, κενοτάφιον. ср. v. Stackelberg, Gräber der Hellenen (1827) и Becker, Charikles, т. III, стр. 83 слл.

    II.

    У римлян: funus.

    Когда умершему закрывали глаза, начинался громкий плач (conclamabatur). Затем погребальщик (см. Libitinarius, Либитинарий) посылал уборщика, pollinctor, Поллинктор, который омывал труп, намазывал его маслом, одевал в тогу и клал после этого на парадную постель (lectus funebris). Рядом стояла курильница, асеrrа, turibulum, а в прихожей — ветви от picea и cupressus. На 8-й день следовало обыкновенно погребение или вынос (funus) тела при торжественных проводах (exsequiae) печального собрания, и это совершалось или торжественно по провозглашении глашатая (funus indictivum), или просто и без шума. Обыкновенное время погребения знатных было дообеденное. Сопряженные с дальнейшими торжественностями и пышностью проводы (pompa) устраивал designator, которому помогали lictor и accensus. Сначала шли музыканты (liticines, редко cornicines), потом плакальщицы (praeficae), певшие похвалы умершему (naeniae), и актеры, исполнявшие нередко комические сцены из жизни умершего. Далее следовали восковые маски предков (см. Imagines maiorum, Восковые портреты) и картины, изображавшие деяния усопшего, особенно если он приобрел славу военными подвигами. Окруженный курильницами, труп лежал, головой повыше, на lectus или lectica, покрытый пурпурным с золотом покровом. Погребальные носилки (feretrum) несли родственники или вольноотпущенные рабы, у знаменитых мужей — также сенаторы и всадники. Бедных носили vespillones (носильщики) в ящике, sandapila. За трупом следовали наследники, родственники, вольноотпущенники и др. лица, все в траурных одеяниях. На форуме процессия останавливалась, и один из родственников говорил надгробную речь (laudatio funebris), по окончании которой снова двигалось шествие, чтобы или сжечь труп (crematio), или похоронить его (humatio). Laudatio funebris заслуженных государственных людей упоминается еще со времен основателя свободы, Брута; оказывать женщинам эту честь разрешено было после нашествия галлов (Liv. 5, 50), но впервые оказана она была Попилии, матери Катула (Cic. de or. 2, 10, 44). Эти речи произносились или в сенате или pro rostris; говорили их юноши. Вредное влияние этих похвальных речей на верность исторического предания сознавали сами римляне (Cic. Brut. 16, 62. Liv. 8, 40). Обычай этот существовал также в семьях; так, Цезарь говорил речь своей тетке Юлии и своей первой супруге (Suet. Caes. 6), и нечто подобное рассказывают про Октавиана и Тиберия, когда они были отроками. Две такие частные речи дошли до нас в виде надписей — речь консула А. Лукреция Веспиллона в честь его супруги Турии (умер между 8 и 2 гг. до Р. X.) и императора Адриана в честь Матидии Старшей (изд. Th. Mommsen, Вerl., 1864). Место, где происходило crematio, называлось ustrina, ustrinum, сам костер — rogus. Сначала на костер бросали цветы, венки и т. п., затем поджигали его, поднимали плачь и лили на него вино или благовония (odores, liquores, unguenta и др.). Когда костер сгорал, тушили тлеющую золу и собирали кости умершего, которые окропляли вином и молоком, высушивали и запирали прах в ящик или урну. Эту урну опускали в могилу (см. Sepulcrum, Погребение), a вместе с тем и мази и масло в банках и благовония. Труп, который хоронился, клали в гроб из камня или из дерева (см. Sepulcrum, Погребение) и затем опускали в склеп или в землю. Бедные и рабы хоронились на Эсквилинском холме, богатые имели свои sepulcra. На 9-й день после погребения происходили novemdialia, feriae novemdiales, жертвоприношение и угощение умершего, которое ставилось на могиле и называлось cena feralis. Вместе с тем устраивался большой пир или на самой могиле, что бывало в древние времена и называлось silicernium, или в доме умершего, куда являлось много гостей. Иногда даже угощался весь народ или получал так называемую Visceratio. Происходили, бывало, игры и гладиаторские бои (funеbres ludi, см. Ludi, Игры). И после этого долго вспоминали об умерших с благоговением и доказывали это различными способами, напр., общими праздниками в честь умерших (feralia) или частными (parentalia). При таких случаях могилы украшались, увенчивались, окроплялись и т. п. О трауре см. Luctus, Траур.

  29. Источник: Реальный словарь классических древностей



  30. Реальный словарь классических древностей


    • Funus.

    I.

    У греков: τάφος.

    Торжественно хоронить мертвых и считать их могилы святыми было у греков религиозною обязанностью и вкоренившимся обычаем, основанным на их веровании в блуждание непогребенных. Какие глубокие корни сознание в этой обязанности пустило уже в древнейшие времена, непреложные доказательства тому мы имеем у Гомера и вообще в древних сказаниях. Так, Антигона ставит эту обязанность, налагаемую неписаными, нерушимыми законами богов, гораздо выше человеческих постановлений Креонта; так, умирающий Гектор умоляет, чтобы разгневанный победитель не отказал ему в погребении, и Приам подвергает свою жизнь опасности, чтобы получить труп сына и оказать ему последние почести. Даже относительно чужеземцев соблюдалась эта обязанность; на непогребенного, которого находили и не могли похоронить, бросали землю. Также и павшие в бою враги были погребаемы (частные исключения, вызванные особым ожесточением, не опровергают общего правила). Самым замечательным примером служит следующий случай: афиняне приговорили к смерти возвратившихся в 406 г. от Аргинузов победоносных полководцев своих за то, что они не собрали (вследствие бури) и не похоронили павших в бою воинов. Хеn. Hell. 1, 7, 1 слл. Что касается до обычаев при погребении (τὰ δίκαια, νόμιμα, νομιζομένα или προσήκοντα), то варварские обычаи древнего времени были совершенно уничтожены главнейшим образом законами Солона (Demosth. Macart., p. 1071). Тотчас после смерти мертвому клали в рот обол, называвшийся также δανάκη, для Харона, как плату за проезд в ад. После этого покойника омывали ближайшие родственники, особенно женщины, намазывали маслом, увенчивали еловыми ветвями, и особенно сельдереем (σέλινον), и облекали в белые одежды. Упоминают также, что мертвому давался в гроб пирожок из медa (μελιττου̃ττα), чтобы задобрить Кербера. Затем следовало обыкновенно на второй день после смерти выставление тела (πρόθεσις) на κλίνη в передней части дома так, что мертвый лицом и ногами лежал к двери дома. Родственники и друзья покойного находились в доме, а родственницы (посторонним женщинам, которые имели менее 60 лет, это было запрещено законом Солона) сидели вокруг постели усопшего плача. Чрезмерное выражение печали, как, напр., царапание щек, были запрещены законом Солона (ср. Aesch. Choeph. 20 слл.). Рядом с постелью ставились λήκυθοι, глиняные разрисованные сосуды, а при входе дома стоял сосуд с водой, которая не должна была быть взята из дома, где был умерший, как считавшегося нечистым, для омовения (α̉ρδάνιον) выходящих. Выставление и все остальное сначала исполняли сами родственники, но впоследствии и посторонние лица за плату. На следующий день перед восходом солнца происходил вынос тела, ε̉κφορά на κλίνη в сопровождении наемных плакальщиков (θρηνωδοί) или флейтщиц, равно как родственников и друзей. Труп или сжигали, как это бывало обыкновенно в героическое время, или, как это бывало впоследствии, наряду со сжиганьем — хоронили (καίειν, κατορύττειν; общее — θάπτειν). Трупы клались в гробы (σοροί, πύελοι, ληνοί, δροι̃ται, λάρνακες, в древние времена также урны для праха), которые приготовлялись из дерева, часто из глины, также из камня. Места для погребения (θη̃και, τάφοι, μνήματα, μνημει̃α, σήματα, ср. Sepulcrum, Погребение) находились в большей части городов вне города (в Спарте внутри), преимущественно вблизи дорог. В Афинах даже кенотафии павших воинов, тела которых не могли быть найдены, были вне города. Часто мертвые хоронились в своих имениях. Но были также места, предназначенные специально для погребения мертвых, в афинах местности перед конными воротами (πύλαι Ίππάδες; см. Attica, Аттика, 14). Памятники, или холмы (χώματα, χολω̃ναι, τύμβοι), или столбы (στη̃λαι), колонны (κίονες), храмообразные здания (ναΐδια, η̉ρω̃α), или чертырехугольные лежащие надгробные камни (τράπεζαι) были собственностью семьи (ср. Ναΐδια, Надгробия), так что даже на суде право собственности на место погребения служило доказательством родства. В могилу давалась всякая утварь, как-то: сосуды и т. п.; этим объясняется большое количество раскрашенных глиняных сосудов, сохранившихся до наших времен. В позднейшие времена обычай этот прекратился. За погребением следовала тризна (περίδειπνον), на которую родственники собирались в дом покойного. На 3-й день совершалась жертва по усопшем, τρίτα, главная жертва — на 9-й день, ένατα (έ'ννατα). Внешние признаки печали, обстриженные волосы, отсутствие украшений, черная и, в некоторых местностях, белая траурная одежда (μέλαι ι̉μάτιον), продолжались еще дольше, в Афинах, вероятно, 30 дней, когда снова приносилась жертва τριακάδες. Забота о могилах была постоянна, и в известные дни происходили празднества в честь умерших, соединенные с увенчиванием и украшением могил повязками (ταινίαι), равно как с жертвами ε̉ναγίσματα, χοαί; кровавые жертвы, αι̉μακουρίαι, в Афинах были запрещены. (Приносить жертвы называлось ε̉ναγίζειν.) Такими праздниками были γενέσια в день рождения умершего, затем в день смерти и, наконец, общий праздник νεκύσια, у афинян в 5-й день месяца Боедромиона, называвшийся тоже γενέσια. Впрочем, также и в другие, не назначенные дни происходили подобные празднества. Без торжественного погребения хоронились на том месте, где были поражены, убитые молнией (поражение богами, ι̉εροί νεκροί), иногда они оставались и совсем непогребенными. При многих преступлениях, особенно при измене отечеству, смертная казнь еще была усиливаема лишением погребения. Особые формальности бывали при погребении павшего от руки убийцы. Перед процессией неслось копье и втыкалось на могиле, как символ лежавшей на родственниках обязанности преследовать убийцу. Если тело умершего не могло быть найдено, напр., если кто-нибудь погиб на море, или после битвы не было отыскано тело, то устраивались похороны для виду и воздвигалась пустая могила, κενοτάφιον. ср. v. Stackelberg, Gräber der Hellenen (1827) и Becker, Charikles, т. III, стр. 83 слл.

    II.

    У римлян: funus.

    Когда умершему закрывали глаза, начинался громкий плач (conclamabatur). Затем погребальщик (см. Libitinarius, Либитинарий) посылал уборщика, pollinctor, Поллинктор, который омывал труп, намазывал его маслом, одевал в тогу и клал после этого на парадную постель (lectus funebris). Рядом стояла курильница, асеrrа, turibulum, а в прихожей — ветви от picea и cupressus. На 8-й день следовало обыкновенно погребение или вынос (funus) тела при торжественных проводах (exsequiae) печального собрания, и это совершалось или торжественно по провозглашении глашатая (funus indictivum), или просто и без шума. Обыкновенное время погребения знатных было дообеденное. Сопряженные с дальнейшими торжественностями и пышностью проводы (pompa) устраивал designator, которому помогали lictor и accensus. Сначала шли музыканты (liticines, редко cornicines), потом плакальщицы (praeficae), певшие похвалы умершему (naeniae), и актеры, исполнявшие нередко комические сцены из жизни умершего. Далее следовали восковые маски предков (см. Imagines maiorum, Восковые портреты) и картины, изображавшие деяния усопшего, особенно если он приобрел славу военными подвигами. Окруженный курильницами, труп лежал, головой повыше, на lectus или lectica, покрытый пурпурным с золотом покровом. Погребальные носилки (feretrum) несли родственники или вольноотпущенные рабы, у знаменитых мужей — также сенаторы и всадники. Бедных носили vespillones (носильщики) в ящике, sandapila. За трупом следовали наследники, родственники, вольноотпущенники и др. лица, все в траурных одеяниях. На форуме процессия останавливалась, и один из родственников говорил надгробную речь (laudatio funebris), по окончании которой снова двигалось шествие, чтобы или сжечь труп (crematio), или похоронить его (humatio). Laudatio funebris заслуженных государственных людей упоминается еще со времен основателя свободы, Брута; оказывать женщинам эту честь разрешено было после нашествия галлов (Liv. 5, 50), но впервые оказана она была Попилии, матери Катула (Cic. de or. 2, 10, 44). Эти речи произносились или в сенате или pro rostris; говорили их юноши. Вредное влияние этих похвальных речей на верность исторического предания сознавали сами римляне (Cic. Brut. 16, 62. Liv. 8, 40). Обычай этот существовал также в семьях; так, Цезарь говорил речь своей тетке Юлии и своей первой супруге (Suet. Caes. 6), и нечто подобное рассказывают про Октавиана и Тиберия, когда они были отроками. Две такие частные речи дошли до нас в виде надписей — речь консула А. Лукреция Веспиллона в честь его супруги Турии (умер между 8 и 2 гг. до Р. X.) и императора Адриана в честь Матидии Старшей (изд. Th. Mommsen, Вerl., 1864). Место, где происходило crematio, называлось ustrina, ustrinum, сам костер — rogus. Сначала на костер бросали цветы, венки и т. п., затем поджигали его, поднимали плачь и лили на него вино или благовония (odores, liquores, unguenta и др.). Когда костер сгорал, тушили тлеющую золу и собирали кости умершего, которые окропляли вином и молоком, высушивали и запирали прах в ящик или урну. Эту урну опускали в могилу (см. Sepulcrum, Погребение), a вместе с тем и мази и масло в банках и благовония. Труп, который хоронился, клали в гроб из камня или из дерева (см. Sepulcrum, Погребение) и затем опускали в склеп или в землю. Бедные и рабы хоронились на Эсквилинском холме, богатые имели свои sepulcra. На 9-й день после погребения происходили novemdialia, feriae novemdiales, жертвоприношение и угощение умершего, которое ставилось на могиле и называлось cena feralis. Вместе с тем устраивался большой пир или на самой могиле, что бывало в древние времена и называлось silicernium, или в доме умершего, куда являлось много гостей. Иногда даже угощался весь народ или получал так называемую Visceratio. Происходили, бывало, игры и гладиаторские бои (funеbres ludi, см. Ludi, Игры). И после этого долго вспоминали об умерших с благоговением и доказывали это различными способами, напр., общими праздниками в честь умерших (feralia) или частными (parentalia). При таких случаях могилы украшались, увенчивались, окроплялись и т. п. О трауре см. Luctus, Траур.

  31. Источник: Реальный словарь классических древностей



  32. Юридическая энциклопедия

    Похороны - обряд погребения останков или праха

    Источник: Приказ Госстроя России от 10.01.2000 № 3 "Об утверждении Инструкции о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации"

  33. Источник: Юридическая энциклопедия