Словарь Брокгауза и Ефрона

    Мадраса (араб. училище) — у мусульман высшая школа. В России М. встречаются во всех местностях со сплошным мусульманским населением, но особенно многочисленны М. в Ср. Азии. Древнейшие М. существуют в Самарканде, Коканде и Ташкенте; основание их относится к XV в. Большинство М. в Туркестане основано в текущем столетии. Благоустроенное М. имеет вид правильного четырехугольника, обнесенного кирпичной стеной, ко внутренней стороне которой пристраиваются худжра (кельи для учащихся, а иногда и для учителей), одна или несколько дарс-хане (классная комната) и мечеть. Наибольшая часть М. находится в городах или больших базарных селениях. Основаны они и содержатся исключительно на средства от вакуфов (см. соотв. статью); многочисленность М. указывает на то, каким богоугодным делом считается у мусульман распространение училищ. Заведующий вакуфом данного М. (мутавалий) ведет всю хозяйственную его часть, которая совершенно не зависима от учебной; последняя находится в исключительном ведении мударриса (преподавателя). В больших и богатых М. несколько мударрисов. В былое время назначение мударрисов производилось или лично ханом, или хакимами, управлявшими отдельными вилайетами. В русском Туркестане порядок назначения мударрисов установлен лишь с 1891 г.: о выборе мударриса составляется местным обществом приговор, который, вместе с заключением инспектора училищ, препровождается к главному инспектору училищ края, от которого и зависит утверждение избранного лица в должности. Почти все мударрисы принадлежат к питомцам М. Бухары; немногие лишь получили свое образование в Коканде. Мударрисы вступают обыкновенно в должность не моложе 40 лет и не покидают ее до глубокой старости или до самой смерти. Ученики М. носят названия: мулла (грамотный), талиб-и-ильм, или просто талиб (ищущий знания), шакирд (ученик, подмастерье). В М. поступают юноши, прошедшие курс в низших мусульманских школах — мектэбе (см.), где они научились читать по-арабски В среднеазиатских М. ученики начинают с того, что выучивают наизусть аваль-и-ильм (начало науки) — краткий мусульманский катихизис, изложенный на персид. яз. в вопросах и ответах. Засим следует первый отдел курса — грамматический; учащиеся должны овладеть араб. яз. настолько, чтобы без особого труда следить за дальнейшими отделами курса. Следующий курс распадается на два отдела — мушкилят (общеобразовательный) и масаля (юридический). В состав первого входят богословие, логика, диалектика, метафазика с отделом астрологии и космографии, канонические предания и объяснения к корану. Юридический курс слагается из изучения религиозного права (о деяниях безусловно и условно обязательных, одобрительных, неодобрительных и запрещенных, об обрядах и т. п.) и гражданских и уголовных законов теократического мусульм. государства. Весь курс вообще никогда не выполняется. Полный юридический курс проходят те, кто надеется со временем занять должность казия, муфтия или вообще считает необходимым близко познакомиться с мусульм. юриспруденцией. Из др. наук большим уважением пользуется математика, но она проходится лишь попутно при изучении наследственного права и сводится к четырем правилам арифметики и некоторым положениям геометрии, необходимым для измерения земли при разделе ее между наследниками, а также при купле-продаже. Затем в М. знакомятся с географией, под которой разумеют свод древних народных сказаний на географические темы (напр. об острове на Индийском океане, населенном кинокефалами), и с первыми начатками народной медицины. Учеников стараются убедить, что кругом наук, изучаемых в М., исчерпывается человеческая мудрость и человеческая нравственность. Самое изучение сводится к заучиванию наизусть известных книг, отчасти изложенных стихами. Ученики М. подразделяются на три класса или разряда: младший — адна, средний — аусат, старший — ала. Экзаменов при переходе в старший класс не существует: окончив изучение известной книги и переходя к следующей, учащийся тем самым становится учеником высшего класса. Определенных сроков для пребывания в том или другом классе, или, что все равно, для изучения назначенных для класса книг, нет; фактически пребывание в каждом из трех классов продолжается средним числом от 3 до 4 лет. Случается, что ученик сидит в одном классе от 8 до 10 лет. Возраст учащихся колеблется от 15 до 40 лет. Число их в одних М. не превышает 5-10, в других доходит до 300 и больше. В последние годы заметно увеличивается число учащихся в М. Ферганской области; в 1891 г. в них было 5407 учащихся, из них 2553 в одном Коканде.

    О туркестанских М. ср. отчет Ф. М. Керенского в "Ж. М. Н. Пр." 1892 г., № 11.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (арабское мадраса, от дараса — изучать)

    мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей начальных мусульманских школ — Мектебов, а также служащих государственного аппарата в странах Ближнего и Среднего Востока и других. М. получили распространение в 9—13 веках в странах, где преобладало население, исповедовавшее Ислам, в том числе в некоторых районах дореволюционной России (Бухара, Самарканд, Казань, Уфа и другие). М. открывались обычно при больших мечетях. В учебной программе М. — арабский язык, теологические, юридические, исторические и некоторые прикладные дисциплины. В средние века М. были не только очагами мусульманского богословия, но и имели определённое культурное значение.

    В связи с реорганизацией системы народного образования, проведённой в 60-е годы 20 века во многих странах ислама, сложились два основных типа М.: светского характера, представляющие собой среднюю или высшую общеобразовательную школу, входящую в систему народного образования, и М. — чтения Корана, готовящие служителей культа. Обучение в светских М. раздельное, бесплатное. Кроме государственных и конфессиональных, действует небольшое число частных платных М. Во всех светских М. изучение Корана обязательно. Выпускники М. имеют право поступать в университет.

    В СССР действует (1973) М. Мири-Араб в Бухаре, дающее среднее богословское образование. См. также Духовные учебные заведения.

    В. Г. Фуров.

    Как тип архитектурного сооружения М. сложилось на востоке мусульманского мира в 10—11 веках [медресе Фарджек в Бухаре (10 век, не сохранилось), Низамие в Харгирде (Иран, 11 век)]. С 12—13 веков М. строились на Ближнем Востоке [медресе ан-Нурия аль-Кубра в Дамаске (12 век), Мустансирия в Багдаде (13 век)], а с 13—14 веков на севере Африки [медресе Саффарин в Фесе (13 век), Хасана в Каире (14 век)]. 1—2-этажное здание М. включает расположенные вокруг прямоугольного двора кельи, мечеть, аудиторию. При общей типологии М. различных областей отличаются друг от друга по планировке и конструкциям. Так, если в Средней Азии мечеть и аудитория расположены в корпусе здания, по обе стороны портала (находящегося на оси главного фасада), то в Сирии и Египте они занимают открытые во двор лоджии. В Малой Азии дворик М. обычно покрывается большим куполом. В Азии перекрытиями служат своды, в Северной Африке — стропильные крыши с черепичными кровлями. М. украшаются резьбой по стуку, камню и дереву, а также резной терракотой и поливными плитками. К числу выдающихся образцов мирового зодчества принадлежат медресе Бу-Инания в Фесе (14 век), Улугбека в Самарканде (15 век), Мири-Араб в Бухаре (16 век).

    В. Л. Воронина.

    Бухара. Медресе Мири-Араб. 1536.

    Медресе ан-Нурия. 1171. Сталактиты купола.

    Михраб. 14 в. Медресе Акбуга в мечети аль-Азхар. Каир.

    Мечеть-медресе султана Хасана в Каире. 1356—63. Внутренний двор.

    Медресе Мустансирия в Багдаде. 1227—33. Западный фасад. 1232.

    Медресе Бу-Инания в Фесе. 14 в. План.

    Медресе Улугбека в Самарканде. 15 в. План.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Малый академический словарь

    нескл., ср.

    Мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей начальных мусульманских школ, а также служащих государственного аппарата в странах Ближнего и Среднего Востока и др.

    [араб. madrasa]

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ефремовой

    нескл. ср.

    Мусульманская средняя и высшая духовная школа, готовящая служителей религиозного культа, учителей начальных мусульманских школ, а также служащих государственного аппарата.

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Большой энциклопедический словарь

    МЕДРЕСЕ (араб. мадраса - от дараса - изучать), с 9 в. мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей, а также в странах Ближнего и Среднего Востока служащих и др. Медресе действуют на территории Российской Федерации (в Грозном, Махачкале, Уфе), а также в Узбекистане (Мири-Араб в Бухаре), Азербайджане (Баку). 1-2-этажные здания медресе включают расположенные вокруг прямоугольного двора мечеть, аудиторию, кельи.

  9. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  10. Современная энциклопедия

    МЕДРЕСЕ (арабское мадраса, от дараса - изучать), с 9 в. мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей, а также в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока - государственных служащих. Здания медресе 1 - 2 этажные, с внутренним прямоугольным двориком, вокруг которого размещаются мечети, кельи, аудитории. Многие ансамбли медресе - памятники средневековой восточной архитектуры.

  11. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  12. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  13. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср.;
    араб. (высшая духовная школа мусульман) madrasah

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    madrasa f, medersa f, médersa f

  17. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с. нескл.

    madraza f, medersa f

  19. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  20. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с.

    madrasa f

  21. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  22. Энциклопедический словарь

    МЕДРЕСЕ́ [рэсэ́], неизм.; ср. [араб. madrasa] В странах Ближнего и Среднего Востока: мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей начальных мусульманских школ, а также служащих государственного аппарата. Учиться в м.

    * * *

    медресе́

    (араб. мадраса, от дараса — изучать), с IX в. мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей, а также в странах Ближнего и Среднего Востока служащих и др. Медресе действуют на территории России (в Грозном, Махачкале, Уфе), а также в Узбекистане (Мири-Араб в Бухаре), Азербайджане (Баку). 1—2-этажные здания медресе включают расположенные вокруг прямоугольного двора мечеть, аудиторию, кельи.Медресе Улугбека в Самарканде.

    * * *

    МЕДРЕСЕ

    МЕДРЕСЕ́ (араб. мадраса, от дараса — изучать), с 9 в. мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей, а также в странах Ближнего и Среднего Востока служащих и др. Медресе действуют на территории Российской Федерации (в Грозном, Махачкале, Уфе), а также в Узбекистане (Мири-Араб в Бухаре), Азербайджане (Баку). 1—2-этажные здания медресе включают расположенные вокруг прямоугольного двора мечеть, аудиторию, кельи.

  23. Источник: Энциклопедический словарь



  24. Советская историческая энциклопедия

    (араб. Мадраса, букв. - место чтения лекций, место учения) - мусульм. средняя (реже высшая) школа в странах распространения ислама. М. возникли в араб. Халифате сначала как аудитории отд. богословов-законоведов. Впервые о М. как самостоятельном уч. заведении упоминает Наршахи. Первые М. были построены и открыты в 10-13 вв. в Ираке" Египте, в Ср. Азии и Хорасане. За пек-рым исключением (напр., М. с мед. уклоном) М. готовят служителей мочети (мулл, хатибов-проповедников), учителей конфессионных школ, судей шариатского суда. В СССР служителей мусульм. культа готовит М. Мир-Араб в Бухаре. Термин "М." часто употребляется как синоним слов: семинария, училище, школа.

    Л. И. Климович. Москва.

  25. Источник: Советская историческая энциклопедия



  26. Москва (энциклопедия)

  27. Источник:



  28. Большой Энциклопедический словарь

  29. Источник: