Словарь Брокгауза и Ефрона

    (дополнение к статье Лядов Александр Николаевич)

    один из наиболее талантливых современных композиторов. Его можно назвать русским Шопеном, вследствие его склонности к фортепиано и к миниатюрно-изящному жанру. Он состоит членом песенной комиссии при Имп. русск. географическом обществе и преподавателем теории музыки в придворн. певческ. капелле. Главные сочинения Л. для фортеп.: "Бирюльки", арабески, прелюдии и мазурки, баллада "Про старину", "Музык. табакерка", вариации на тему Глинки и на польскую тему и мн. др. Для пения с фортеп.: 6 детск. песен на народные слова, 10 русск. народных песен, для женск. гол., сборник русских народн. песен, 120 песен русск. народа (3 сборн.) и др. Для хора "Слава" — женский хор с 2 арфами и 2 фортеп. в 8 рук, "Величание" В. Стасова 1894 г., женский хор, заключительная сцена из "Мессинской невесты" Шиллера (смешанный хор с орк.); для оркестра: "Сцена у корчмы". "Польский" (памяти Пушкина), "Баба-Яга" (посвящ. Вл. Стасову); "Русские песни" и др.

    Н. Б—н.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Лядов Анатолий Константинович [29.4(11.5).1855, Петербург, ‒ 15(28).8.1914, усадьба Полыновка, близ города Боровичи, ныне Новгородской области, похоронен в Петербурге], русский композитор, дирижёр, педагог. Происходил из семьи музыкантов. В 1878 окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова. С того же года преподавал в консерватории (с 1886 профессор) и одновременно (с 1884) в Придворной певческой капелле. Среди его учеников ‒ Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. Ф. Гнесин, Б. В. Асафьев и другие. В середине 70-х годов Л. сблизился с членами «Могучей кучки», в 80-х годах стал участником Беляевского кружка. В 80‒90-х годах выступал как дирижёр. Творчество Л., одного из виднейших представителей младшего поколения «Новой русской музыкальной школы», органически связано с русской народной песней и русской классической музыкой. Его произведения отличают мелодическая напевность, изящество и стройность формы. Композитор нередко обращался к народным сказочным и бытовым образам. Л. ‒ мастер музыкальной миниатюры, его сочинения характеризуются лаконизмом изложения. В творческом наследии Л. большое место занимает фортепьянная музыка: прелюдии, этюды, арабески, цикл «Бирюльки», «Музыкальная табакерка» и др. Миниатюра является основой и симфонического творчества Л., отмеченного острой характерностью образов, живописностью оркестрового колорита: «Баба-Яга» (1905), симфонический цикл «Восемь русских народных песен» (1906), «Волшебное озеро» (1909), «Кикимора» (1910). Ему принадлежат детские песни на народные слова (3 сборника, 1887‒90), многочисленные обработки русских народных песен (в том числе 4 сборника для голоса с фортепьяно, издания 1898‒1903; 3 сборника для хора без сопровождения, 1899‒1907).

    Лит.: Ан. К. Лядов, [сборник статей и письма], П.,1916; Асафьев Б. В., Избранные труды, т. 2, М., 1954; Запорожец Н., А. К. Лядов. Жизнь и творчество, М., 1954; Михайлов М., Анатолий Константинович Лядов. Очерк жизни и творчества, Л., 1961.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ЛЯДОВ Анатолий Константинович (1855-1914) - российский композитор, дирижер. Участник Беляевского кружка. Мастер симфонической и фортепианной миниатюры. Симфонические картины "Баба-Яга" (1904), "Кикимора" (1909) и др. (на сказочные сюжеты), обработки русских народных песен. Профессор Санкт-Петербургской консерватории. (с 1886).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедия Кольера

    (1855-1914), русский композитор и педагог. Родился в Санкт-Петербурге 12 мая 1855 года в семье музыкантов - отец Лядова был дирижером Мариинского театра, мать - пианисткой. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, но был исключен Римским-Корсаковым из его класса гармонии за "невероятную лень". Вскоре, однако, был восстановлен в консерватории и начал помогать М.А.Балакиреву и Римскому-Корсакову в подготовке нового издания партитур опер Глинки Жизнь за царя и Руслан и Людмила. В 1877 с отличием окончил консерваторию и был оставлен в ней профессором гармонии и композиции. Среди учеников Лядова - С.С.Прокофьев и Н.Я.Мясковский. В 1885 Лядов начал преподавать теоретические дисциплины в Придворной певческой капелле. Несколько позже по поручению Императорского географического общества занимался обработкой собранных в экспедициях народных песен и выпустил в свет несколько сборников, высоко ценимых исследователями русского фольклора. Композиторское наследие Лядова невелико по объему и состоит преимущественно из произведений малых форм. Наибольшей известностью пользуются живописные симфонические поэмы - Баба Яга, Волшебное озеро и Кикимора, а также Восемь русских народных песен для оркестра, два сборника детских песен (ор. 14 и 18) и ряд фортепианных пьес (среди них Музыкальная шкатулка). Он сочинил еще два оркестровых скерцо (ор. 10 и 16), кантату Мессинская невеста по Шиллеру (ор. 28), музыку к пьесе Метерлинка Сестра Беатриса (ор. 60) и десять церковных хоров (Десять обработок из Обихода, сборника православных песнопений). В 1909 С.П.Дягилев заказал Лядову для парижских "Русских сезонов" балет по русской сказке о Жар-Птице, но композитор тянул с выполнением заказа так долго, что сюжет пришлось передать И.Ф.Стравинскому. Умер Лядов в деревне под Новгородом 28 августа 1914.

    ЛИТЕРАТУРА

    Михайлов М. А.К. Лядов. Очерк жизни и творчества. Л., 1985

  7. Источник: Энциклопедия Кольера



  8. Энциклопедический словарь

    Ля́дов Анатолий Константинович

    (1855—1914), композитор, дирижёр. Ученик Н. А. Римского-Корсакова. Участник Беляевского кружка. Мастер симфонической и фортепьянной миниатюры. Симфонические картины «Баба-Яга» (1904), «Кикимора» (1909) и др. (на сказочные сюжеты), обработки народных песен, в том числе «Восемь русских народных песен» для оркестра (1906). Профессор Санкт-Петербургской консерватории (с 1886).

    * * *

    ЛЯДОВ Анатолий Константинович

    ЛЯ́ДОВ Анатолий Константинович (1855—1914), русский композитор, дирижер. Участник Беляевского кружка(см. БЕЛЯЕВСКИЙ КРУЖОК). Мастер симфонической и фортепианной миниатюры. Симфонические картины «Баба-Яга» (1904), «Кикимора» (1909) и др. (на сказочные сюжеты), обработки русских народных песен. Профессор Санкт-Петербургской консерватории. (с 1886).

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Музыкальный словарь

    ( 11 V 1855, Петербург - 28 VIII 1914, усадьба Полыновка, ныне Новгородской обл.)

    ...Лядов скромно отвел себе область миниатюры - фортепианной и оркестровой - и работал над ней с большой любовью и тщательностью ремесленника и со вкусом, первоклассного художника-ювелира и мастера стиля. В нем действительно жило прекрасное в национально-русском душевном облике.

    Б. Асафьев

    А. Лядов принадлежит к младшему поколению замечательной плеяды русских композиторов второй половины XIX в. Он проявил себя как талантливый композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. В основе творчества Лядова лежат образы русского эпоса и песенного фольклора, сказочной фантастики, для него характерна проникнутая созерцательностью лирика, тонкое ощущение природы; в его произведениях встречаются элементы жанровой характеристичности и комизма. Музыке Лядова свойственны светлое уравновешенное настроение, сдержанность в выражении чувства, лишь иногда прерываемые страстным, непосредственным переживанием. Большое внимание Лядов уделял совершенствованию художественной формы: непринужденность, простота и изящество, стройная соразмерность - вот его высшее критерии художественности. Идеалом ему служило творчество М. Глинки и А. Пушкина. Он подолгу обдумывал во всех подробностях создаваемые им произведения и потом записывал сочиненное начисто, почти без помарок.

    Излюбленная музыкальная форма Лядова - небольшая инструментальная или вокальная пьеса. Композитор в шутку говорил, что он не выносит больше пяти минут музыки. Все его сочинения - это миниатюры, лаконичные и отточенные по форме. Творчество Лядова невелико по объему, кантата, 12 сочинений для симфонического оркестра, 18 детских песен на народные слова для голоса с фортепиано, 4 романса, около 200 обработок народных песен, несколько хоров, 6 камерно-инструментальных сочинений, свыше 50 пьес для фортепиано.

    Лядов родился в музыкальной семье. Его отец был дирижером Мариинского театра. Мальчик имел возможность слушать в концертах симфоническую музыку, часто бывать в оперном театре на всех репетициях и спектаклях. "Глинку он любил и знал наизусть. "Рогнедою" и "Юдифью" Серова восхищался. На сцене он участвовал в шествиях и толпе, а приходя домой, изображал перед зеркалом Руслана или Фарлафа. Певцов, хора и оркестра он наслушался вдосталь", - вспоминал Н. Римский-Корсаков. Музыкальная одаренность проявилась рано, и в 1867 г. одиннадцатилетний Лядов поступает в Петербургскую консерваторию. Практическим сочинением он занимался у Римского-Корсакова. Однако за пропуски занятий и недисциплинированность в 1876 г. он был исключен. В 1878 г. Лядов вторично поступает в консерваторию и в этом же году блестяще сдает выпускной экзамен. В качестве дипломной работы им была представлена музыка к заключительной сцене "Мессинской невесты" Ф. Шиллера.

    В середине 70-х гг. Лядов знакомится с членами балакиревского кружка. Вот что писал Мусоргский о первой встрече с ним:..."Появился новый, несомненный, оригинальный и русский юный талант"... Общение с крупнейшими музыкантами оказало большое влияние на творческое формирование Лядова. Расширяется круг его интересов: философия и социология, эстетика и естествознание, классическая и современная литература. Насущной потребностью его натуры было размышление. "Клюйте из книги то, что Вам нужно, и развивайте это на свободе, и тогда Вы узнаете, что значит думать, - писал он позже одному из своих друзей.

    С осени 1878 г. Лядов становится педагогом Петербургской консерватории, где ведет теоретические дисциплины у исполнителей, а с середины 80-х гг. преподает и в Певческой капелле. На рубеже 70-80-х гг. Лядов начал дирижерскую деятельность в Петербургском кружке любителей музыки, а позже выступил как дирижер в общедоступных симфонических концертах, учрежденных А. Рубинштейном, а также в Русских симфонических концертах, основанных М. Беляевым. Его дирижерские качества высоко ценили Римский-Корсаков, Рубинштейн, Г. Ларош.

    Музыкальные связи Лядова расширяются. Он знакомится с П. Чайковским, А. Глазуновым, Ларошем, становится участником "беляевских пятниц". В это же время он приобретает известность и как композитор. С 1874 г. выходят в свет первые произведения Лядова: 4 романса ор. 1 и "Бирюльки" ор. 2 (1876). Романсы оказались единственным опытом Лядова в этом жанре, они были созданы под влиянием "кучкистов". "Бирюльки" - первое фортепианное сочинение Лядова, представляющее собой серию мелких разнохарактерных пьес, объединенных в законченный цикл. Уже здесь определяется лядовская манера изложения - камер- ность, легкость, изящность. До начала 1900-х гг. Лядовым было написано и издано 50 опусов. Большинство из них - небольшие фортепианные пьесы: интермеццо, арабески, прелюдии, экспромты, этюды, мазурки, вальсы и др. Широкую популярность завоевала "Музыкальная табакерка", в которой с особой тонкостью и изысканностью воспроизводятся образы кукольно-игрушечного мирка. Из числа прелюдий особенно выделяется Прелюдия си минор ор. 11, мелодия которой очень близка народному напеву "И что на свете прежестоком" из сборника М. Балакирева "40 русских народных песен".

    К наиболее крупным произведениям для фортепиано относятся 2 вариационных цикла (на тему романса Глинки "Венецианская ночь" и на польскую тему). Одной из известнейших пьес стала баллада "Про старину". Это сочинение близко эпическим страницам оперы Глинки "Руслан и Людмила" и "Богатырской" симфонии А. Бородина. Когда в 1906г. Лядов сделал оркестровую редакцию баллады "Про старину", В. Стасов, услышав ее, воскликнул: "Настоящего баяна Вы тут вылепили".

    В конце 80-х гг. Лядов обратился к вокальной музыке и создал 3 сборника детских песен на тексты народных прибауток, сказочек, припевок. Ц. Кюи назвал эти песни "крошечными жемчужинами в самой тонкой, законченной отделке".

    С конца 90-х гг. Лядов с увлечением занимается обработкой народных песен, собранных экспедициями Географического общества. Особенно выделяются 4 сборника для голоса с фортепиано. Следуя традициям Балакирева и Римского-Корсакова, Лядов широко пользуется приемами подголосочной полифонии. И в этой форме музыкального творчества проявляется типичная лядовская черта - камерность (он использует минимальное количество голосов, которые образуют легкую прозрачную ткань).

    К началу XX в. Лядов становится одним из ведущих и авторитетных русских музыкантов. В консерватории к нему переходят специальные теоретические и композиторские классы, среди его учеников С. Прокофьев, Н. Мясковский, Б. Асафьев и др. Смелым и благородным можно назвать поведение Лядова в 1905г., в период студенческих волнений. Далекий от политики, он безоговорочно примкнул к передовой группе преподавателей, протестовавших против реакционных действий РМО. После увольнения из консерватории Римского-Корсакова Лядов вместе с Глазуновым заявил о своем выходе из состава ее профессоров.

    В 1900-х гг. Лядов обращается преимущественно к симфонической музыке. Он создает ряд произведений, продолжающих традиции русской классики XIX в. Это оркестровые миниатюры, сюжеты и образы которых подсказаны народными источниками ("Баба-Яга, Кикимора") и созерцанием красоты природы ("Волшебное озеро"). Лядов называл их "сказочными картинками". В них композитор широко использует колористические и живописные возможности оркестра, следуя по пути Глинки и композиторов "Могучей кучки". Особое место занимают "Восемь русских народных песен для оркестра", в которых Лядов мастерски использовал подлинные народные напевы - эпические, лирические, плясовые, обрядовые, хороводные, выразив разные стороны духовного мира русского человека.

    В эти годы Лядов проявлял живейший интерес к новым литературным и художественным течениям, и это нашло отражение в его творчестве. Он пишет музыку к пьесе М. Метерлинка "Сестра Беатриса", симфоническую картину "Из Апокалипсиса" и "Скорбную песнь для оркестра". В числе последних замыслов композитора - балет "Лейла и Алалей" и симфоническая картина "Купальская ночь" по мотивам произведений А. Ремизова.

    Последние годы жизни композитора были омрачены горечью утрат. Лядов очень остро и тяжело переживал потерю друзей и соратников: один за другим ушли из жизни Стасов, Беляев, Римский-Корсаков. В 1911 г. Лядов перенес тяжелую болезнь, от которой уже не смог оправиться полностью.

    Ярким свидетельством признания заслуг Лядова явилось празднование в 1913 г. 35-летнего юбилея его творческой деятельности. Многие его сочинения и поныне пользуются широкой популярностью и любовью слушателей.

  11. Источник: Музыкальный словарь



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: