Словарь Брокгауза и Ефрона

    вид строфы, сходный с октавой (см. Станс), с той разницей, что имеет не три рифмы, а две, по формуле: abababab. Как видно из названия, эта форма ведет свое происхождение из Сицилии.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (итал. siciliana, буквально — сицилийская)

    получившая распространение с конца 17 в. родственная пасторали (См. Пастораль)инструментальная или вокальная пьеса в размере 6/8 или 12/8, частое ритмом Жига). Чаще встречались медленные С. — как вокальные (оперы Г. Ф. Генделя), так и инструментальные (Г. Ф. Гендель, И. С. Бах, В. Ф. Бах и др.). Воссоздающие жанр С. произведения создавались и позднее (И. Гайдн, В. А. Моцарт и др.).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    СИЦИЛИАНА (итал. siciliana - букв. - сицилийская), вокальная или инструментальная музыкальная пьеса, родственная пасторали, обычно в миноре, музыкальный размер 6/8 или 12/8.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    СИЦИЛИАНА (итальянское siciliana, буквально - сицилийская), вокальная или инструментальная пьеса (размеры 68, 128). С 16 в. - в опере, оратории (ария-сицилиана), в инструментальных сонатах, концертах.

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Литературная энциклопедия

    Сицилиана

    СИЦИЛИАНА — вид октавы (см.), одна из особых так наз. «твердых форм» лирической поэзии итальянского происхождения. Отличительной особенностью С. является то, что она состоит из 8 стихов, построенных всего на двух рифмах (обыкновенно — мужской и женской) в перекрестном чередовании, по схеме: «ab ab ab ab» или «ba ba ba ba». Размер — одинадцати- или тринадцатисложник; в тонико-силлабическом стихосложении он передается 5-стопным (resp. — 6-стопным) ямбом.

    «О, мать-земля, кормящая растенья,

    1 ж a

    Ветвистый лес в тебе укоренен,

    2 м b

    Душистый храм весеннего цветенья,

    1 ж a

    Когда весь мир и юн и опьянен.

    2 м b

    Как нам милы хлебов твоих волненья,

    1 ж a

    Колосья ржи и шелковистый лен,

    2 м b

    Плоды дерев... покров самозабвенья,

    1 ж a

    Когда овраг пургой осеребрен» (В. Гарднер).

    2 м b

    Своеобразие С. сглаживается тем, что по своей структуре она сводится к двум четверостишиям с одинаковой, перекрестной рифмовкой. В настоящее время С. употребляется чрезвычайно редко.

  9. Источник: Литературная энциклопедия



  10. Энциклопедический словарь

    сицилиа́на

    (итал. siciliana, буквально — сицилийская), вокальная или инструментальная музыкальная пьеса, родственная пасторали, обычно в миноре, музыкальный размер 6/8 или 12/8.

    * * *

    СИЦИЛИАНА

    СИЦИЛИА́НА (итал. siciliana, букв. — сицилийская), вокальная или инструментальная музыкальная пьеса, родственная пасторали(см. ПАСТОРАЛЬ), обычно в миноре, музыкальный размер 6/8 или 12/8.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Музыкальная энциклопедия

    (итал. siciliana, франц. sicilienne, букв. - сицилийская).

    1) Вок. или инстр. пьеса, происходящая, по-видимому, от сицилийского нар. танца или танц. песни. Для неё характерно спокойное, плавное движение, обычно в умеренном темпе, в размере 6/8 или 12/8. С. ритмически близка пасторали (а также жиге, форлане): для обеих типичен пунктирный ритм

    , однако С. отличается менее подвижным темпом. Характерными чертами С. являются минорный лад, певучесть, почти полное отсутствие staccato, трёхчастное строение da capo (встречаются также пьесы в старинной двухчастной и др. формах). Первые упоминания о вок. С. относятся к 14 в., однако ранние образцы, равно как и описание танца, не сохранились. Начиная с 16 в. появляются арии-С. (напр., в издании Петруччи, 1505), не наделённые ещё индивидуальными признаками жанра, к-рые определились только в кон. 17 в. Образцы таких С. содержатся во мн. ораториях, кантатах и операх 17-18 вв. (А. Скарлатти, кантата для сопрано, в кн.: А. Шеринг, История музыки в примерах, No 260; Г. ф. Гендель, оратория "Самсон", ария "Your charms to ruin led" No 39 и др.):

    Г. Ф. Гендель. Оратория "Самсон", ария Самсона (No 39).

    С. фигурирует в качестве медленной части в инстр. сюитах, сонатах и концертах А. Корелли, Дж. Б. Мартини, В. Ф. Баха, Г. Ф. Генделя (напр., Concerto grosso c-moll op. 6 No 8 Генделя) и др., а также как самостоят. пьеса (напр., С. для клавесина Д. Скарлатти). Муз. фактура С. бывает 2 типов - простая, гомофонная, иногда с повторяющимися аккордами в сопровождении (напр., в сицилиане Ванеллы из комедии Дж. Перголезн "Влюблённый брат") и более сложная, полифонизированная, с развитыми голосами. Высокие образцы С. (вок. и инстр.) принадлежат И. С. Баху (напр., 2-я часть концерта E-dur для клавесина и струнных, 3-я часть сонаты No 1 g-moll для скрипки solo или 2-я часть сонаты D-dur для виолы да гамба и клавесина, BWV 1028; см. далее).

    Бах часто употребляет типичный для С. ритмич. рисунок (напр., в знаменитой арии альта "Erbarme dich" No 48 из "Страстей по Матфею"). Уникальный случай представляет No 4 из кантаты "Das neugeborne Kindelein" (BWV 122), где ритмич. обороты С. постоянно присутствуют в сопровождении хорала.

    И. С. Бах. Соната для скрипки соло. BWV 1001. Siciliano.

    В результате создаётся своеобразная "С. на хорал". Ритм С. многообразно воспроизводится В. А. Моцартом (фп. сонаты: A-dur, K.-V. 331, I часть; F-dur, K.-V. 280, II часть; рондо a-moll, K.-V. 511; фп. концерт A-dur, K.-V. 488, II часть, и др.). В 19 в. С. была распространена гораздо менее (напр., С. для фп. Дж. Россини, быстрая С. в финале 1-го д. "Роберта-Дьявола" Дж. Мейербера, С. из "Альбома для юношества" Р. Шумана, С. для виолончели и фп. ор. 78 Г. Форе и др.); она встречается в классич. гитарном репертуаре среди соч. Ф. Карулли, М. Каркасси и др. Жанр С. нередко служит основой для романсов и песен (напр., Ф. Шуберт, "Гондольер" и "Дева с чужбины"); широко использовался в "российских песнях" 18 в. (Г. Н. Теплов, О. А. Козловский, А. М. Дубянский). К С. обращаются также для создания локального колорита, напр. Ж. Визе в звуковой картине "Carillon" (средняя часть) в 1-й сюите из "Арлезианки" или П. И. Чайковский в III части симфонии "Манфред" и "Итальянском каприччио". Нек-рые рус. композиторы имитируют С., воссоздавая романтич. образы прошлого (напр., М. П. Мусоргский в "Старом замке" из "Картинок с выставки", А. К. Глазунов в эпизоде из финала скрипич. концерта, цифра 43). В муз. иск-ве 20 в. обращение к С. - одно из средств придания нац. определённости произв. неоклассицистского направления (напр., во 2-й части концерта для двух скрипок, альта и виолончели Казеллы или в XI вариации из 2-й части его же партиты для фп. с оркестром, цифра 25). Образец неоклассицистской трактовки С. содержится в балете Стравинского "Пульчинелла" (No 2, "Серенада"), где композитор использует отрывок из оперы Дж. Перголези "Фламиний". Иногда С. становится объектом стилизации, в частности в фп. сюитах (X. Елинек, сюита in E, А. Руссель, сюита op. 14). В совр. музыке можно встретить также отдельные ритмич. обороты, напоминающие С., напр. в колыбельной Мари из 1-го д. оперы "Воццек" Берга, в пасторальной интерлюдии перед фугой in F из "Ludus tonalis" Хиндемита, в 22-й симфонии Мясковского (II часть, вступление), в 3-й и 6-й прелюдиях из 1-й тетради "Прелюдий и фуг" Щедрина.

    2) Восьмистишная строфа на 2 рифмы с перекрёстным их расположением - abababab. Произошла от итал. нар. песен; распространения не получила, уступив место октаве (abababcc).

    Литература: Heuss A., Die Instrumental-Stьcke des "Orfeo", "SIMG", IV, 1902/03; Dent E., A. Scarlatti, L., 1905, 1960; Springer H., Vilota und Nio, в кн.: Festschrift... von Liliencron, Lpz., 1910; Kretzschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919; Wellesz E., Die Oper und Oratorium in Wien von 1660-1708, "Studien zur Musikwissenschaft", Beihefte der DTЦ, Heft 6, Bd 6, Lpz.-W., 1919; Lоrenz A. O., A. Scarlatti's Jugendoper, v. 1-2, Augsburg, 1927; Flоgel В., Die Arientechnik in den Opera Hдndeis, Lpz., 1929; Schering A., Geschichte der Musik in Beispielen, Lpz., 1931; Wolff H. Сh., Die venezianische Oper in der zweiten Hдlfte des 17. Jahrhunderts, В., 1937; Tibу О., Il problema della "siciliana" dal Trecento al Settecento, "Bollettino del Centro di studi filologici e linguistici siciliani", II, 1954.Т. С. Кюрегян.

  13. Источник: Музыкальная энциклопедия



  14. Большой Энциклопедический словарь

    СИЦИЛИАНА
    СИЦИЛИАНА (итал. siciliana - букв. - сицилийская), вокальная или инструментальная музыкальная пьеса, родственная пасторали, обычно в миноре, музыкальный размер 6/8 или 12/8.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  15. Источник: