Большая Советская энциклопедия

    («Рассе́рженные молоды́е лю́ди»,)

    или «Сердитые молодые люди» («Angry young men»), принятое в критике название группы английских писателей, выступивших в 50-е гг. 20 в. Термин восходит к автобиографической книге Л. А. Пола «Рассерженный молодой человек» (1951); широко распространился после постановки в Лондоне в 1956 пьесы Дж. Осборна «Оглянись во гневе» — в страстных мизантропических монологах её героя дана концентрация настроений «Р. м. л.». Наиболее типичные «Р. м. л.» — романисты Дж. Уэйн, К. Эмис, Дж. Брейн и драматург Осборн, которые, однако, не образовали литературной школы. «Р. м. л.» объединяет недовольство английской буржуазной действительностью и, в частности, положением молодёжи в обществе, протест против социального неравенства, сословного чванства, лжи и лицемерия. Их герой — обычно молодой человек, получивший университетское образование; он разочарован в жизни, недоволен своей работой, обществом, в котором ему нет места. Бунт против принятых норм поведения и морали он проявляет в экстравагантных и шутовских выходках, в скандальном адюльтере, в демонстративном уходе в ряды рабочего класса. «Р. м. л.» не выдвинули положительной программы, их критика носила индивидуалистический характер. К концу 50-х гг. они отошли от прежних тем и героев.

    Лит.: Ивашева В. В., Английская литература XX века, М., 1967; Гозенпуд А. А., Пути и перепутья, Л., 1967; Шестаков Д., Современная английская драма (Осборновцы), М., 1968; Maschler Т. (ed.), Declaration, by С. Wilson [and others], L., 1957; Allsop K., The angry decade, L., 1958; Gindin J., Postwar British fiction, Berk., 1962.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    "РАССЕРЖЕННЫЕ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ" ("Angry young men") - название группы английских писателей, выступивших в 50-х гг. 20 в. с произведениями, отразившими протест молодежи против конформизма, власти денег, социального неравенства и ханжества, не свободный, однако, от нигилистических тенденций (Дж. Уэйн, К. Эмис, Дж. Брейн, Дж. Осборн). В творческой манере преобладало гротескно-сатирическое начало. К кон. 50-х гг. "рассерженные молодые люди" отошли от прежних тем и героев. В США сходное мироощущение выразили "битники" (см. "Разбитое поколение").

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    "Рассе́рженные молоды́е лю́ди"

    или «Сердитые молодые люди» (англ. «Аngry young men»), группа английских писателей 1950-х гг., выступавших против неравенства, лжи и лицемерия общества. В группу входили Дж. Уэйн, К. Эмис, Дж. Брейн. Название группы восходит к автобиографической книге Л. А. Пола «Рассерженный молодой человек». Наиболее известное произведение «Рассерженных молодых людей» – пьеса Дж. Осборна «Оглянись во гневе» (1956), герой которой произносит негодующие монологи о современном обществе и о людях вообще. Обычно герой произведений «Рассерженных молодых людей» – молодой человек, получивший высшее образование, но не находящий себе места в обществе, недовольный работой, семьёй, выражающий свой протест экстравагантными выходками. В США сходное мироощущение имели «битники» («Разбитое поколение»).

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    РАССЕРЖЕННЫЕ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ

    «РАССЕ́РЖЕННЫЕ МОЛОДЫ́Е ЛЮ́ДИ» («Сердитые молодые люди») («Angry Young Men»), группа английских писателей, дебютировавших в литературе в 1950-е гг. и представлявших социально-критическое движение в литературе этого десятилетия.

    «Рассерженные»

    Первоначально было отнесено к пьесе Дж. Осборна(см. ОСБОРН Джон) «Оглянись во гневе» (1956) («сердитая пьеса, написанная сердитым молодым автором»), в том же году им воспользовался Дж. Б. Пристли(см. ПРИСТЛИ Джон Бойнтон) в статье об Осборне и К. Уилсоне, книга которого «Аутсайдер» вышла почти одновременно с постановкой пьесы, а спустя два года появилось первое исследование этого движения под названием «Сердитое десятилетие». Кроме названных авторов, к числу «рассерженных» были отнесены прозаики Дж. Уэйн(см. УЭЙН Джон (писатель)) («Спеши вниз»,1953), К. Эмис(см. ЭМИС Кингсли Уильям) («Счастливчик Джим», 1954), Дж. Брейн(см. БРЕЙН Джон) («Путь наверх», 1957), а также первый роман М. Брэдбери«Кушать людей нехорошо» (1959), написанный с оттенком пародии на сердитых героев и их авторов. В число «сердитых» зачислили и первые романы «рабочих романистов»: «В субботу вечером, в воскресенье утром» (1958) А. Силлитоу(см. СИЛЛИТОУ Алан), «Билли-враль» (1959) К. Уотерхауса; драматургов: Ш. Дилени («Вкус меда», 1958), А. Уэскера (трилогия: «Суп перловый с курицей», 1958; «Корни»,1959; «Я говорю об Иерусалиме», 1960), Дж. Ардена («Пляска сержанта Масгрейва», 1959), Бернарда Копса (герой его пьесы «Гамлет из Степни-Грина», «The Hamlet of Stepney Green», 1959, видит себя в роли Гамлета, мстящего за несостоявшуюся жизнь отца, но более всего страшащегося ее повторить. Нашлись и предтечи «сердитых молодых людей» в лице авторов «университетских романов» Ф. Ларкина(см. ЛАРКИН Филип) («Джилл», 1946) и У. Купера («Сцены провинциальной жизни», 1950).

    Особая линия в литературе

    Произведения этих авторов воспринимались как выражение острого недовольства социальной регламентацией, атмосферой сухой прагматики, приспособленчества и карьеризма. Скептически относясь к перспективам, открывающимся в условиях все более стремительной нивелировки и обезличивания, принимающего тотальный характер, «сердитые молодые люди» вывели на сцену героя (Джим Диксон Эмиса и Джимми Портер Осборна – самые знаменитые его вариации), который осознает себя в качестве постороннего, аутсайдера, не умеющего и не намеренного вписываться в окружающую реальность. Изобретая разные (нередко пародийные и смеховые) формы защиты от ее давления, герой, однако в конечном счете принужден смириться с всесилием законов мира, в котором он живет, и в ситуации серьезного жизненного выбора нередко капитулирует, усваивая кодекс поведения конформиста, хотя и оплачивая это свое решение невосполнимыми моральными потерями.

    «Сердитые молодые люди», не возвещая о себе как о литературном направлении, не выпускали манифестов и программ и не соглашались с попытками критиков объединить их, хотя пьесы их ставились на одной сценической площадке, а выступления нередко скреплялись одним переплетом. Составитель сборника критических выступлений молодых – «Декларации» (1957) – должен был в своем предисловии специально подчеркнуть, что так называемые «сердитые молодые люди» не принадлежат к какому-либо движению, «напротив, прямо или косвенно они нападают друг на друга на этих страницах», а некоторые из «сердитых» не пожелали появиться рядом с теми, чьи взгляды они не разделяют.

    Тем не менее произведения «рассерженных» обозначили ясно просматривающуюся особую линию в литературе 1950-х гг. Для всех этих писателей характерно пристрастие к сюжетам, связанным с трагифарсовыми обстоятельствами нелепо складывающейся судьбы молодого интеллектуала, который стремится, но не может противопоставить механическому существованию окружающих свою духовную независимость и устремления к полноценной яркой жизни. Постоянно принуждаемый оглядываться на общепринятые, на его взгляд пошлые, поведенческие нормы, этот персонаж сочетает в себе черты несмелого бунтаря и циничного приспособленца. Уроки реальной жизни, чаще всего полученные им в общении с убогой и бесцветной провинциальной средой, заканчиваются ощущением необоримости существующих в ней установлений, какую бы иронию с оттенками желчности и гнева они ему поначалу ни внушали.

    Типичная коллизия романов и драматургии «рассерженных» связана с открывающейся герою тривиальностью идеалов, которые владеют сознанием большинства его современников и определяют порядок вещей в обществе, и с поисками собственного места в мире, ощущаемого им как чужой. Однако неприятие ценностей этого мира обычно остается у персонажа сугубо декларативным, выражаясь только в эксцентрических жестах и тайно пестуемом раздражении против ничтожеств, занимающих в обществе доминирующее положение. Конфликт с действительностью не принимает подлинно серьезных форм и может легко смениться компромиссом, поскольку противоборство бессмысленно. Податливость персонажа, по существу, лишенного ответственной этической позиции, оправдывает преобладание комедийного, подчас даже фарсового ракурса, в котором воссоздается коллизия, внешне обладающая значительным и драматическим общественным смыслом.

    Произведения «сердитых молодых людей» не отличались эстетической новизной. Они возрождали традиции реализма с заметным тяготением к натурализму. Наиболее заметную роль они сыграли в обновлении языка драмы после господства на сцене салонных и поэтических пьес. Особый колорит их комической прозе придавала выраженная лирическая интонация, определявшаяся потребностью самовыражения.

    Общественные взгляды большинства писателей, принадлежавших к этой группе, отличались умеренным либерализмом или откровенной консервативностью, приведшей к тому, что с изменением ситуации в 1960-е гг. «рассерженные», в особенности Эмис и Брейн, открыто декларировали свою приверженность правым тенденциям, на консервативные позиции перешел и Осборн, служивший архетипом «сердитого автора».

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

    РАССЕРЖЕННЫЕ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ
    "РАССЕРЖЕННЫЕ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ" ("Angry young men") - название группы английских писателей, выступивших в 50-х гг. 20 в. с произведениями, отразившими протест молодежи против конформизма, власти денег, социального неравенства и ханжества, не свободный, однако, от нигилистических тенденций (Дж. Уэйн, К. Эмис, Дж. Брейн, Дж. Осборн). В творческой манере преобладало гротескно-сатирическое начало. К кон. 50-х гг. "рассерженные молодые люди" отошли от прежних тем и героев. В США сходное мироощущение выразили "битники" (см. "Разбитое поколение").

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: